Мурманск Дата № 12-20/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный судья Октябрьского районного суда города Мурманска Кулдыкин А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ТСЖ «Мурман» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского административного округа г. Мурманска о привлечении к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского административного округа города Мурманска от Дата ТСЖ «Мурман » привлечено к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения. Не согласившись с указанным постановлением представитель ТСЖ «Мурман» А. обратился в суд с жалобой. В обоснование жалобы указал, что суд дал неправильную оценку фактическим обстоятельствам, посчитав, что в действиях ТСЖ имело место событие правонарушения, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, хотя такого события в действиях ТСЖ не имелось, как и состава правонарушения. При этом ТСЖ полагало, что Управление требует сообщить им об «отказе от уведомления», как о мотивировке события, связанного с тем случаем, когда ТСЖ обязано было в соответствии с законом представить в Управление вышеуказанное уведомление, но по каким-то причинам это сделать отказывается. Соответственно ТСЖ, полагало и полагает, что не отказывалось от направления от уведомления, а было освобождено от такого действия законом, а значит и не должно по этой причине писать каких-либо писем, не предусмотренных законом. Судом данное обстоятельство, имеющее юридическое значение было оставлено без внимания, и при этом суд не правильно истолковал запрос Управления, и неправильно применил ст.22 и 23 ФЗ «О персональных данных». Полагал, что не направление ТСЖ в адрес Управления «письма с отказом» нельзя рассматривать как не предоставление этому органу информации, необходимой для реализации полномочий этого органа. Представители Управления Роскомнадзора по Мурманской области пояснили, что они по своим полномочиям обязаны вести реестр организаций, обрабатывающих персональные данные, но не освобожденных в соответствии с ч.2 ст.22 ФЗ «О персональных данных» от направления «уведомления», а «письмо», запрашиваемое у ТСЖ, им было необходимо, для сбора сведений об организациях, которые не обязаны им направлять «уведомление». Однако, сбор таких сведений и ведение реестра таких организаций не входит в полномочия Управления, а следовательно, такое запрошенное «письмо» не могло содержать сведений, необходимых Управлению для реализации своих полномочий. С учетом изложенного, просил постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского административного округа города Мурманска от Дата, которым ТСЖ «Мурман» привлечено к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупрежедния - отменить, а производство по делу прекратить. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представители заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Мурманской области, в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, суду пояснили, что в соответствии с действующим законодательством Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и осуществляет функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Мурманской области. На основании п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» 27.07.2006 № 152-ФЗ и п. 9.1 Положения, Управление вправе запрашивать у юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию. Согласно ЖК РФ, ТСЖ «Мурман», реализуя свои полномочия, в частности по управлению многоквартирным домом, может обрабатывать персональные данные граждан, то есть является оператором. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ предусматривает обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса. Запрашиваемая у ТСЖ «Мурман» информация была необходима Управлению Роскомнадзора для выполнения обязанности по ведению реестра операторов и реализации полномочий по осуществлению функций по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. В установленный срок информация предоставлена не была. Таким образом, полагали, что Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского административного округа города Мурманска от Дата, которым ТСЖ «Мурман» привлечено к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения, вынесено законно и обоснованно. Просили отказать в удовлетворении жалобы. Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. В соответствии со статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. В судебном заседании установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского административного округа г. Мурманска ТСЖ «Мурман» привлечено к ответственности по статье 19.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наложено взыскание в виде предупреждения. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года (далее - Закон), уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан вести реестр операторов. Любая информация, относящаяся к определенному или неопределяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчетов, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного закона, признается персональными данными. Само физическое лицо, при этом, является субъектом персональных данных. В силу пунктов 2 и 3 статьи 3 указанного закона, действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются обработкой персональных данных, а юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее такую обработку, именуется оператором. В соответствии со статьей 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация (юридическое лицо), объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Из раздела 6 Жилищного кодекса РФ следует, что товарищества собственников жилья для выполнения своих функций, направленных на представление интересов жильцов, осуществляет действия (операции) с персональными данными субъектов, то есть является оператором по смыслу пункта 2 статьи 3 Закона. На основании части 1 статьи 22 Закона, оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22. Частью 2 статьи 22 Закона, предусмотрено, что оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных: относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения; полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных; относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных; являющихся общедоступными персональными данными; включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных; необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях; включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка; обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных. Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что на отсутствие или наличие обязанности по направлению уведомления влияют качественный объем персональных данных, согласие или отсутствие согласия в письменной форме субъектов персональных данных на их распространении. На основании с ч.1 ст.ст.23 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ и в соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228 (далее - Положение) Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. В соответствии с п. 2 и п. 6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 22 мая 2009 г. №120 Управление Роскомнадзора по Мурманской области осуществляет функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Мурманской области. На основании п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» 27.07.2006 № 152-ФЗ и п. 9.1 Положения, Управление вправе запрашивать у юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию. Анализируя действующее жилищное законодательство, суд приходит к выводу, что ТСЖ «Мурман», реализуя свои полномочия, в частности по управлению многоквартирным домом, может обрабатывать персональные данные граждан. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ является оператором. Часть 4 ст.20 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ предусматривает обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, ТСЖ «Мурман» сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса. Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Из материалов дела следует, что Дата Управлением в адрес ТСЖ «Мурман» было направлено требование № ** об уведомлении уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, предусмотренном ч. 3 ст. 22 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ или мотивированного ответа, т.е. предоставления информации в форме письма об осуществлении обработки персональных данных без соответствующего уведомления в соответствии с ч.2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Анализируя Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, суд приходит к выводу, что запрашиваемая у ТСЖ «Мурман» информация необходима Управлению Роскомнадзора для выполнения им своих обязанностей и реализации полномочий по осуществлению функций по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Таким образом, судом установлено, что для разрешения вопроса о том, является ли ТСЖ «Мурман» оператором, обязанным до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных либо он освобожден от данной обязанности, Управление Роскомнадзора по МО вправе было запросить информацию, изложенную в требовании № ** от Дата. В судебном заседании установлено и заявителем не оспорено, что в установленный требованием срок, запрашиваемая информация в форме письма в Управление Роскомнадзора по МО предоставлена не была. Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях ТСЖ «Мурман» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несвоевременное и неполное предоставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности. С учетом изложенного, а также установленного и доказанного надлежаще факта совершения правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы. Санкция статьи применена в минимальном размере, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения. На основании статей 25.1, 29.1, 29.4, 30.1-30.7, 30.8, 30.1, 30.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского административного округа города Мурманска от Дата о привлечении ТСЖ «Мурман» к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу ТСЖ «Мурман» - без удовлетворения. Решение вступает в силу немедленно после вынесения. Федеральный судья: А.В.Кулдыкин