2-5395/2011 Обязание предоставить жилое помещение по договору социального найма.



Дело № 2-5395/2011

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи                  Гапеенко Е.В.,

при секретаре                                                                Андросовой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ломакина П.А. к администрации города Мурманска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ломакин П.А. обратился в суд с иском к администрации г.Мурманска о предоставлении ему отдельной благоустроенной квартиры в пределах города Мурманска, отвечающей требованиям жилищного законодательства, по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что он с Дата по Дата проходил службу в органах внутренних дел в должности *** милиции отдела ОРУИМ ОВД ****ского округа г.Мурманска. С Дата по настоящее время он проходит службу в органах внутренних дел в должности ***** милиции ОВД по ****скому округу г.Мурманска, и по месту прохождения службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Совместно с ним постоянно проживают члены его семьи - супруга А. и несовершеннолетний сын Б., которые также являются нуждающимися в улучшении жилищных условий совместно с ним. Поскольку в нарушение требований статьи 30 Закона РФ «О милиции», а также статьи 49 Жилищного кодекса РФ до настоящего времени жилая площадь в виде отдельной квартиры ему и членам его семьи ответчиком не предоставлена, просит суд обязать ответчика предоставить ему и членам его семьи: супруге и сыну отдельную благоустроенную квартиру в пределах города Мурманска, отвечающую требованиям жилищного законодательства, на условиях договора социального найма.

В судебном заседании Ломакин П.А. и его представитель заявленные требования поддержали. Суду пояснили, что с требованиями о предоставлении жилого помещения истец неоднократно обращался как к руководству ОВД по ****скому округу г.Мурманска, так и к руководству УВД Мурманской области, а также в администрацию г.Мурманска. Вместе с тем, до настоящего времени данные обращения оставлены без внимания.

Представитель ответчика администрации г.Мурманска исковые требования не признала, указав, что правовых оснований для этого не имеется. Суду пояснила, что истец в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации не состоит. Часть 1 статьи 30 Закона РФ «О милиции», на которую истец ссылается в качестве правового обоснования заявленных требований, непосредственно не решает вопросы постановки на учет по улучшению жилищных условий сотрудников милиции органами местного самоуправления. В ней однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Законом РФ «О милиции» закреплено право сотрудников милиции на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома. При этом, в Законе не содержится указание, из какого жилищного фонда, на каких основаниях и каким органом предоставляются соответствующие жилые помещения, что не позволяет обеспечить единообразие в толковании и применении норм материального права. Вместе с тем, Жилищным кодексом РФ установлен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, согласно которому категориям граждан, указанным в федеральных законах, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда в случае наделении соответствующих органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению сотрудников милиции жилыми помещениями. Полагает, что после вступления в силу Жилищного кодекса РФ указанное положение Закона «О милиции» в части обеспечения жильем сотрудников милиции пришло в противоречие с Жилищным кодексом РФ, которым не предусмотрено первоочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма сотрудникам милиции. Указала, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковыми уполномоченными милиции предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, исковые требования не признала. Указала, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как в соответствии с п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 года, оно не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Суду пояснила, что исковые требования подлежат удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств того, что он обращался в администрацию города Мурманска с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, был поставлен на такой учет, но в течение шести месяцев жилая площадь ему не была предоставлена. Также полагает, что при рассмотрении заявленного спора суду следует руководствоваться ФЗ «О полиции», а не Законом РФ «О милиции». В данном случае с учетом требований действующего законодательства, сотруднику, замещающему должность *** полиции, должно быть предоставлено служебное помещение специализированного, а не муниципального жилищного фонда. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители 3-их лиц Управления Министерства внутренних дел по Мурманской области (далее по тексту - УМВД по МО) и отдел полиции № ** УМВД России по г.Мурманску о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменных возражений не представили, однако, их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Третье лицо А., действующая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Б., в судебное заседание не явилась, согласно заявлению дело просила рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.

Суд, выслушав пояснения истца и представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).

В развитие Конституционный положений Закон РФ «О милиции», учитывая особые условия деятельности сотрудников милиции, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты.

Судом установлено, что спорные правоотношения, а также право истца на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий возникло в период действия Закона РФ «О милиции», следовательно, при разрешении указанного спора суду следует руководствоваться требованиями данного нормативно-правового акта.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 года сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В приведенной статье нет ограничения в праве предоставления участковым инспекторам милиции жилого помещения по договору социального найма.

С учетом данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 февраля 2005 года № 58-О по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", подтвердил, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

Кроме того, сама по себе часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Также в данном определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Жилое помещение на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи (статья 40 Конституции Российской Федерации). Однако Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий вправе принять специальные акты, на основании которых и должны разрешаться конкретные дела.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).

