ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.



Дело № 12-602

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2010 года город Мурманск

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Дорошенко Г.В.

При секретаре Матюхиной А.В.

рассмотрев в судебном заседании жалобу Федерального государственного учреждения «№ ** Военно -морской клинический госпиталь Северного флота» на постановление главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области П. № ** от Дата о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области П. № ** от Дата Федеральное государственное учреждение «№ ** Военно - морской клинический госпиталь Северного флота» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая постановление незаконным, ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» обратилось в суд с жалобой.

В обоснование указано, что в учреждении имеется штатная должность инженера по охране труда, который является ответственным лицом за составление и анализ перечня должностей, профессий и отделений с вредными условиями труда. Аттестация рабочих мест проводилась в учреждении в Дата. При аттестации проведена оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса, физических факторов, по итогам которой факторы, дающие право на дополнительный отпуск не были выявлены, с чем сотрудники отделения статистики были ознакомлены. При трудоустройстве с работниками, заключались трудовые договоры, которые содержит сведения о вредных условиях труда, в трудовых договорах медицинских статистиков в графе «вредность» стоит прочерк. Считают, что срок давности привлечения к административной ответственности истек в Дата. Просят учесть, что ФГУ № ** ВМКГ СФ является бюджетной организацией, финансируется за счет средств федерального бюджета РФ на основании сметы расходов и доходов и расходуются исключительно на оплату труда. В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса РФ, расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Взыскание с ФГУ даже части суммы штрафной санкции в условиях ограниченного финансирования крайне отрицательно скажется на решении задач обеспечения всех направлений деятельности ФГУ № ** ВМКГ СФ. Просят отменить постановление ГИТ в Мурманской области № ** от Дата и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель общества на удовлетворении жалобы настаивала по доводам в ней изложенным, дополнила, что предписание, выданное по результатам проверки решением Октябрьского районного суда г.Мурманска от Дата отменено.

Представитель Государственной инспекции труда в Мурманской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился суду пояснил, что в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, среднему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения, к которым относятся медицинские статистики предоставляется дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, однако в ФГУ № ** ВМКГ СФ, как установлено проверкой такие отпуска медицинским статистикам не предоставляются. Кроме того, в ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» последний раз проводилась аттестация рабочих мест в Дата, тогда как аттестация проводится один раз в пять лет, следовательно с Дата должна проводится очередная аттестация.

Заслушав пояснения законного представителя юридического лица, представителя административного органа, исследовав административный материал, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение законодательства о труде и об охране труда

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Диспозиция указанной нормы носит бланкетный характер и отсылает к трудовому законодательству.

Из административного материала следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» в период с Дата по Дата выявлено, что в войсковой части № ** ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» в нарушение статьи 117 Трудового кодекса РФ и пунктов 168, 174 Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, медицинским статистикам не предоставляется дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от Дата № **, однако, данный акт в представленных суду материалах дела об административном правонарушении отсутствует.

На основании указанного акта проверки, Дата в отношении ФГУ «№ ** ВМКГ СФ», главным государственным инспектором ГИТ в Мурманской области П. составлен протокол об административном правонарушении № ** по факту нарушения требований статьи 117 Трудового кодекса РФ.

Из протокола следует, что он составлен в присутствии доверенного лица - ведущего инженера по охране труда А. Вместе с тем, в протоколе и представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица, принимавшего участия при составлении протокола на представление интересов юридического лица, в отношении которого возбуждено об административном правонарушении и удостоверяющие его служебное положение, а также сведения об уведомлении юридического лица о дате, времени и месте его составления.

В нарушение положений статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе отсутствуют подписи лица, принимавшего участие при его составлении, подтверждающие разъяснение ему прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, предоставления возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении, вручение его копии, либо отметки об отказе в подписи или получении копии протокола, также отсутствуют сведения о направлении копии протокола юридическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в установленный трехдневный срок. При этом получены объяснения лица, присутствовавшего при составлении протокола.

Кроме того, в протоколе отсутствует время совершения административного правонарушения, статья Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, что признается существенными недостатками протокола.

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» состоялось в присутствии представителя юридического лица, имеющего доверенность № ** от Дата, выданную начальником ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» извещенного надлежащим образом.

При рассмотрении дела, административный орган, установив, что при проведении проверки по заявлению статистиков госпиталя, в нарушение требований статьи 117 Трудового кодекса и пунктов 168, 174 Списка производств, цехов, профессий с вредными условиями труда им не предоставляется отпуск за работу во вредных условиях труда постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области П. № ** от Дата ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу пункта 8 части 2 стати 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», предусмотрено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Согласно статье 219 Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ, безопасными условиями труда являются условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от Дата № **.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, раздел XL Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, пункты 168 и 174 содержат указание на заведующего отделением и средний медицинский персонал учреждений здравоохранения.

Приказом от Дата № ** утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников.

К профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал» первого квалификационного уровня относится медицинский статистик. К профессиональной квалификационной группе «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием» относятся заведующие отделением.

Анализ положений статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» указывает на то, что компенсации, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест.

Таким образом, для предоставления работникам компенсации в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда не достаточно одного поименования занимаемой ими должности в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, следовательно, обязанность по предоставлению работникам компенсации в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда возникает у работодателя после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой установлены вредные и (или) опасные производственные факторы проверяемого рабочего места, имеющегося в организации и поименованного Списком.

Вместе с тем, административным органом при привлечении ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» к ответственности за нарушение статьи 117 Трудового кодекса и пунктов 167, 174 Списка не в полной мере исследованы обстоятельства, свидетельствующие о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Так, в представленных материалах отсутствуют, сведения, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, должности медицинских статистиков и заведующих отделением статистики ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» признаны работами с вредными и (или) опасными производственными факторами, равно как и акт проверки от Дата, который в свою очередь, при отсутствии аттестации рабочих мест также не является доказательством вины ФГУ «№ ** ВМКГ СФ», а лишь, фиксирует факт не предоставления ежегодных дополнительных отпусков, что само по себе не является нарушением.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено является ли деяние оконченным или длящимся, а при отсутствии доказательств, подтверждающих обязанность работодателя предоставлять работникам дополнительные ежегодные отпуска за работу с вредными условиями труда, при рассмотрении жалобы данное обстоятельство судье не представляется возможным проверить.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения (п.3), а доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, анализ указанных норм свидетельствует о том, что несмотря на то, что состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, для определения признаков состава административного правонарушения необходимо доказать противоправность и виновность субъекта по отношению к совершаемому им деянию.

В данном случае в постановлении ГИТ о привлечении ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» к административной ответственности отсутствуют доказательства события правонарушения, объективной стороны административного правонарушения.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выяснены обстоятельства, подлежащие выяснению, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах вывод административного органа о том, что ФГУ «№ ** ВМКГ СФ» нарушил законодательство о труде, сделан на недостаточно исследованных обстоятельствах дела.

Вышеуказанные нарушения при производстве по административному делу носят существенный характер, и возможность устранения этих нарушений на стадии пересмотра постановления по делу отсутствует

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 117, 209, 219 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», пунктов 168 и 174 раздела XL Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, руководствуясь статьями 26.1, 26.11, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Федерального государственного учреждения «№ ** Военно -морской клинический госпиталь Северного флота» на постановление главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области П. № ** от Дата о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - удовлетворить.

Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области П. № ** от Дата Федеральное государственное учреждение «№ ** Военно - морской клинический госпиталь Северного флота» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в тот же орган.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней.

Судья Г.В.Дорошенко