12-86/2011 ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Дело № 12-86

РЕШЕНИЕ

Дата       г. Мурманск

        пр. Ленина, 54

Судья Октябрьского суда города Мурманска Кулдыкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Карамова Ф.М. - А. на постановление Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области от Дата по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области В. от Дата за № ** капитан судна М-№ ** Карамов Ф.М. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая постановление незаконным, защитник Карамова Ф.М. подал жалобу на постановление.

В обоснование указал, что административным органом не доказан факт нарушения порядка следования судна от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ, выразившееся в остановке судна М-№ ** Дата в период времени с 00:14 мск по 02:14мск в географических координатах <данные изъяты>. Исходя из толкования термина «остановка и стоянка на якоре», содержащегося в части 2 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ под остановкой судна следует понимать прекращение его хода с выключением двигателя и постановкой на якорь, тогда как судно в связи с погодными условиями находилось на малом ходу, следовало переменными курсами на волну и по волне, в связи с полученным разрешением на вход в Кольский залив на 05:00 мск, что подтверждается данными судового журнала, сведениями ФГУ *****.

Просит постановление ПУ ФСБ РФ по Мурманской области от Дата № ** отменить и производство по делу в отношении Карамова Ф.М. прекратить за отсутствием в его действиях события и состава вменяемого правонарушения.

Карамов Ф.М. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин своей неявки судье не представил, ходатайств в порядке статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не заявлено.

При таких обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии Карамова Ф.М. с участием его защитников.

В судебном заседании защитники Карамова Ф.М. - А. и Б. поддержали доводы жалобы.

Представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в судебном заседании с жалобой не согласился, полагал постановление законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав защитников Карамова Ф.М., представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропускачерез Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяет порядок ее пересечения.

Согласно статье 1 названного закона Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 ФЗ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Как следует из статьи 7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортнымисредствами.

Статья 9 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в пункте «в» части 7 прямо предусматривает, что судам, указанным в части шестойнастоящей статьи, к которым относятся российские суда, при следованииот Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратнозапрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации): остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

В судебном заседании установлено, что Дата в отношении капитана судна М-№ ** Карамова Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении № ** за нарушение порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу, а именно, требований пункта «в» части 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе РФ» и части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» при следующих обстоятельствах: Дата судно М-№ **, под управлением капитана Карамова Ф.М., при следовании от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ в период времени с 00:14 мск по 02:14 мск произвело остановку в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря в средних географических координатах <данные изъяты>.

Протокол составлен уполномоченным должностным лицом пограничного органа, в пределах компетенции.

На составление протокола Карамов Ф.М. извещался путем направления повестки, которая была получена им Дата в 12.45 часов, что подтверждается его личной росписью в корешке повестки, представленной в материалах дела об административном правонарушении.

Протокол составлен в присутствии Карамова Ф.М. и его защитника А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности № ** от Дата.

В протоколе об административном правонарушении отражены все существенные условия, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющие установить дату и место его составления, должность, фамилию, инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, необходимое для его правильной квалификации, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение лица в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, сделаны отметки о разъяснении ему и его защитнику прав и обязанностей, о чем ими проставлена подпись в протоколе, с протоколом Карамов Ф.М. ознакомлен, замечаний не имел, его копию получил также лично под роспись в день вынесения.

Из протокола следует, что должностное лицо - капитан судна М-№ ** Карамов Ф.М. своими действиями нарушил порядок следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, то есть, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По факту вменяемого правонарушения Карамов Ф.М. при составлении протокола дал объяснения, согласно которым при следовании от Госграницы РФ Дата судно М-№ ** в период времени 00:14 мск по 02.14 мск остановку не производило, а, в связи с тем, что был сильный ветер и волнение моря и с тем, что вход в Кольский залив был заказан на 05:00 мск, удерживал судно на волну и ветер, чтобы предотвратить гибель людей и имущества, судно не останавливалось, а двигалось на малых оборотах.

Дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на Дата в 11.00 часов, о чем должностным лицом пограничного органа вынесено определение, которое лично вручено Карамову Ф.М., что подтверждается его росписью в получении, выполненной в самом определении.

В период производства по делу об административном правонарушении Карамов Ф.М. знакомился с материалами дела, других объяснений, доказательств, ходатайств не имел, что следует из его письменного заявления от Дата.

Дата заместителем начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в отношении Карамова Ф.М. в присутствии Карамова Ф.М. вынесено постановление № ** о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Начальником штаба Северного флота Дата утвержден и действует Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, которым для всех мореплавателей установлены рекомендованные пути следования и общие указания по выполнению Режима плавания.

Согласно распечатки спутниковых данных о позиции судна М-№ ** и траектории его перемещения, расчета скоростей движения на всех почасовых треках за период с 21:14 UTC Дата (00:14 мск Дата) по 23:14 UTC (02:14 мск Дата), представленных ФГУ ***** от Дата по запросу административного органа анализ позиционирования и скоростного режима судна М-№ ** показывает, что за указанный временной интервал судно М-№ ** останавливалось и маневрировало в территориальных водах РФ в средних географических координатах <данные изъяты>, подходило к месту маневрирования с западной стороны, далее перемещалось генеральным курсом 100o и обратно со скоростью выборки крабовых ловушек. В районе маневрирования находились суда М-№ ** и М-№ **, при этом, судно М-№ ** производило подобное маневрирование в непосредственной близости от судна М-№ **, но противоположным курсом. Из представленных распечаток спутниковых данных следует, что не исключена возможность того, что указанная остановка была связана с бесконтактной передачей водных биоресурсов, либо снабжения.

