2-1066/2011 Оспаривание решения органа государственной власти.



Дело № 2-1066

Мотивированное решение изготовлено 20.04.2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 года

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе: председательствующего судьи Гапеенко Е.В.,

при секретаре: Титовой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Василькиной Т.Э. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области о признании бездействия, решений незаконными, понуждении к обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Василькина Т.Э. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что Дата она в соответствии с Порядком организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, обратилась в Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м в районе ...., под строительство индивидуального жилого дома. Решением Министерства от Дата в удовлетворении данного заявления было отказано, по причине того, что испрашиваемая территория в соответствии с градостроительным планом муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов г.Мурманска № 7-85 от 25 июня 2009 года, определена под общественно-деловую зону (зону обслуживания объектов производственной и предпринимательской деятельности). В соответствии с градостроительными регламентами проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, объекты индивидуального жилищного строительства не входят в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования объектов названной зоны. Считает данное решение неправомерным и подлежащим отмене, поскольку Министерство на момент вынесения решения допустило бездействие, выразившееся в не обеспечении рассмотрения ее заявления о предоставлении земельного участка для строительства на заседании земельной комиссии. Решением Совета депутатов № 7-85 от 25 июня 2009 года утвержден Генеральный, а не градостроительный план муниципального образования г.Мурманск, в соответствии с которым предусмотрено развитие и формирование специализированных общественно-деловых зон и то на .... Сведения об общественно-деловой зоне, на которую ссылается Министерство в своем отказе, в государственном кадастре недвижимости (Приложение № ** - кадастровый план территории от Дата) отсутствуют. Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться, в том числе, жилые дома. Отказав ей в предоставлении земельного участка под строительство жилого дома, Министерство и Земельная комиссия создали препятствие к осуществлению ее права по выбору места жительства, гарантированного Конституцией РФ. Просит суд признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не обеспечении рассмотрения ее заявления о предоставлении земельного участка для строительства на заседании земельной комиссии на момент вынесения Министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка от Дата; признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерства от Дата полностью; признать незаконным решение Земельной комиссии, оформленное протоколом от Дата полностью, возложив на указанную комиссию обязанность по принятию решения о предоставлении ей на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м, расположенного в кадастровом квартале № ** ...., под строительство индивидуального жилого дома. Просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Василькиной Т.Э. заявленные требования поддержал, приводя доводы о наличии у истца права на получение в аренду земельного участка.

Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя Министерства. В представленном ранее отзыве указано, что решение об отказе истцу в предоставлении земельного участка является законным и обоснованным.

Представитель ответчика - Земельной комиссии в судебное заседание также не явился. Согласно представленному письменному отзыву просит в удовлетворении исковых требований к Земельной комиссии отказать, поскольку она не является надлежащим ответчиком по заявленному спору, так как полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства обладает Министерство имущественных отношений Мурманской области. Дело просит рассмотреть в отсутствие представителя Земельной комиссии.

Представитель третьего лица - Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в суд представил письменный отзыв, в котором указано, что проект Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск с учетом поступивших замечаний и предложений по проекту от жителей города и от юридических лиц готовится к утверждению в 1-м полугодии 2011 года. Дело просит рассмотреть в отсутствие представителя Комитета.

Представитель третьего лица - администрации города Мурманска в судебное заседание также не явился, надлежащим образом уведомлялся о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий).

Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства.

В силу части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

По смыслу указанных выше норм предоставление земельных участков гражданам на основании их заявлений является правом органа государственной власти либо органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Василькина Т.Э. Дата обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** ...., под строительство индивидуального жилого дома.

Решением Министерства от Дата № ** истцу в предоставлении земельного участка отказано на основании мотивированного заключения администрации города Мурманска о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Мурманской области от 15 октября 2007 года № 483-ПП «Об образовании земельной комиссии» формирование границ земельных участков и подготовка решений Правительства Мурманской области о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, осуществляется с учетом решений Земельной комиссии.

В соответствии с пунктом 1.8 Порядка организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г. № 139-ПП (далее - Порядок) Министерство территориального развития Мурманской области в течение 5 рабочих дней направляет в администрацию муниципального образования город Мурманск (далее - администрация г. Мурманска) запрос о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с приложением копии заявления.