При этом в соответствии с частью 3 данной статьи помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что Ломакин П.А. с Дата по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, с Дата - в должности *** милиции отдела ОРУИМ ОВД ****ского округа г.Мурманска, с Дата - в должности ***** полиции отдела *** полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № ** УМВД России по г.Мурманску (справка УМВД России по г.Мурманску от Дата).

Дата Ломакин П.А. был временно зарегистрирован по адресу ...., и Дата снят с регистрации по адресу: ....

В свою очередь, согласно справки МУП МРИВЦ от Дата, с Дата по Дата Ломакин П.А. временно зарегистрирован в принадлежащем В. жилом помещении по адресу: ....

По указанному адресу, совместно с ним, также временно зарегистрированы его супруга А., а также несовершеннолетний сын Б., Дата рождения.

Сотрудник милиции, являющийся нанимателем жилого помещения, вправе проживать в нем совместно с членами своей семьи, а также вселять в занимаемое им служебное жилое помещение родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это согласие всех совершеннолетних членов семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Согласно пунктов 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мурманской области, утвержденных решением Мурманского областного исполнительного комитета № 92 от 17.04.1991 года, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится, в том числе, по месту работы совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Пунктами 16, 20 Правил предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения.

Согласно списку лиц, состоящих на учете в жилищно-бытовой комиссии ОВД по ****скому округу г Мурманска по состоянию на Дата, Ломакин П.А. с Дата, с составом семьи: супруга - А., состоит на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д. 59-63).

Данные списки соответствуют предъявляемым требованиям, поскольку какой -либо обязательной формы списков действующим законодательством РФ не установлено.

Согласно справки и.о. начальника тыла УМВД России по г.Мурманску от Дата Ломакин П.А. состоит в списке сотрудников (пенсионеров) УМВД России по г.Мурманску, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указанные документы подтверждают факт принятия Ломакина П.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. установленном порядке.

В свою очередь из материалов дела следует, что Ломакин П.А. и его супруга А. какого-либо жилого помещения (квартира, дом, доля в квартире) в собственности не имеют.

Пунктом 1.2.2 приказа МВД РФ № 18 от 05.01.1996 года «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» предусмотрено, что руководители ОВД были обязаны направлять списки вновь принятых на учет сотрудников в органы власти для осуществления контроля.

Аналогичная норма (с уточнением органов власти как органов местного самоуправления) содержится в пункте 5 сменившего вышеуказанный документ приказа МВД РФ № 345 от 24.05.2003 года.

Поскольку Ломакин П.А. был принят на учет в качестве нуждающегося Дата, обязанность ежегодно направлять о нем сведения в органы местного самоуправления, на ОВД ****ского округа г.Мурманска действующим законодательством РФ не была возложена.

Из материалов дела следует, что в Дата (протокол заседания ЖБК ОВД по ****скому административному округу г.Мурманска от Дата, л.д. 56, обращение в администрацию г.Мурманска от Дата, л.д. 58) начальник ОВД ****ского округа г. Мурманска обратился к главе администрации г. Мурманска с ходатайством о предоставлении жилого помещения Ломакину П.А. и членам его семьи (л.д. 20, 21), однако, администрация г. Мурманска в своем ответе указала, что законных оснований для внеочередного предоставления жилого помещения истцу не имеется.

В то время, как факт постановки истца, с составом семьи : супруга - А., на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы на основании Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Мурманской области», утвержденных решением Мурманского областного исполнительного комитета № 92 от 17 апреля 1991 года, подтвержден материалам дела.

Таким образом, анализируя изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что до настоящего времени отдельная квартира истцу и членам его семьи не предоставлена, истец состоит на учете с Дата по месту работы, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о понуждении предоставить истцу и членам его семьи: супруге и сыну, отдельную благоустроенную квартиру в пределах города Мурманска, отвечающую требованиям жилищного законодательства, на условиях договора социального найма.

При этом доводы представителя администрации г.Мурманска о том, что истец на учёте в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в органе местного самоуправления не состоит, суд считает не имеющими правового значения для существа рассматриваемого дела, поскольку в силу положений Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» N 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года, лица, состоящие в списке очередников по месту работы, - не имеют обязанности по постановке на учёт в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в органе места самоуправления.

Удовлетворяя исковые требования Ломакина П.А. о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения, суд возлагает данную обязанность на администрацию г.Мурманска, поскольку на момент вынесения решения правовых оснований для возложения данной обязанности на государственные органы не имеется.

На основании изложенного, Закона РФ «О милиции, «Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» № 188-ФЗ от 29.12.2004 года, статьей 49-51 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Мурманска предоставить Ломакину П.А. и членам его семьи: супруге А., сыну Б. отдельную благоустроенную квартиру в пределах города Мурманска, отвечающую требованиям жилищного законодательства, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:                                                                   Е.В.Гапеенко