Согласно рапорту старшего инженера координационного отдела ПУ ФСБ России по Мурманской области судно М-№ ** Дата в 00:14 мск при следовании в порт Мурманск из РИЭЗ произвело несанкционированную остановку в территориальный водах Российской Федерации.

Довод Карамова Ф.М., что при следовании судна М-№ ** был сильный ветер и волнение моря, и он удерживал судно на волну и ветер, чтобы предотвратить гибель людей и имущества, опровергается сведениями, имеющимися в материалах дела об административных правонарушениях.

По сообщению Мурманского гидрометеорологического центра от Дата № **, в районе со средними координатами <данные изъяты> с 00.00 часов 03.00 часов московского времени Дата наблюдался ветер западный, юго-западный 2-5 м/с, волнение 0,5 м. зыбь северных румбов до 1 м.

По критериям Росгидромента к неблагоприятным природным явлениям относится ветер в порывах 15 м и более. Ограничения по погодным условиям определяются в зависимости от технических характеристик конкретного судна.

В силу пункта 5.4.5 Режима плавания судов все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Исходя из буквального толкования приведенных выше норм в своей совокупности, пребывание и следование в территориальном море РФ всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов, непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ или обратно. Быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом законодателем не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что судно М-№ ** в период времени с 21:14 UTC Дата (00:14 мск Дата) по 23:14 UTC (02:14 мск Дата, то есть в течение двух часов останавливалось и маневрировало в территориальном море РФ в нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ, согласно которой проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на совершение остановки судна в территориальных водах РФ в средних географических координатах <данные изъяты> в указанный промежуток времени в нарушение пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1.

При этом судья учитывает, что капитан судна М-№ ** Карамов Ф.М., направляя уведомление в ПУ ФСБ России по Мурманской области о дате и времени пересечения Государственной границы РФ, находясь в границах двенадцати мильной зоны от Государственной границы РФ, что подтверждается схемой движения судна, имел возможность спланировать следование через территориальное море РФ таким образом, чтобы исключить остановку судна и его маневрирование в территориальных водах РФ в течение двух часов ожидания указанного им же времени входа в Кольский залив.

Довод защитников Карамова Ф.М. о том, что судно М-№ ** не совершало остановку в территориальном море РФ, под которой он понимает прекращение хода с выключением двигателя и постановкой на якорь, не может быть принят судом, поскольку основан на произвольном толковании понятия «остановка», сопряженном с понятиями «на ходу» и «стоянка на якоре», что не допустимо.

В данном случае согласно правилу 3 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года ("Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море" (COLREG) (Заключена в г. Лондоне 20.10.1972), термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели.

Вместе с тем в указанном международном акте понятие «остановка» не раскрывается.

В оспариваемом постановление и протоколе понятие «остановка» используется с учетом того, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства судно без наличия к тому законных оснований в период времени с 21:14 UTC Дата (00:14 мск Дата) по 23:14 UTC (02:14 мск Дата исключило непрерывный и быстрый проход через территориальное море, допустило значительное снижение скорости, маневрирование с переходом на противоположные курсы.

При таких обстоятельствах, понятию «остановка» соответствует преднамеренное прекращение движения транспортного средства на определенное время, в том числе и для целей маневрирования с переходом на противоположные курсы, при этом, остановка никак не ставится в зависимость от прекращения работы двигателя судна, не свидетельствует о том, что судно утратило ход в том значении, в котором оно определяется в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года.

В ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы каких-либо доводов, указывающих на случаи, возникшие вследствие непреодолимой силы или бедствия, а равно подтверждающих наличие объективных причин невозможности соблюдения правил пересечения Государственной границы РФ и порядка следования судном М-№ ** Дата от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу РФ, Карамовым Ф.М. и его защитниками не представлено.

Довод защитников о следовании судна М-№ ** на малом ходу с переменными курсами на волну и по волне в связи с погодными условиями не может быть признан состоятельным, поскольку из сведений, представленных Мурманским гидрометеоцентром в письме № ** от Дата следует, что в районе нахождения судна Дата наблюдался ветер западный, юго-западный 2-5 м/с, волнение моря 0,5 м. При этом, по критериям Росгидромета к неблагоприятным природным явлениям относится ветер в порывах 15 м и более.

Таким образом, представленными доказательствами достоверно подтверждается факт нарушения должностным лицом - капитаном судна М-№ ** Карамовым Ф.М. Дата порядка следования в территориальном море РФ и правил пересечения Государственной границы РФ, то есть факт совершения Крамовым Ф.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, а именно привлечение Карамова Ф.М. Дата к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть при наличии повторного совершения однородного административного правонарушения.

Смягчающие ответственность обстоятельства, а также обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, судьей не установлены.

Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, с соблюдением установленного процессуального порядка, в установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях сроки.

Оценив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены постановления заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области № ** от Дата в отношении должностного лица - капитана судна М-№ ** Карамова Ф.М.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области старшего дознавателя В. от Дата за № ** в отношении должностного лица - капитана судна М-№ ** Карамова Ф.М. о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Карамова Ф.М. - А., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                          А.В. Кулдыкин