Дело № 2-2385/12
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2012 года
Октябрьский районный суд г.Мурманска
в составе: председательствующего судьи Гапеенко Е.В.,
при секретаре Андросовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисниченко А.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г.Мурманска о признании решения незаконным, включении в стаж работы по специальности периодов работы, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Лисниченко А.М. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что на ее обращение к ответчику Дата с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 9 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» был получен отказ, ввиду того, что документально подтвержденный стаж ее работы в плавсоставе составил 05 лет 09 месяцев 08 дней при требуемом не менее 10 лет. Так, из стажа ее работы в плавсоставе были исключены периоды работы в плавсоставе на ледоколе «***» в период с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата, поскольку согласно представленных документов она не числилась в составе экипажа данного ледокола, а в период с Дата по Дата судно стояло в ремонте. Считает данный отказ незаконным, поскольку общий стаж ее работы в районах Крайнего Севера позволяет рассчитывать на право досрочного назначения пенсии. На момент подачи заявления о назначении досрочной пенсии, она достигла возраста 45 лет. С Дата по Дата, а также с Дата по Дата, в том числе, в спорные периоды, она работала постоянный рабочий день в режиме полной рабочей недели в плавсоставе в должности буфетчика ледокола «***» морского флота МТФ ОАО «Норильский никель». Указанное судно относится к морским; к группе портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, к группе служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения не относится. В связи с этим полагает, что при определении специального трудового стажа в плавсоставе, необходимо учитывать и прибавлять к стажу, сформировавшемуся в связи с работой в ОАО «***» и ООО «***», стаж ее работы в плавсоставе в ОАО «Норильский никель» на ледоколе «***» в указанный выше период в количестве 4 лет 7 месяцев и 2 дня. При суммировании указанных периодов работы ее общий трудовой стаж работы в плавсоставе на морских судах составляет 10 лет 4 месяца и 13 дней. Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, она имела необходимый для этого трудовой стаж, достигла 45 летнего возраста и представила все необходимые для назначения пенсии, документы, просит суд признать решение ответчика от Дата об отказе в назначении пенсии в соответствии с пп.9 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным; обязать ответчика включить в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости указанные выше спорные периоды работы, которые были исключены; обязать ответчика назначить ей пенсию по старости по вышеназванным основаниям с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с Дата; а также взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы.
В судебном заседании представитель Лисниченко А.М. на удовлетворении заявленных требований настаивал, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель ответчика — ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г.Мурманска исковые требования не признала. Указав, что истцом не подтвержден факт ее работы в спорные периоды в плавсоставе, поскольку согласно справке капитана ледокола «***» от Дата, архивной справке ФГУ «***» от Дата в те периоды, когда Лисниченко А.М. значилась в судовых ролях, ледокол «***» выходил за пределы акватории порта 3 раза на ходовые испытания. В те периоды, когда ледокол совершал рейсы в соответствии со своим назначением истец не значилась в судовых ролях. Просит в иске отказать.
Представители третьего лица – ОАО «ГМК «Норильский никель» заявленные исковые требования поддержали, указав, что истцом представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у нее стажа работы более 10 лет на морских судах в плавсоставе, а доводы ответчика об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии являются несостоятельными.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, согласно пункта 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Согласно пункту 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001 лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В судебном заседании установлено, что решением комиссии ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Мурманска (далее по тексту — УПФ) №*** от Дата Лисниченко А.М., ***, было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Так, из стажа работы истца были исключены периоды ее работы в плавсоставе на ледоколе «***» в должности буфетчицы в период с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата, поскольку согласно представленных документов она не числилась в составе экипажа данного ледокола, а в период с Дата по Дата судно стояло в ремонте.
Вместе с тем, указанное решение УПФ нельзя признать законным в силу следующего.
Право работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 оценивается по следующим критериям: 1) подтверждение постоянной занятости лица в качестве плавающего состава судна; 2) суда, на которых работает лицо не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Соответственно, вопрос о том, какие суда относятся к тем, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение, или какие суда относятся к тем, работа на которых не дает плавсоставу права на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, в каждом конкретном случае решается справкой, выдаваемой судовладельцем (работодателем).
Следовательно, в данном случае для определения права Лисниченко А.М. на досрочное назначение трудовой пенсии необходимо подтверждение того, что должность работника относится к плавсоставу, а судно, на котором она работала, не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
По смыслу пункта 6 постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» (в редакции от 08.08.2003 г.) основным документом, подтверждающим стаж работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из представленной копии трудовой книжки истца следует, что в период с Дата по Дата, а также с Дата по состоянию на Дата, в том числе, в спорные периоды, она работала в должности буфетчика ледокола «***» Мурманского транспортного филиала ОАО «Норильский никель».
