2-5019/2011 Оспаривание действий органа местного самоуправления.



Мотивированное решение изготовлено 10 января 2012 года

Дело № 2-5019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года         город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре - Солдатовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Заполярье» об оспаривании бездействия Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по корректировке платы за теплоснабжение в 2009 году,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Заполярье» обратилось в суд с заявлением об оспаривании бездействия Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по корректировке платы за теплоснабжение в 2009 году.

В обоснование заявления указано, что решением общих собраний собственников помещений многоквартирных домов № **, № **, № ** по .... выбран способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья и создано ТСЖ «Заполярье». Многоквартирные дома № **, № **, № ** по .... не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Подпунктом «а» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлена обязанность исполнителя услуги производить один раз в год корректировку размера платы за отопление при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При этом, как указывает заявитель, потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. Поскольку исполнителем коммунальной услуги - теплоснабжение в 2009 года по отношению к указанным собственникам являлся КРГХ, на нем лежит обязанность произвести корректировку платы за отопление в 2009 году. Однако данные действия, несмотря на обращения граждан, произведены не были, чем, соответственно, нарушаются их права и законные интересы. Просит признать бездействие незаконным и обязать заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем производства действий по корректировке платы за 2009 год.

Впоследствии заявитель уточнил требования в части устранения нарушений, просил обязать заинтересованное лицо произвести корректировку платы за 2009 год отдельно в отношении каждого жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 и подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года.

В судебном заседании представитель ТСЖ «Заполярье» Минтюков А.А. поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Василенко Н.В. возражала против удовлетворения заявления о признании бездействия КРГХ. Суду пояснила, что с Дата большинство УК и ТСЖ начали выполнять свои обязательства, установленные ст. 161 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ № 307, по предоставлению населению, проживающему в находящихся в управлении многоквартирных домах, коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, для чего заключили договоры теплоснабжения с энергоснабжающими организациями. При этом в настоящее время УК и ТСЖ самостоятельно, через расчетные центры выставляют населению единые платежные документы на оплату оказанных коммунальных услуг. В ситуации, когда самостоятельные расчетные центры по поручению УК и ТСЖ выставляют населению единые платежные документы на оплату ЖКУ, произвести населению корректировку платы за 2009 г. комитет может только по договоренности с УК и ТСЖ. В связи с тем обстоятельством, что многоквартирные дома № **, № **, № ** по .... находятся в управлении ТСЖ «Заполярье» и именно ТСЖ в настоящее время выставляет гражданам ЕПД на оплату жилищно-коммунальных услуг, корректировка размера платы за отопление, исходя из положений п.19 указанных Правил № 307, в настоящее время может быть отражена только в ЕПД, предъявляемом к оплате гражданам самим заявителем. Для изменения формы ЕПД путем указания на уменьшение размера платы за отопление в связи с выполненной корректировкой платы должно наличествовать волеизъявление самого ТСЖ, выставляющего к оплате ЕПД. Таким образом, требование заявителя о понуждении комитета к осуществлению корректировки размера платы за отопление жильцам многоквартирных домов неисполнимо в отсутствие волеизъявления ТСЖ «Заполярье». Учитывая то обстоятельство, что заявителем не указано, каким образом и в каком размере Комитет должен произвести корректировку платы за отопление в настоящее время, если жильцам ЕПД на оплату ЖКУ выставляет сам заявитель, Комитет усматривает единственно возможным вариантом в целях восстановления прав граждан, проживающих в многоквартирных домах № **, № **,№ ** по .... на корректировку платы за отопление в 2009 году, заключить четырехстороннее соглашение между заявителем, МУП «МРИВЦ», КРГХ и ресурсоснабжающей организацией, которая в настоящее время осуществляет теплоснабжение данных домов. В этих целях Комитет письмом от Дата направил в адрес ТСЖ «Заполярье» проект Соглашения об осуществлении корректировки платы за отопление. Полагает, что направление данного соглашения свидетельствует о готовности Комитета осуществить корректировку размера платы, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия комитета в части не проведения корректировки платы за отопление.

