2-5865/2011 Оспаривание решения призывной комиссии.



Дело № 2-5865/2011

Мотивированное решение

изготовлено 10 января 2012 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 декабря 2011 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Балакшиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сапрыкина Д.А. об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Мурманской области Мурманской области о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Сапрыкин Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Мурманской области о призыве на военную службу.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании проведенного Дата контрольного медицинского освидетельствования, решением призывной комиссии военного комиссариата субъекта РФ отменено решение призывной комиссии г.Мурманска об освобождении его от призыва на военную службу.

Заявитель не согласен с данным решением, поскольку в Дата он был освобожден от призыва на военную службу в связи с признанием ограниченно годным по заключению врача-специалиста-офтальмолога и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, установивших у него заболевание «Миопия 6,5Д обоих глаз».

Просит суд признать незаконным отменить решение врача-специалиста-офтальмолога, участвующего в проведении КМО от Дата о неподтверждении заключения врача-специалиста-офтальмолога и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, данных в отношении Сапрыкина Д.А.

До судебного заседания заявитель уточнил исковые требования, просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата города Мурманска Мурманской области от Дата о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В судебное заседание истец не явился, извещался судом по известному месту жительства, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с участием своего представителя.

Представитель заявителя - А. - о дате, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, представителя заявителя.

Представители заинтересованного лица призывной комиссии г. Мурманска - Коржов В.А., Рубан С.В., - возражали против заявленных требований, указав, что в период медицинского освидетельствования установлено, что у заявителя заболевание <данные изъяты>, что позволяет признать его годным к военной службе с незначительными ограничениями. Кроме того, на дату судебного заседания права заявителя не нарушены, поскольку решением призывной комиссии Мурманской области от Дата решение о призыве Сапрыкина Д.А. отменено.

Выслушав представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, обозрев личное дело призывника, суд находит заявление последнего не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее - Закон) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Сапрыкин Д.А., Дата г.р., состоит на учете в отделе военного комиссариата по городу Мурманску Мурманской области; и, в связи с отсутствием законных оснований для освобождения, либо отсрочки от призыва, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.

Поскольку, как следует из части 4 статьи 26 Закона, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.1999 № 587, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия). В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - призывные пункты).

Согласно пунктам 5 и 6 Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (далее - повестки).

Частью 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе. Одной из обязанностей военно-врачебных комиссий (далее - ВВК), как органов, проводящих военно-врачебную экспертизу, является организация и проведение медицинского освидетельствования, в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе. При этом организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию, как следует из пункта 13 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Из пояснений сторон следует, что Дата заявитель явился на медицинское освидетельствование, где прошел осмотр врача - офтальмолога. Ему поставлен диагноз: <данные изъяты>.

Кроме того, на медицинский осмотр Сапрыкиным Д.А. были представлены результаты рефрактометрии от Дата, подтверждающие диагноз: <данные изъяты>.

Суд не принимает доводы заявителя о том, что его диагноз: <данные изъяты>, основанный на заключении врача -офтальмолога Б. ОП ООО ***** от Дата.

Поскольку, как следует из заключения от Дата врачом Б. применялся при осмотре метод: скиаскопия. Аппаратный метод рефрактометрии не применялся.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста врач-офтальмолог В., имеющая высшее медицинское образование, стаж работы .... лет, являющаяся заведующей офтальмологическим отделением МУЗ № ** пояснила, что более объективным и точным способом определения зрения является метод рефрактометрии, поскольку это аппаратный метод, исключающий субъективизм врача. Метод скиаскопии представляет собой осмотр врачом-офтальмологом с применением необходимых инструментов, и не исключает субъективную оценку врача -офтальмолога в зависимости от опыта работы, применения необходимых инструментов.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе определено Расписание болезней, по которым проводится освидетельствование граждан, подлежащих призыву.

Как следует из пунктов 1, 2 и 3 Приложения, существует несколько категорий годности к военной службе, а именно: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Как установлено в судебном заседании, призывной комиссией Сапрыкин Д.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, то есть, отнесен к категории «Б-....», поскольку на основании ст.34 графы 1 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 ), только при близорукости более 6Д любого глаза заявитель не подлежал бы призыву.

Заключение врача-офтальмолога В. от Дата, данные рефрактометрии от Дата подтверждают наличие у Сапрыкина Д.А. близорукости менее 6Д.

Согласно пункта 17 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», при наличии оснований, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представляемых призывником в приемную комиссию.

Пунктом 35 Приложение № 1 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе предусмотрено, что граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.

В соответствии с пунктом 1 приложения 31 к указанной Инструкции, граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе в том числе и медицинские документы о состоянии здоровья.

Согласно пунктам 17-19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к воинской службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию.

Судом установлено, что до Дата заявитель прошел медицинское освидетельствование врачами-специалистами в соответствии с требованиями статьи 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», представил данные параклинического обследования, по результатам которого вынесено заключение «Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями». При этом заявителем призывной комиссии документов, свидетельствующих о заболеваниях, на основании которых можно было принять иное решение - не представил. В связи с чем, Сапрыкин Д.А. призван на военную службу.

Пунктом 2 статьи 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

Согласно Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 123 граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Таким образом, если при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании будет установлены отклонения в состоянии здоровья, изменяющих категорию годности заявителя к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменит решение призывной комиссии о его призыве.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что медицинское освидетельствование Сапрыкина Д.А.проведено по полным данным состояния его здоровья, в связи с чем, решение призывной комиссии от Дата является законным и обоснованным, в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.

Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время отсутствует нарушение прав заявителя, поскольку решением призывной комиссии Мурманской области от Дата отменено решение о призыве Сапрыкина Д.А. от Дата.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 60, 194-199,254-257, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Сапрыкина Д.А. об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата города Мурманска Мурманской области о призыве на военную службу оставить - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Ж.А. Свиридова