Дело № 12-552
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2010 года город Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Дорошенко Г.В.,
При секретаре Корняковой М.О.
рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО ***** Мазур Б.В. на постановление заместителя начальника отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками гидротехническими сооружениями Минючица М.И. № ** от Дата о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками гидротехническими сооружениями Минючица М.И. № ** от Дата директор ООО ***** Мазур Б.В. привлечен к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного взыскания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за нарушение требований Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» и «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» (ПБ 03-438-02).
Считая постановление незаконным, Мазур Б.В. подал на него жалобу.
В обоснование указал, что ООО ***** не является собственником Илохранилища, так как по договору купли-продажи от Дата, заключенному с конкурсным управляющим ******* указанное илохранилище передано в собственность ООО ****. Кроме того, Илохранилище никак не задействовано в производственном процессе и фактически не эксплуатируется с Дата.
Дата в адрес ООО **** поступило письмо-предписание Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № **, которым под угрозой привлечения к административной ответственности, обществу предложено принять все необходимые меры для проведения процедуры декларирования безопасности и получения разрешения а эксплуатацию комплекса гидротехнических сооружений илохранилища в срок Дата. В Дата начальник отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками и гидротехническими сооружениями Беломорского управления Ростехнадзора настойчиво рекомендовал ООО **** заключить договор на проведение декларирования ГТС. В соответствии со статьей 9 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» именно организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана разрабатывать декларацию промышленной безопасности. критерием обязательности разработки декларации промышленной безопасности определены в приложении 2 к закону № 116-ФЗ, которыми являются предельные количества опасных веществ. Полагает, что обязательному декларированию подлежат ГТС с определенной концентрацией вредных веществ, илохранилище ООО **** к таким производственным объектам не относится. Поскольку ООО ***** не имеет отношения к ГТС илохранилище ООО ****, считает привлечение его к административной ответственности незаконным. Просит постановление отменить.
В судебном заседании Мазур Б.В. на удовлетворении жалобы настаивал, утверждал, что илохранилище не эксплуатируется с Дата, что подтверждено актом Ростехнадзора от Дата, в связи с чем он не должен представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения. При этом указал, что ООО ***** на территорию илохранилищ тракторами завозит навоз, обеззараживание не ведется.
Представитель Беломорского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит оставить постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения. Суду пояснил, что объект - илохранилище передан для осуществления контроля и надзора в Беломорское управление Ростехнадзора Росприроднадзором в Дата, В настоящее время илохранилище ООО **** не используется по его проектному предназначению, но в то же время, на его территории ведутся работы по складированию обезвоженного осадка избыточного ила, его выдержка и перемешивание с привозным торфом, затем его погрузка и вывозка за пределы территории илохранилища, по дамбам илохранилища осуществляется движение автотранспорта и погрузочной техники, проводятся ежегодные мероприятия по подготовке ГТС илохранилища к безаварийному пропуску весеннего паводка (откачка воды из чаши илохранилища, очистка от снега нагорной и обводной канавы, очистка от снега гребня дамб, подсыпка грунта и поддержание в рабочем состоянии проезжей дороги по дамбам илохранилища, директором ООО ***** утверждена Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности комплекса гидротехнических сооружений, все это свидетельствует, что илохранилище эксплуатируется ООО *****, а следовательно директор общества должен соблюдать положения Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ.
Помощник прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокураты Шомполова А.В. в судебном заседании пояснила, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой в Дата проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в ООО ****, в ходе которой установлено, что на территории ООО ***** находится две чаши илохранилища, которые используются ООО *****, доказательств того, что проведена рекультивация, консервация, либо илохранилища выведены из эксплуатации не при проведении проверки директором ООО ***** не представлено. При визуальном обследовании илохранилищ установлено, что стоят уровни воды, шланги, которыми откачивается вода, то есть илохранилища действующие. Закон возлагает ответственность за несоблюдение законодательства о безопасности ГТС на собственника или на эксплуатирующую их организацию.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав административный материал, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная статья содержит формальные составы правонарушений. Цель - обеспечение безопасности гидротехнических сооружений как необходимого условия защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами РФ.
Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных статьей 8 вышеназванного Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны в силу статьи 9 комментируемого закона обеспечивать:
соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;
систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения;
создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и др.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений, под которыми Федеральный закон № 117-ФЗ в статье 3 определяет: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.
В судебном заседании установлено, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части соблюдения техники безопасности в деятельности ООО ****, являющегося собственником илохранилища № 1 и № 2.
В ходе проверки по месту нахождения комплекса ГТС илохранилища ООО **** по состоянию на Дата выявлено, что эксплуатация гидротехнических сооружений осуществляется с нарушением действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности ГТС, и «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» (ПБ 03-438-02), а именно не проведено преддекларационное обследование ГТС илохранилища, не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС, не разработана местная инструкция по эксплуатации ГТС илохранилища.