Представитель заинтересованного лица ОАО " ОАО 1 " в судебном заседании пояснил, что договор теплоснабжения между ТСЖ «Заполярье» и ОАО " ОАО 1 " заключен только Дата, оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Мурманска просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МУП ****** также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, из представленного письменного отзыва следует, что на основании Соглашения от Дата об осуществлении корректировки платы за отопление населению за период с Дата по Дата, заключенному между КРГХ администрации города Мурманска, ЗАО " ОАО 2 ", МУП ****** и ГОУТП ***, Комитет произвел корректировку платы за отопление за 2009 год.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что решением общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах № **, № **, № ** по .... от Дата выбран способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья и создано ТСЖ «Заполярье». Дата ТСЖ «Заполярье» зарегистрировано.

Многоквартирные дома № **, № **, № ** по .... не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

Как следует из статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда и контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Подпунктами «а» и «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых, общих квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.

Следовательно, в случае отсутствия индивидуальных и коллективных приборов учета количество тепловой энергии, расходуемой для отопления и водоснабжения в горячей воде жилых помещений, находящихся в жилых домах, должно определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги, установленной для населения.

В указанном случае подпункт «а» пункта 19 Правил содержит обязательное для исполнения требование о проведении корректировки размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам не реже 1 раза в год.

При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества фактически потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Пунктом 3 Правил определено, что "исполнителем коммунальных услуг" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

В 2009 году исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах № **, № **, № ** по .... являлась управляющая организация ОАО " ОАО 2 " на основании договоров управления с собственниками помещений в многоквартирных домах.

При этом, как следует из материалов дела и пояснений сторон, в 2009 году тепловая энергия в указанные многоквартирные дома поставлялась энергоснабжающей организацией - ГОУТП *** на основании договора теплоснабжения, заключенного не с управляющей компанией ОАО " ОАО 2 ", а с КРГХ администрации города Мурманска.

В Дата собственники обратились в ОАО " ОАО 2 " с заявлениями о производстве перерасчета платы за тепловую энергию за 2009 год. Данные заявления были перенаправлены в КРГХ администрации города Мурманска. Из писем КРГХ администрации города Мурманска следует, что корректировка платы за отопление будет произведена после расторжения всех договоров с поставщиками услуг теплоснабжения и сверки всех расчетов.

Как пояснил в судебном заседании представитель КРГХ администрации города Мурманска, между КРГХ администрации города Мурманск и ГОУТП *** после расторжения договора теплоснабжения были произведены сверки расчетов, при этом, со стороны КРГХ администрации города Мурманска были оплачены ГОУТП *** только реально предоставленные ресурсы теплоснабжения. Излишне выплаченные населением денежные средства за предоставленное в 2009 году теплоснабжение, КРГХ администрации города Мурманск населению возвращены не были.

В связи с тем, что в настоящее время многоквартирные дома № **, № **, № ** по .... находятся в управлении ТСЖ «Заполярье», именно данное ТСЖ выставляет гражданам ЕПД на оплату жилищно-коммунальных услуг. Корректировка размера платы за отопление должна быть отражена в ЕПД, предъявляемым к оплате гражданам. Так как ЕПД к оплате предъявляется ТСЖ, для изменения формы ЕПД путем указания на уменьшение размера платы за отопление в связи с выполненной корректировкой платы, должно иметь место волеизъявление ТСЖ, выставляющего к оплате ЕПД.