Пунктом 1.9 Порядка предусмотрено, что администрация г. Мурманска в течение 10 рабочих дней направляет в Министерство территориального развития Мурманской области информацию о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка.

Согласно пункту 1.10 Порядка установлено, что Министерство территориального развития Мурманской области обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, на заседании Земельной комиссии.

В силу пункта 2.1 Порядка предоставление земельных участков для строительства может осуществляться в аренду и согласно пункта 2.2 Порядка, Министерство территориального развития Мурманской области в течение 10 дней со дня принятии решения Земельной комиссией направляет в администрацию города Мурманска обращение с приложением копии заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в целях организации работ, указанных в пункте 2.3 Порядка, о чем письменно информирует заявителя.

Постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 N 53-ПП "О передаче Министерству имущественных отношений Мурманской области дополнительных функций" Министерству имущественных отношений Мурманской области переданы определенные функции Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, в том числе и по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства.

При этом, Министерство направило заявление Василькиной Т.Э. с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, для рассмотрения на заседании Земельной комиссии.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 1.1. Постановления Правительства Мурманской области № 53-ПП от 18 февраля 2010 года, пунктом 1.8 Порядка организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства, Министерство обратилось в администрацию г.Мурманска с запросом от Дата № ** с просьбой направить в адрес Министерства информацию о возможности предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ...., либо мотивированное заключение о невозможности предоставления земельных участков.

Согласно ответу администрации г.Мурманска № ** от Дата о невозможности представления земельных участков по .... для строительства индивидуальных жилых домов испрашиваемая территория является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, в отношении территорий, подлежащих застройке, осуществляется подготовка документации по планировке территории, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ. Подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов.

Градостроительным планом муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов г. Мурманск от 25.06.2009г. № 7-85, испрашиваемая территория определена под общественно-деловую зону (зону обслуживания объектов производственной и предпринимательской деятельности).

В связи с этим, решением Министерства имущественных отношений Мурманской области № ** от Дата отказано в удовлетворении заявления Василькиной Т.Э. о предоставлении ей на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м, расположенного в кадастровом квартале № ** .... под строительство индивидуального жилого дома.

На заседании Земельной комиссии, состоявшемся Дата в числе других вопросов, был рассмотрен вопрос о возможности предоставления земельного участка по .... под строительство индивидуального жилого дома Василькиной Т.Э., по результатам чего также было принято решение об отказе заявителю в предоставлении данного земельного участка.

О принятых решениях истец была уведомлена надлежащим образом, что не оспаривалось ее представителем в судебном заседании.

Таким образом, заявление Василькиной Т.Э. о предоставлении ей земельного участка под строительство индивидуального жилого дома было рассмотрено Министерством имущественных отношений Мурманской области в рамках возложенных на него полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, согласно части 6 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурного - бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Ссылка представителя истца в обоснование заявленных требований на часть 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, необоснованна, поскольку указанной нормой Закона предусмотрена возможность нахождения жилых домов в общественно-деловых зонах, но не возложена обязанность на органы государственной власти и местного самоуправления по выделению земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиками был соблюден порядок рассмотрения заявления истца о выделении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, предусмотренный Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г. № 139-ПП. На заседании Земельной комиссии, при рассмотрении заявления кворум имелся, что подтверждается протоколом заседания Комиссии от Дата, распоряжением Правительства Мурманской области от Дата за № **.

Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общественно-деловой зоны, является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого отказа, принятого с учетом изложенных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципов управления и распоряжения земельными участками.

Доказательств того, что земельный участок, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенный в кадастровом квартале № ** .... может быть предоставлен под строительство индивидуального жилого дома, истцом и его представителем, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлено.

Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о бездействии ответчиков и, как следствие нарушение законных прав и интересов истца, судом не установлено.

Проанализировав изложенные обстоятельства в их совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что правовых оснований для предоставления истцу на праве аренды указанного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома не имеется.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Василькиной Т.Э. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области о признании бездействия, решений незаконными, понуждении к обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий: Е.В.Гапеенко