2-1617/2011 Обязание к заключению договора на приватизацию.



Мотивированное решение

изготовлено 22 апреля 2011 года

Дело № 2-1617/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 апреля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Жугановой Н.В.

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щетинина Р.М. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Щетинин Р.М. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения № ** в доме № ** по ....

В обоснование требований указано, что он зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении на основании договора найма жилого помещения, заключенного между его матерью А. и Комитетом по развитию городского хозяйства. В заключении договора на бесплатную передачу квартир в собственность А. было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение является общежитием и приватизации не подлежит, а также не входит в реестр муниципальной собственности и Комитетом имущественных отношений администрации г. Мурманска не зарегистрировано право собственности на данное жилое помещение. Поскольку А. отказалась от участия в приватизации в пользу истца, в приватизации иного жилья истец и его мать никогда не участвовали, иных прав на недвижимое имущество не имеют, просил обязать ответчика заключить с ним договор на бесплатную передачу спорного жилого помещения в свою собственность.

В судебное заседание истец Щетинин Р.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил вынести решение на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящих Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Судом установлено, что нанимателю квартиры А. на основании договора найма жилого помещения в общежитии № ** от Дата Комитетом по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска от имени собственника муниципального образования город Мурманск предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты № ** в доме № ** по .... для временного проживания.

Согласно справке ГОУ «МФЦ МО» от Дата в комнате № ** дома № ** по .... с Дата по настоящее время зарегистрирована А., Щетинин Р.М.

На основании нотариально удостоверенного заявления от Дата, А. отказалась от участия в приватизации жилого помещения № ** в доме № ** по ....

В силу статьи 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 24 декабря 2004 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использующихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Согласно приведенной норме, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Как предусматривает часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственного имущества от Дата № **, на основании акта приема-передачи от Дата, имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением ***** часть жилого дома, этаж: <данные изъяты>, общей площадью .... кв.м, в том числе нежилые помещения площадью .... кв.м., расположенные по адресу: ...., передано в муниципальную собственность г. Мурманска и исключено из реестра федерального имущества. При этом из федеральной в муниципальную собственность подлежали передаче только квартиры.

В соответствии с Приказом Комитета имущественных отношений города Мурманска от Дата № ** «О передаче федерального имущества в муниципальную собственность города Мурманска», изданном во исполнение распоряжения от Дата № **, помимо указанных в распоряжении жилых квартир, вошли также и помещения общежития (№ **-№ **, № **-№ **), впоследствии в связи с проведенной инвентаризацией нумерация помещений была изменена.

Приказом Комитета имущественных отношений администрации города Мурманска № ** от Дата общежитие, расположенное в ...., было в одностороннем порядке исключено из реестра муниципальной собственности и письмом от Дата № ** в адрес ФГУ ***** были направлены акты приема-передачи и акты-авизо для подписания и обратного приема на баланс ФГУ ***** указанного общежития.

Вместе с тем, письмом от Дата ФГУ ***** вернула без подписания данные акты, сообщив, что возврат и восстановление вышеуказанных объектов на баланс ***** не целесообразен.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что спорное общежитие фактически на баланс ФГУ ***** не передано, то есть остается в ведении уполномоченного органа местного самоуправления города Мурманска - Комитета имущественных отношений города Мурманска. До решения вопроса о юридической принадлежности данного имущества исключение его в одностороннем порядке из реестра муниципальной собственности в соответствии с Приказом Комитета имущественных отношений администрации города Мурманска № ** от Дата является преждевременным.

Поскольку общежитие по адресу: .... было принято в муниципальную собственность, что подтверждается материалами дела, то после вступления в силу Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статус общежития был утрачен в силу закона.

Соответственно, у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», и ссылки ответчика на пункта 1 статьи 92 Жилищного Кодекса РФ и статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» о том, что комнаты в общежитии не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем, а также приватизации, не могут быть признаны обоснованными.

Пункт 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ определяет жилое помещение как «изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)».

Из поэтажного плана и экспликации дома № ** по .... следует, что жилое помещение № ** является структурно обособленным изолированным помещением и состоит из жилой комнаты общей площадью .... кв.м., в том числе жилой площадью .... кв.м.

До настоящего времени право собственности на спорное жилое помещение надлежащим образом в установленном законом порядке не оформлено, фактически данное имущество находится в ведении органа местного самоуправления города Мурманска - Комитета имущественных отношений города Мурманска, то есть данный орган является фактическим владельцем спорного жилого помещения, однако указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина на бесплатную передачу квартиры в собственность и заключению соответствующего договора, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, истец в соответствии со статьями 2, 6 и 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет законное право на получение спорного жилья в собственность.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Щетинина Р.М. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска заключить с Щетининым Р.М. договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения № ** в доме № ** по ...., общей площадью .... квадратных метра, жилой площадью .... квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Жуганова