2-4919/2011 Оспаривание приказа об увольнении, изменение формулировки увольнения.



Дело № 2-4919

Принято в окончательной форме

13 декабря 2011 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Серовой Ю.Н.,

при секретаре Сухаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова А.В. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении и изменении формулировки увольнения,

УСТАНОВИЛ:

Павлов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - УФСИН по МО) о признании увольнении незаконным, отмене приказа об увольнении и изменении формулировки увольнения.

В обоснование иска указано, что Павлова А.В. проходил службу в УФСИН России по Мурманской области (далее - УФСИН) с Дата. Приказом УФСИН от Дата № ** он уволен из органов уголовно-исполнительной системы по статье 58 п. «д» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника. Своими действиями ответчик нарушил права и законные интересы истца, а также нормы Трудового кодекса РФ, постановления Верховного Совета от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», приказа Минюста России от 06.06.2005 г. № 76 «Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в упреждениях и органах уголовно-исполнительной системы». Просит признать увольнение незаконным, отменить приказ № ** от Дата об увольнении и изменить формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

Дата истец представил в суд дополнения к исковому заявлению, в которых указал, что Дата с ним был заключен контракт № ** о службе в уголовно-исполнительной системе, а Дата он был ознакомлен со своей должностной инструкцией. 01 июля 2011 года истцом был подан рапорт с просьбой уволить его из уголовно-исполнительной системы по пункту «а» статьи 58 (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, рапорт поступил в УФСИН России по Мурманской области Дата (вх. № ** и № **). В соответствии с приказом Управления по Мурманской области Федеральной службы исполнения наказания от Дата № ** он уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту «д» части 1 статьи 58 Положения МВД, в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника. Основанием увольнения послужили результаты проведенной служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины, отраженные в заключении, утвержденном начальником ФБУ № ** УФСИН России по Мурманской области от Дата, а также заключение по факту нарушения условий контракта, утвержденное начальником УФСИН России по Мурманской области от Дата. В заключении от Дата указано, что он нарушил п.п. 5.1., 5.2. и 5.4. контракта, а именно: присягу, пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункт 8 главы 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России № 205 от 03.11.2005. В заключении от Дата содержится вывод, что помимо нарушений отраженных в заключении от Дата он также нарушил положения пункта «л» части 3 статьи 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и требования абзаца 29 пункта 7 приказа Минюста России № 240 от 24.05.2010 «Об утверждении Свода профессиональной-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы».С доводами указанных заключений и изданным на их основании приказом он не согласен. Ответчиком не было учтено, что трудовые (служебные) правоотношения регулируются также нормами Трудового кодекса РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе» и иными нормативными правовыми актами, в том числе международными при условии их ратификации. Полагает, что ответчиком была нарушена процедура служебной проверки, поскольку его не ознакомили с решениями о её проведении и не взяли с него объяснения по факту нарушения служебной дисциплины. При подготовке заключения упущены требования норм приказов и инструкций Минюста России и ФСИН России. На основании вышеизложенного, просит удовлетворить заявленные требований, изменить формулировку увольнения.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований, не отрицал, что получал денежные средства в размере .... рублей от лица, знающего, что он является сотрудником УФСИН и действующего в интересах осужденного, отбывавшего наказание в ФКУ № ** УФСИН МО, за оказанное ему содействие в условно-досрочном освобождении. Пояснил, что по данному факту в суде находится уголовное дело в отношении него, рассмотреть которое он просил в особом порядке, ввиду признания своей вины в полном объеме. Указал, что с приказом о проведении служебной проверки, его ответчик не ознакомил. Кроме того, с него не были взяты объяснения по фактам проверки, в момент проведения которой он находился в следственном изоляторе. Полагает, что должен быть уволен на основании поданного им рапорта об увольнении по собственному желанию