Результаты проверки отражены в акте от Дата.
По данному факту Дата и.о. Мурманского межрайонного природоохранного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении директора ООО ***** Мазур Б.В.дела об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса РФ об административном правонарушении. С вменяемыми нарушениями Мазур Б.В. не согласился, о чем указал в постановлении собственноручно. Копия постановления вручена Мазур Б.В Дата, что подтверждается подписью в постановлении.
Дата постановление и.о. Мурманского межрайонного природоохранного прокурора с материалами направлено для рассмотрения в Беломорское управление Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Дата Мазур Б.В. направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенное на Дата в 10.00 часов, которое получено адресатом Дата, что подтверждается копий почтового уведомления.
Дата по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО ***** Мазур Б.В. постановлением заместителя начальника отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками гидротехническими сооружениями Минючица М.И. № ** от Дата за нарушение требований Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» и «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» (ПБ 03-438-02) Мазур Б.В. привлечен к административной ответственности с наложением штрафа в размере 3000 рублей.
Исходя из преамбулы Федеральный закон от 21.07.1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от Дата № ** собственником илохранилища № 1 и № 2 является ООО ****.
С Дата илохранилище, как гидротехническое сооружение, находится под государственным надзором Беломорского управления Ростехнадзора Мурманской области.
Документальных подтверждений того, что илохранилище не эксплуатируется, таких как его реконструкция, консервация, либо выведение из эксплуатации в установленном законом порядке суду не представлено. Заявитель Мазур Б.В. в судебном заседании не только не опроверг это обстоятельство, но и указал, что отходы производства ООО ***** вывозятся тракторами на территорию илохранилищ. Кроме того, в материалы дела представлена Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности комплекса гидротехнических сооружений разработанная ООО ***** и утвержденная в Дата директором общества Мазур Б.В., это свидетельствует о том, илохранилище эксплуатируется.
Таким образом, судом установлено, что ООО ***** эксплуатирует илохранилище, а следовательно, как эксплуатирующая организация ГТС является субъектом правоотношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 10 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Приказом от Дата № 49 Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласованному МЧС Российской Федерации, утвержден «Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и подлежащих декларированию безопасности, и график представления деклараций их безопасности в Дата».
В указанный Перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности, включен комплекс ГТС илохранилища ООО **** со сроком представления декларации безопасности ГТС в Ростехнадзор в Дата.
Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 года N 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», пунктом 7 которого установлено, что составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.
Таким образом, ООО ***** был обязан провести преддекларациорное обследование ГТС илохранилища, однако на момент проверки Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области преддекларационное обследование гидротехнических сооружений ООО **** не проведено, что не оспаривалось заявителем.
Статьей 17 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения (далее ГТС), а также эксплуатирующая организация обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 года N 876, утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»
На дату проведения проверки Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области эксплуатирующей организацией величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения не определена.
Статьей 13 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к полномочиям органов государственного надзора отнесено согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 года N 6 утверждены Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов.
Пунктами 2.14., 2.28 Правил установлено, что администрация организации до ввода ГТС накопителя в эксплуатацию обязана обеспечить разработку и утверждение плана ликвидации аварий (ПЛА) и местной инструкции по эксплуатации ГТС, должностных и технологических инструкций для эксплуатационного персонала и инструкций по технике безопасности.
Местные инструкции по эксплуатации ГТС накопителей пересматриваются и утверждаются в случае изменения конструкции сооружений, их состава или режимов эксплуатации в сроки, установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в три года.
Пунктами 3.4 (3.4.1, 3.4.2, 3.4.2.1, 3.4.2.5) предусмотрено, что для обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и оборудования необходима основная документация: Проектная и строительная документация; документация, составляемая предприятием, к которым отнесены декларация безопасности объекта, инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС, местная инструкция по эксплуатации ГТС накопителя.
Доказательств того, что местная инструкция разработана суду не представлено, заявителем не оспаривалось.
Единственный довод, который заявлял Мазур Б.В. о том, что илохранилище не эксплуатируется, а следовательно на него не возложена обязанность по соблюдению положений Федерального закона РФ № 117-ФЗ и Правил не нашел своего подтверждения.
При изложенных обстоятельствах, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях директора ООО ***** состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для отмены постановления не имеется.
На основании статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» и «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» (ПБ 03-438-02), руководствуясь статьями 26.1, 26.11, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками гидротехническими сооружениями Минючица М.И. № ** от Дата о привлечении директора ООО ***** Мазур Б.В. к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей оставить без изменения, жалобу Мазур Б.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья: Г.В.Дорошенко