Из материалов дела следует, что Дата Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска обращался к председателю правления ТСЖ «Заполярье» с письмом о перерасчете платы за отопление, из которого следует, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ТСЖ «Заполярье», как исполнитель коммунальных услуг с Дата, обязано заключить договор теплоснабжения с поставщиком тепла. Также Комитет направил проект четырехстороннего соглашения для оформления, в связи с тем, что корректировка платы за отопление осуществляется в рамках четырехстороннего соглашения, заключаемого между Комитетом по развитию городского хозяйства, МУП ******, ТСЖ и поставщиком тепла. Из письма следует, что после оформления соглашения и предоставления сведений о выполнении перерасчета по услуге «отопление» за 2009 год жильцам многоквартирных домов № **, № **, № ** по ...., отраженных в сводной ведомости начисления, денежные средства будут перечислены теплоснабжающей организации в соответствии с четырехсторонним соглашением, а теплоснабжающая организация, в свою очередь, уменьшит размер денежных средств на эту сумму по счету за отпущенную теплоэнергию ТСЖ.

С учетом того, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ № 307, при осуществлении корректировки коммунальных платежей предусмотрен порядок, при котором в случае переплаты жильцами за услуги теплоснабжения за прошедший период им уменьшается размер оплаты за услуги теплоснабжения за текущий период с внесением необходимых изменений в Единый платежный документ, выставляемый исполнителем коммунальных услуг, то есть в данном случае заявителем, а КРГХ в настоящее время не участвует в процессе предоставления коммунальных услуг жильцам указанных домов и исполнителем коммунальных услуг не является, суд полагает, что в настоящее время для восстановления нарушенных прав жильцов указанных домов по производству корректировки оплаты за теплоснабжение за 2009 год единственно допустимым способом является заключение соответствующего четырехстороннего соглашения между КРГХ, расчетной организацией - МУП ******, исполнителем коммунальных услуг - ТСЖ «Заполярье», ресурсоснабжающей организацией - ОАО " ОАО 1 ".

При этом условиями такого соглашения должны явиться внесение корректив по оплате за услуги теплоснабжения жильцам рассматриваемых домов за 2009 год в сторону пропорционального уменьшения настоящих текущих платежей, указываемых в ЕПД, выставляемых ТСЖ «Заполярье», с возмещением выпадающих в связи с внесением указанных корректив доходов ресурсоснабжающей организации - ОАО " ОАО 1 " со стороны КРГХ посредством осуществления платежей через МУП ******.

С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым возложить на Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска обязанность по принятию мер, направленных на подготовку проекта и заключение соглашения между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Товариществом собственников жилья «Заполярье», Муниципальным унитарным предприятием ****** и Открытым акционерным обществом " ОАО 1 " об осуществлении корректировки размера платы за предоставленные коммунальные услуги в виде отопления в 2009 году потребителям, проживающим в многоквартирных домах № **, № **, № **, расположенных по ....

Поскольку к управлению вышеперечисленными многоквартирными домами заявитель приступил в Дата, договор теплоснабжения между ТСЖ «Заполярье» и ОАО " ОАО 1 " был заключен лишь Дата, а в Дата Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в адрес заявителя направлялся первоначальный проект указанного выше соглашения о корректировке, который оставлен без рассмотрения, суд не находит оснований для признания бездействия Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по корректировке платы за теплоснабжение в 2009 году в отношении жильцов рассматриваемых многоквартирных домов не законным.     

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

Поскольку требования заявителя удовлетворенны частично, с КРГХ администрации города Мурманска в пользу ТСЖ «Заполярье» подлежит взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 2.000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Товарищества собственников жилья «Заполярье» об оспаривании бездействия Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по корректировке платы за теплоснабжение в 2009 году, удовлетворить частично.

Возложить на Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска обязанность по принятию мер, направленных на подготовку проекта и заключение соглашения между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, Товариществом собственников жилья «Заполярье», Муниципальным унитарным предприятием ****** и Открытым акционерным обществом " ОАО 1 " об осуществлении корректировки размера платы за предоставленные коммунальные услуги в виде отопления в 2009 году потребителям, проживающим в многоквартирных домах № **, № **, № **, расположенных по ....

В остальной части заявленных требований, отказать.

Взыскать с Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в пользу Товарищества собственников жилья «Заполярье» расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 2.000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий                                                 А.В. Кулдыкин