Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2011 года Дело № 2-5251/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 13 декабря 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе председательствующего Жугановой Н.В. при секретаре Гамаюновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина К.Н. к Администрации города Мурманска о понуждении к признанию жилого дома аварийным, УСТАНОВИЛ: Кузьмин К.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Мурманска о понуждении к признанию жилого дома аварийным. В обоснование указано, что решением исполкома Ленинского райсовета народных депутатов от Дата истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в неблагоустроенном жилом помещении, расположенном в доме № ** по .... Дата отделом по учету и распределению жилой площади Администрации города Мурманска для получения жилищной субсидии на приобретение жилья ему было рекомендовано обратиться в межведомственную комиссию при администрации города для представления документов о состоянии занимаемого жилого помещения. Дата решением Межведомственной комиссии на основании акта Госжилинспекции о нахождении дома в аварийном состоянии в срок до Дата поручено УКС подготовить заключение о техническом состоянии строительных конструкций дома № ** по .... на предмет целесообразности проведения восстановительного ремонта или сносе дома. Указал, что до настоящего времени техническое состояние дома не определено, в связи с чем просил понудить ответчика признать дом аварийным и подлежащим сносу. До рассмотрения дела по существу истец исковые требования уточнил. Просил обязать ответчика организовать до Дата работу межведомственной комиссии для оценки технического состояния дома № ** по ...., по результатам заключения комиссии в течение 30 дней обязать администрацию города Мурманска вынести постановление о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу. Представитель истца Береза И.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненного иска. Пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006, собственник жилого помещения вправе обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании дома аварийным, что и было им сделано. Поскольку до настоящего времени мер не принято, истец вправе обратиться в суд с требованием о понуждении Администрации признать дом аварийным на основании пункта 2 части 1 статьи 6 ЖК РФ. Представитель ответчика Администрации г. Мурманска Анхимова Р.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что истец не имеет правовых оснований предъявления заявленных требований, поскольку признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которой по инициативе ГЖИ начата процедура признания дома аварийным. Истец вправе обжаловать действия или бездействия этой комиссии. Администрацией города права истца не нарушены. Кроме того, указала, что спорный дом находится в общей долевой собственности собственников помещений, истец не представил доказательств того, что имеет полномочия на представление интересов всех собственников помещений в указанном доме. Просила отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица Комитета по жилищной политики Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому с исковыми требованиями не согласился. Указал, что решение вопроса о признании дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. В настоящее время окончательное решение Комиссией не принято, поскольку не представлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций дома, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Суд, выслушав участников процесса, мнение специалиста, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин РФ имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133). В силу части 4 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. На основании пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Пункт 44 Положения регулирует процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, включающую в том числе принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. При этом в силу абзаца 7 указанного пункта, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1 (пункт 48). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49). Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Судом установлено, что Кузьмин К.Н. является собственником жилого помещения - квартиры № ** в доме № ** по .... на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от Дата, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № **. Дата и Дата на основании распоряжений ГЖИ по Мурманской области были проведены проверки технического состояния общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: .... (л.д.8-11). По материалам проверок Дата Государственной жилищной инспекцией Мурманской области составлено заключение, которым постановлено считать дом № ** по .... аварийным (л.д.7). Дата на заседании Межведомственной комиссии по вопросу признания многоквартирного дома № ** по .... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по обращению Государственной жилищной инспекции Мурманской области, вынесено решение Управлению капитального строительства администрации города Мурманска (с 04.10.2011 - ММКУ «Управление капитального строительства») организовать проведение дополнительного обследования строительных конструкций дома № ** по .... с привлечением специализированной организации на предмет целесообразности проведения восстановительных работ, реконструкции или сноса дома (л.д.16). На основании решения Комиссии от Дата, Дата ММКУ «Управление капитального строительства» подготовлены и направлены в отдел по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска документы для проведения аукциона на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций спорного жилого дома. По результатам проведенного Дата аукциона, с ООО **** заключен муниципальный контракт № ** от Дата на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций жилого дома № ** по ...., срок выполнения которых в соответствии с пунктом 4.1 истекает Дата. Таким образом, из представленных документов следует, что установленная Постановлением Правительства процедура признания дома аварийным исполнительным органом власти соблюдена. Предусмотренное процедурой признания дома аварийным Распоряжение межведомственной комиссией, которое может быть оспорено заинтересованным лицом в суде, если он считает, что принятым решением нарушены его права как собственника жилого помещения, в настоящее время не принято. Бездействие межведомственной комиссии истцом не обжаловалось. Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушения прав и законных интересов истца Администрацией города Мурманска. Кроме того, в силу части 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме. Вместе с тем, истцом не представлено суду доказательств того, что иные собственники дома № ** по .... уполномочили его на обращение в суд с указанным иском. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Кузьмина К.Н. к Администрации города Мурманска о понуждении к признанию жилого дома № ** по .... непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: Н.В. Жуганова