о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда



Мотивированное решение

изготовлено 14 июня 2012 года

Дело № 2-2894/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2012 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Жугановой Н.В.

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонина А.Б. к обществу с ограниченной ответственностью «Мурманское бюро путешествий и экскурсий», обществу с ограниченной ответственностью «ИнтАэр» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

                        

УСТАНОВИЛ:

Афонин А.Б. обратился в суд с иском к ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий», ООО «ИнтАэр» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что Дата между ним и ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» заключен договор на реализацию туристского продукта к путевке №***. ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» по его поручению произвело бронирование туристической путевки у оператора ООО «ИнтАэр» по маршруту Адрес***-Адрес***-Адрес*** с Дата по Дата, туристы – Афонин А.Б., ФИО1, ФИО2, ФИО3. Стоимость путевки составила *** рублей. Однако, Дата по прибытию в Адрес*** им было сообщено, что их заграничные паспорта украдены у сотрудника фирмы ООО «ИнтАэр» Дата и компенсация путевки будет произведена только после реализации тура. Они были вынуждены сдать билеты на Дата и приобрести билеты на Дата по маршруту Адрес***-Адрес***, при этом, при сдаче билетов на Дата была удержана компенсация в сумме *** рублей, по *** рублей с каждого билета. Кроме того, при поездке Адрес***-Адрес*** и обратно ими были произведены расходы на питание и проезд около *** рублей, при подготовке к отпуску ими приобреталась различная одежда и другие необходимые вещи для отдыха всего на сумму около *** рублей. Также при получении загранпаспортов была оплачена государственная пошлина в сумме 7 400 рублей, за оформление шенгенских виз он уплатил 7 500 рублей. Также он не смог воспользоваться чеками «***» на сумму *** евро, поскольку при реализации чеков необходимо предъявление загранпаспорта. Кроме того, семье был причинен моральный вред, который он оценивает в *** рублей. До настоящего времени вопрос о компенсации материального ущерба и морального вреда не решен. Просит взыскать с ответчиков стоимость путевки в размере *** рублей, стоимость железнодорожных билетов по маршруту Адрес***-Адрес*** в размере *** рубля, стоимость авиабилетов по маршруту Адрес***-Адрес*** в размере *** рублей, компенсацию за сдачу билетов в размере *** рублей, расходы на питание и проезд в сумме *** рублей, расходы на приобретение летней одежды и других необходимых вещей в сумме *** рублей, расходы по получению загранпаспортов в сумме 7 400 рублей и виз в сумме 7 500 рублей, а также неполученные по чекам «***» денежные средства в сумме *** евро, что эквивалентно *** рублям 88 копейкам, а также компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии с участием представителя.

Представитель истца Лукичева С.Н. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила взыскать с ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» агентское вознаграждение в сумме *** рублей 87 копеек, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, с ООО «ИнтАэр» - материальный ущерб в оставшейся сумме *** рублей 01 копейка и компенсацию морального вреда в сумме *** рублей. Полагала, что затраты на проезд в Адрес*** и обратно понесены истцом по вине ответчика ООО «ИнтАэр», который не сообщил своевременно об утрате документов. Указанными действиями ответчика истцу причинен также моральный вред. Пояснила, что, прибыв в Адрес*** с целью вылета в тур, истец и его семья были поставлены в известность сотрудником туроператора в невежливой форме о краже их документов. При этом извинения им принесены не были. Указанные обстоятельства причинили истцу и его семье нравственные страдания, переживания по поводу несостоявшегося отпуска.

Представитель ответчика ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» в судебном заседании с заявленным иском согласилась частично в сумме агентского вознаграждения. Суду пояснила, что о краже паспортов им было сообщено ООО «ИнтАэр» только Дата, т.е. на тот момент истец с семьей уже выехал из Адрес***.

Ответчик ООО «ИнтАэр», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил.

В представленном ранее письменном отзыве указал, что кража паспортов является обстоятельством, которое повлекло невозможность исполнения обязательств по предоставлению туристической поездки, за данное обстоятельство ни одна из сторон не несет ответственность. Истцу необходимо обращаться с требованиями о возмещении материального ущерба в рамках статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, т.е. к лицу, причинившему ущерб. Степень вины сотрудника, допустившего кражу, может быть установлена только по результатам разрешения уголовного дела, возбужденного по факту кражи. Полагал необоснованными требования о взыскании *** рублей за приобретение летней одежды, обуви, приспособлений для отдыха, расходов бытового характера в сумме *** рублей, *** евро за чеки «***», расходов за оформление загранпаспортов и шенгенских виз, ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о необходимости несения данных расходов в связи с туристической поездкой. Заявленный размер компенсации морального вреда считал завышенной.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, суд частично удовлетворяет исковые требования.

Правоотношения между гражданином, приобретающим туристские услуги для личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

На основании статьи 781 Гражданского Кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Пунктом 3 статьи 781 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Как установлено судом, Дата между турагентом ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» и Афониным А.Ю. заключен договор о реализации туристского продукта к путевке №***. Согласно пункту 2.1 указанного договора исполнитель по поручению заказчика бронирует туристическую путевку у оператора ООО «ИнтАэр» в Адрес*** (***). Туристическая поездка была оформлена на четверых туристов: Афонина А.Б., ФИО1, ФИО3 и ФИО2 в период с Дата по Дата (л.д.20-21).

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора от Дата туроператором, являющимся непосредственным исполнителем туристских услуг, входящих в турпродукт является ООО «ИнтАэр», исполнитель является агентом туроператора и действует при реализации турпродукта по поручению туроператора.