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, указал, что истец получал денежные средства в свободное от работы время, не исполняя свои должностные обязанности, как гражданское лицо, а не как сотрудник УФСИН. Кроме того, истец не вступал в отношения с осужденным, а получал денежные средства от другого лица, поэтому приказ об увольнении истца в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника, является не законным. Пояснил, что истец, находясь в следственном изоляторе, и не мог обратиться в суд для обжалования приказа об увольнении в установленный законом срок, в связи с чем, считает причины пропуска срока обращения в суд с иском уважительными.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили, что истец работал в органах ФСИН с Дата в должности *** ФКУ № **. В ходе проведения совместных      оперативно-профилактических мероприятий Павлов А.В. был задержан при получении денежной суммы за оказание содействия в условно-досрочном освобождении осужденного Б.. По данному факту в отношении Павлова А.В. возбуждено уголовное дело. По результатам служебной проверки Павлов А.В. подлежал увольнению из ФСИН. Дата он подал рапорт об
увольнении его из уголовно-исполнительной системы по собственному
желанию. Вступив в отношения с осужденным, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством, истец нарушил п. 6 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», п. 18 главы 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», Положение о службе в органах внутренних дел, требования приказа об утверждении профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. Не имея оснований характеризовать Павлова А.В. положительно (на момент подачи рапорта истец имел одно действующее дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нахождение на службе в состоянии алкогольного опьянения), работодатель принял решение об увольнении сотрудника по пункту «д» части 1 статьи 58 Положения за нарушение условий контракта со стороны работника. Истец ознакомлен с приказом об увольнении и всеми соответствующими документами Дата. Не согласившись с приказом, истец имел возможность как самостоятельно, так и через адвоката обжаловать действия работодателя в установленный законом месячный срок. Считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием о признании приказа об увольнении незаконным. Указал, что у Павлова А.В. в ходе проведения служебной проверки объяснения сотрудниками ФСИН не брались, поскольку он находился в следственном изоляторе и следователь не давал разрешения на встречу с ним. За основу брались его объяснения, которые он давал в ходе предварительного следствия.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Палов А. В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с Дата. Дата с истцом заключен контракт № ** о службе в уголовно-исполнительной системе в должности в должности *** ФКУ № ** УФСИН России по Мурманской области.

Согласно пунктам 5.1, 5.2, 5.4 Контракта истец обязался служить по нему на условиях, установленных законодательными и нормативным правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе и Контрактом. Соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок. Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в учреждения уголовно-исполнительной системы, регулируются нормами Закона РФ от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах исполняющих наказания», Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992г. N 4202-1 (далее - Положение), приказа Минюста РФ от 03.03.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказа Минюста России от 24.05.2010 № 210 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы».

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношения, возникающим при прохождении службы в органах уголовно-исполнительной системы, в случаях, когда это предусмотрено этими специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы этими специальными нормативными актами и требуют применения норм трудового законодательства по аналогии.

Статьей 3 Положения определено, что правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, само Положение и индивидуальный контракт о службе.

По смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 2 и 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", служба в органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в учреждениях УИС, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус.

Установление законодательством определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих правоохранительную службу в УИС, само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с положениями пункта 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которым, не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой.

Указанное согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и оправдано необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности лиц, которые проходят правоохранительную службу и выполняют обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

В соответствии со ст. 9.1. Положения на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с требованиями п. 18 главы IV Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 № 205, работникам запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством и утвержденными правилами.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы работников уголовно-исполнительной системы, соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы является обязательным для истца как сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В судебном заседании установлено, что Дата в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий сотрудниками ОСБ УФСИН на территории АЗС , расположенной по адресу: ...., был задержан Павлов А.В. при получении денежной суммы в размере .... рублей от А., действовавшего в интересах бывшего осужденного Б., отбывавшего наказание в ФКУ № **. Денежные средства были получены за оказанное содействие в условно-досрочном освобождении Б., приговоренного ****ским межмуниципальным районным судом .... к .... годам 6 месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ст. .... УК РФ. На основании рапорта Павлова А.В., а так же положительной характеристики, выданной штатным психологом учреждения по ходатайству Павлова А.В., осужденный Б. был условно-досрочно освобожден.

По данному факту, Дата Следственным комитетом Российской Федерации по Мурманской области было возбуждено уголовное дело в отношении Павлова А.В. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Приказом начальника УФСИН от Дата № ** Павлов А.В. отстранен от должности в связи с проведением проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины.

На основании приказа начальника ФБУ № ** УФСИН России по МО № ** от Дата была организована и проведена служебная проверка.

Согласно заключению служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины со стороны майора внутренней службы Павлова А.В. от Дата своими действиями, выразившимися в получении денежного вознаграждения в сумме .... рублей от А., за ранее оказанное содействие в условно-досрочном освобождении осужденного Б., содержавшегося в ФБУ № ** УФСИН, в результате которого последний был освобожден Дата, Павлов А.В. нарушил предусмотренные п.п. 5.1, 5.2, 5.4. условия контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, а именно:

- Присягу сотрудника уголовно-исполнительной системы, в части не соблюдения законов Российской Федерации (приложение № 2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 №4202-1),

- п. 6 ст. 17 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выразившееся в несоблюдении сотрудником уголовно-исполнительной системы запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации,

- п. 18 главы 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 в части вступления в отношения с осужденными, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством.