Приказом капитана ледокола «***» ОАО «ГМК «Норильский никель» №*** от Дата Лисниченко А.М. была зачислена в штат плавсостава указанного ледокола в качестве члена экипажа на должность буфетчицы с назначением всех видов довольствия.
Приказом капитана л/к «***» №*** от Дата истец была уволена.
В последующем приказом капитана л/к «***» №*** от Дата Лисниченко А.М. была вновь зачислена в штат плавсостава указанного ледокола в качестве члена экипажа на должность буфетчицы с назначением всех видов довольствия, предусмотренных для членов экипажа плавсостава, где работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждаются указанной выше копией трудовой книжки истца, приказами капитана л/к «***» по личному составу за Дата-Дата (л.д.28-45), справкой ОАО «ГМК «Норильский никель» №*** от Дата (л.д. 46).
Факт того, что истец была зачислена в плавсостав л/к «***» на должность буфетчицы подтверждается также штатным расписанием ледокола, табелями учета рабочего времени в спорные периоды, а также приказами по личному составу о предоставлении Лисниченко А.М. отпусков за отработанный период времени, выходных дней.
Кроме того, согласно справки ОАО «ГМК «Норильский никель» №*** от Дата, Лисниченко А.М. в период с Дата по Дата и с Дата по Дата работала в Мурманском транспортном филиале ОАО «ГМК «Норильский никель».
При этом, в периоды с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата истец работала постоянно полный рабочий день в режиме полной рабочей недели в плавсоставе в должности буфетчицы л/к «Дудинка» морского флота в условиях, дающих право на назначение ей льготной пенсии по старости по пп. 9 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 27).
Также, из указанной справки следует, что ледокол «***» является морским судном, к группе служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения не относится.
Порт приписки судна - порт Мурманск.
Кроме того, согласно представленных расчетных листов истца за период с Дата по Дата Лисниченко А.М., как члену экипажа л/к «***», работающей в должности буфетчицы, заработная плата исчислялась истцу в соответствии с п. 13.2.3 Положения об оплате труда работников Мурманского транспортного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель», утвержденного приказом директора ОАО «ГМК «Норильский никель» №*** от Дата (далее — Положение). При этом, ей производились доплаты за работу в особых условиях труда, а также за плавание в каботаже.
Согласно п. 13.1.5, плата за работу в каботаже производится членам экипажей судов филиала. При этом, для осуществления расчетов доплаты, каботажем признается все время работы на судне за исключением периодов, за которые производилась выплата инвалюты взамен суточных (выплата инвалюты взамен суточных за каждые сутки заграничного плавания, п. 13.1.4 Положения).
При разрешении спора суд учитывает также Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», пунктом 9 которого определено, что при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в специальный стаж, наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов, либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту по погрузочно-разгрузочными операциями межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Поскольку из пояснений представителей ОАО «ГМК «Норильский никель» установлено, что ледокол «***» в спорные периоды не находилось в консервации, не выводилось в отстой, и представителем ответчика доказательств обратного, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено, суд полагает, что в указанные спорные периоды работы статус судна (применительно к его эксплуатации) и характер трудовой деятельности Лисниченко А.М. соответствовал критериям, как содержащимся в Указании Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», так и в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
При таких обстоятельствах, суд проанализировав изложенное в совокупности с представленными суду доказательствами, приходит к выводу, что в указанные спорные периоды работы, которые были исключены ответчиком из общего стажа работы Лисниченко А.М., последняя работала в качестве члена экипажа л/к «***» в плавсоставе на морском судне, что дает ей право на включение данных периодов общей продолжительностью 4 года 7 месяцев и 2 дня в специальный трудовой стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В свою очередь, с учетом стажа работы Лисниченко А.М. в ОАО «***» и ООО «***» - 05 лет 09 месяц и 08 дней, общий стаж ее работы в плавсоставе на морских судах при суммировании указанных периодов работы по состоянию на Дата (день обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии) составляет 10 лет 4 месяца и 13 дней.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии она имела специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратилась с заявлением в пенсионные органы Дата, следовательно, с этого времени ей должна быть назначена трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пп. 9 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины, уплаченной при подаче рассматриваемого искового заявления.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27, пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», руководствуясь статьями 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение комиссии государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г.Мурманска от Дата, согласно которому Лисниченко А.М. отказано в назначении пенсии, незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска включить в специальный трудовой стаж Лисниченко А.М., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы в ОАО «ГМК «Норильский никель»: с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата; с Дата по Дата.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ Октябрьском округе г. Мурманска назначить Лисниченко А.М. досрочную трудовую пенсию по старости с Дата.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ Октябрьском округе г. Мурманска в пользу Лисниченко А.М. судебные расходы в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий: Е.В.Гапеенко