В силу пункта 4.1 договора заказчик обязался произвести оплату тура в размере *** рублей в срок не позднее, чем за 30 дней до предполагаемой даты отъезда. Непосредственно стоимость самого тура составила *** рублей 13 копеек, агентское вознаграждение ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» составило *** рублей 87 копеек

Истец исполнил свои обязательства и произвел в полном объеме оплату тура, что подтверждается выданной Дата туристской путевкой №*** (л.д. 23), а также квитанцией к приходному кассовому ордеру №*** от Дата.

Дата истец с семьей прибыл в Адрес***, выезд происходил из Адрес*** Дата. По прибытии, сотрудником ООО «ИнтАэр» было сообщено, что паспорта и иные документы истца и его семьи были украдены, кража произошла Дата в период времени с 18-00 часов до 20-00 часов, указанное подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела №*** от Дата. При этом истец не был поставлен в известность о случившейся краже до Дата, что ответчиками не оспаривалось.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Туристская деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» подпадает под действие гражданского законодательства, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и соответственно на нее распространяются все общие положения и принципы предпринимательства.

В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Кроме того, обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставить потребителю полную информацию об услуге предусмотрена в статье 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в соответствии с пунктом 1 которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение обязательств произошло по вине самого потребителя либо вследствие действия непреодолимой силы. При этом бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит, согласно п.6 ст.28 Закона «О защите прав потребителей», - на исполнителе.

Доказательств, свидетельствующих о вине истца, либо обстоятельствах непреодолимой силы, ответчиками не предоставлено. Ответственность за не предоставление истцу услуги по туристической путевки №*** от Дата лежит на туроператоре ООО «ИнтАэр». В то же время, судом не установлено виновных действий со стороны ответчика ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий», поскольку о факте кражи им было сообщено туроператором только Дата, что ООО «ИнтАэр» не оспаривалось.

Судом было установлено, что согласно агентскому договору №*** от Дата, заключенному между ООО «ИнтАэр» (принципал) и ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» (агент), последний взял на себя обязательства от своего имени и за счет ООО «ИнтАэр» осуществлять продвижение и реализацию туристам и иным заказчикам туристских услуг, представляемых ООО «ИнтАэр».

В соответствии с п. 7.9 договора №*** от Дата ООО «ИнтАэр» как туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками турпродукта за действия (бездействия) третьих ли, на которых принципалом возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами.

Пунктом 7.14 указанного договора установлено, что ответственность за передачу пакета документов для путешествия, включающих в себя перевозочные документы (не электронные билеты) и/или заграничные паспорта туристов, ранее переданные принципалу для оформления визы, лежит на принципале.

В счет оплаты путевки истца ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» перечислило ООО «ИнтАэр» сумму в размере *** рублей 13 копеек, что подтверждается платежными поручениями №*** от Дата и №*** от Дата, *** рублей 87 копеек является комиссионным вознаграждением ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий».

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании стоимости туристической путевки в сумме *** рублей 13 копеек с ООО «ИнтАэр» и комиссионного вознаграждения в размере *** рублей 87 копеек с ООО «Мурманское бюро путешествий и экскурсий».

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В связи с изложенным исковые требования Афонина А.Б. о взыскании понесенных расходов на приобретение железнодорожных билетов по маршруту Адрес***-Адрес*** в сумме *** рубля, на приобретение авиабилетов по маршруту Адрес***-Адрес*** в сумме *** рублей, а также компенсации за сдачу авиабилетов на Дата в размере *** рублей, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, т.к. при своевременном уведомлении истца о невозможности осуществить поездку по путевке в связи с кражей документов, указанные выше расходы не были бы им понесены.

Кроме того, судом удовлетворяются требования истца о взыскании с ответчика ООО «ИнтАэр» расходов, связанных с получением новых заграничных паспортов частично в сумме *** рублей, поскольку суду не представлено доказательств оплаты государственной пошлины за оформление заграничного паспорта Афониным А.Б. Суд относит указанные расходы к убыткам истца, поскольку данные расходы понесены им в связи с утратой документов.

Таким образом, в пользу истца с ООО «ИнтАэр» подлежит взысканию реальный ущерб в размере *** рублей 13 копеек.

Суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании расходов на питание и проезд в сумме *** рублей, расходов на приобретение летней одежды и других необходимых вещей в сумме *** рублей, расходов по получению шенгенских виз в сумме 7 500 рублей, а также неполученных по чекам «***» денежных средств в сумме *** евро, что эквивалентно *** рубля 88 копеек, поскольку истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса не представлено доказательств несения данных расходов.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите прав потребителя» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Как установлено в судебном заседании, в результате ненадлежащего выполнения ответчиком ООО «ИнтАэр» своих обязательств, права истца были нарушены.

При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, физических и нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости, и определяет его в сумме *** рублей.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» суд не находит, поскольку свои обязательства перед истцом данный ответчик исполнил надлежащим образом. В данном случае документы были похищены у сотрудника ООО «ИнтАэр», в связи с чем обязанность по извещению истца о данном факте лежала именно на ответчике ООО «ИнтАэр».

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчиков в доход бюджета также подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Афонина А.Б. к обществу с ограниченной ответственностью «Мурманское бюро путешествий и экскурсий», обществу с ограниченной ответственностью «ИнтАэр» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» в пользу Афонина А.Б. денежные средства в сумме *** рублей 87 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ИнтАэр» в пользу Афонина А.Б. денежные средства в сумме *** рублей 13 копеек, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, а всего *** рублей 13 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мурманское бюро путешествий и экскурсий» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 1 016 (одна тысяча шестнадцать) рублей 03 копейки.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ИнтАэр» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 6 732 (шесть тысяч семьсот тридцать два) рубля 13 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий_____________