За нарушение указанных пунктов контракта Павлов А.В. подлежит увольнению из органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 17.14 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 06.06.2005 № 76, на сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками, на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из уголовно-исполнительной системы. На сотрудников представленных к увольнению по пункту «д» ст. 58 Положения, к представлению об увольнении прилагается заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта.

Из заключении, утвержденного начальником УФСИН России по МО, по факту нарушений условий контракта со стороны ****** Павлова А.В. от Дата следует, что со стороны Павлова А.В. были не соблюдены условия контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, предусмотренные пунктами 5.1. и 5.2., а именно: вступлением в отношения с осуждённым, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством, он нарушил требования нормативно-правовых документов: п. 6 ст. 17 Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 18 главы 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.03.2005 № 205, п. «л» части 3 ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также требования приказа Минюста России от 24.05.2010 № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы».

За нарушение указанных условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, выразившееся в несоблюдении требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, ****** Павлова А.В., *** ФКУ № ** УФСИН, подлежит увольнению из уголовно-исполнительной системы по пункту «д» (в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника) части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Дата Павлов А.В. подал рапорт об увольнении его из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «а» (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Одновременно им был написан рапорт об отказе от прохождения военно-врачебной комиссии.

В силу п. 17.15 Инструкции при определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга лет для назначения пенсии, отношение к службе, а также льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением.

Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, с его согласия указывается та из них, которая дает право на получение наибольших гарантий и компенсаций.

Руководствуясь данной нормой, не имея оснований характеризовать Павлова А.В положительно, поскольку на момент подачи рапорта истец имел одно действующее дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нахождение на службе в состоянии алкогольного опьянения (приказ ФКУ № ** от Дата № **), приказом УФСИН по МО от Дата № ** ответчик уволил Павлова А.В. из уголовно-исполнительной системы Дата по пункту «д» части 1 статьи 58 Положения, в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о нарушении истцом условий контракта, установлены в ходе служебной проверки, назначенной приказом начальника ФКУ № ** № ** от Дата, а также в заключении, утвержденном начальником УФСИН России по МО, по факту нарушений условий контракта, а значит, у ответчика имелись все основания для увольнения истца по пункту «д» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В судебном заседании ответчик заявил о пропуске истцом месячного срока для обращения в суд с требованием о призвании приказа об увольнении незаконным. Суд не может согласиться с позицией ответчика, поскольку истец не имел возможности обратиться с иском в указанный срок, так как содержался под стражей по постановлению ****ского районного суда .... от Дата об избрании меры пресечения в виде заключения под стражей. Суд находит данные причины уважительными, поэтому указанный срок подлежит восстановлению.

Мнение представителя истца о том, что истец не вступал в отношения с осужденным, а получал денежные средства от другого лица, суд считает ошибочным, поскольку денежные средства были переданы истцу за оказанное им содействие осужденному в условно-досрочном освобождении, в результате которого он был освобожден условно-досрочно из мест лишения свободы.

Доводы истца и его представителя о том, что ответчиком была нарушена процедура служебной проверки, поскольку с Павлова А.В. не были взяты объяснения по поводу произошедшего события, суд считает не состоятельными, поскольку объяснения истца не повлияли бы на результаты служебной проверки, с учетом того, что в судебном заседании истец не отрицал факта получения денежных средств в размере .... рублей от лица, действующего в интересах осужденного, отбывавшего наказание в ФКУ № ** УФСИН МО, за оказанное ему содействия в условно-досрочном освобождении. Кроме того, из материалов дела и пояснений истца следует, что в суде находится уголовное дело в отношении него по вышеуказанным обстоятельствам, рассмотреть которое он просил в особом порядке, ввиду признания своей вины в полном объеме.

Ссылка представителя истца на то обстоятельство, что истец получал денежные средства в свободное от работы время, не исполняя свои должностные обязанности, как гражданское лицо, а не как сотрудник УФСИН, опровергается пояснениями истца о признании своей вины и обвинительным заключением по уголовному делу, о рассмотрении которого истец ходатайствовал в особом порядке, содержащим указание на использование Павловым А.В. своего служебного положения.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что приказ УФСИН по МО от Дата № ** об увольнении истца из уголовно-исполнительной системы по пункту «д» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, является законным, поэтому он не подлежит отмене, а значит, требования истца суд оставляет без удовлетворения.

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Павлова А.В. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении и изменении формулировки увольнения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                                                           Ю.Н. Серова