12-114/2011 ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Дело № 12-114

РЕШЕНИЕ

Дата                                        г.Мурманск

                                     пр.Ленина, 54

Судья Октябрьского суда города Мурманска Беляева В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Карамова Ф.М. - Тюкавина А.С. на постановление Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области от Дата № ** по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области А. от Дата № ** капитан судна М-№ ** Карамов Ф.М. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая постановление незаконным, защитник Карамова Ф.М. подал на него жалобу.

В обоснование указал, что административным органом не доказано, что судно М-№ ** Дата в указанный временной интервал следуя после проведения ремонта главного двигателя из районов укрытия от шторма в Кильдинском проливе в направлении Государственной границы РФ в ожидании времени пересечения Государственной границы РФ на выход 06:00 мск Дата следовало переменными курсами. Действующее законодательство не содержит запрета на движение судна переменными курсами и ходами, тем более в случаях, когда такое движение связано с обычным плаванием, а потому полагает вменение в вину совершение такого движения не основано на законе.

Объективная сторона данного правонарушения проявляется в нарушении порядка следования транспортных средств от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу РФ и в обратно в направлении, между тем, как отражено в протоколе, в указанный период времени судно следовало из места укрытия от шторма к линии Государственной границы РФ.

Полагает, что административный орган не доказал факт нарушения порядка следования судна от пункта пропуска через Государственную границу РФ до Государственной границы РФ, то есть наличие события вменяемого административного правонарушения.

Просит постановление ПУ ФСБ РФ по Мурманской области от Дата № ** отменить и производство по делу в отношении Карамова Ф.М. прекратить за отсутствием в его действиях события и состава вменяемого правонарушения.

Карамов Ф.М. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин своей неявки судье не представил, ходатайств в порядке статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не заявлено.

При таких обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии Карамова Ф.М. с участием его защитника.

В судебном заседании защитник Карамова Ф.М. - Тюкавин А.С. поддержал доводы жалобы.

Представители Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в судебном заседании с жалобой не согласилась, полагала постановление законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав защитников Карамова Ф.М., представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяет порядок ее пересечения.

Согласно статье 1 названного закона Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 ФЗ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом, охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Как следует из статьи 7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортнымисредствами.

Статья 9 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в пункте «в» части 7 прямо предусматривает, что судам, указанным в части шестой настоящей статьи, к которым относятся российские суда, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации): остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

В судебном заседании установлено, что Дата в отношении капитана судна М-№ ** Карамова Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении № ** за нарушение порядка следования от места укрытия до Государственной границы РФ, а именно требований пункта «в» части 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе РФ» и части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» при следующих обстоятельствах: Дата судно М-№ **, под управлением капитана Карамова Ф.М., в период времени с 23:54 мск Дата по 05:56 мск Дата при следовании от места укрытия от шторма до Государственной границы РФ осуществил снижение скорости движения судна с 8,8 до 1,6 узлов, остановку и нахождение судна в дрейфе в территориальном море РФ в средних географических координатах <данные изъяты>, прервал переход по рекомендованному Режимом плавания, сменив напрвление движения и перемещаясь переменными (противоположными) курсами и ходами (от 1,6 до 2,8 узлов) вдоль линии Государственной границы.

Протокол составлен должностным лицом пограничного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции.

На составление протокола Карамов Ф.М. извещался путем направления повестки, которая была получена им Дата в 16.05 часов, что подтверждается его личной росписью в корешке повестки, представленной в материалах дела об административном правонарушении.

Протокол составлен в присутствии Карамова Ф.М., что подтверждается личной подписью последнего, которому лично Дата вручена копия данного протокола.

В протоколе об административном правонарушении отражены все существенные условия, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющие установить дату и место его составления, должность, фамилию, инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, необходимое для его правильной квалификации, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение лица в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, сделаны отметки о разъяснении ему и его защитнику прав и обязанностей, о чем ими проставлена подпись в протоколе, с протоколом Карамов Ф.М. ознакомлен, замечаний не имел, его копию получил также лично под роспись в день вынесения.

Из протокола следует, что должностное лицо - капитан судна М-№ ** Карамов Ф.М. своими действиями нарушил порядок следования от места укрытия от шторма до Государственной границы РФ, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По факту вменяемого правонарушения Карамов Ф.М. при составлении протокола дал объяснения согласно которых судно маневрировало в ожидании времени пересечения Государственной границы РФ, остановок и иных запрещенных деяний не производило. Уведомление в ПУ ФСБ по МО отправлено.

Дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на Дата в 12 часов 00 минут, что должностным лицом пограничного органа отражено в протоколе об административном правонарушении, который лично вручен Карамову Ф.М., что подтверждается его росписью в получении.

Дата заместителем начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в отношении Карамова Ф.М. в присутствии Карамова Ф.М. вынесено постановление № ** о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Начальником штаба Северного флота 09.11.2006 года утвержден и действует Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, которым для всех мореплавателей установлены рекомендованные пути следования и общие указания по выполнению Режима плавания.

Согласно распечатки спутниковых данных о позиции судна М-№ ** и траектории его перемещения, расчета скоростей движения на всех почасовых треках за период с 23:54 UTC Дата по 05:56 мск Дата, представленных ФГУ **** по запросу административного органа анализ позиционирования и скоростного режима судна М-№ ** показывает, что за указанный временной интервал судно М-№ ** останавливалось и маневрировало в территориальных водах РФ в средних географических координатах <данные изъяты>, произвело маневрирование характерное для удебного лова, либо работы с крабовыми ловушками.

Согласно рапорту начальника координационного отдела Б. судно М-№ ** Дата вошло в территориальное море без разрешения ПУ ФСБ России по Мурманской области, несколько раз останавливалось в территориальном море и Дата вышло из территориального моря. В координатах, которые капитан судна подал на электронную почту координационного отдела, нет установленного района ожидания.

В силу пункта 5.4.5 Режима плавания судов, все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Исходя из буквального толкования приведенных выше норм в своей совокупности, пребывание и следование в территориальном море РФ всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов, непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ или обратно. Быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом законодателем не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что судно М-№ ** в период времени с 23:54 мск Дата по 05:56 мск Дата останавливалось и маневрировало в территориальном море РФ в нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ, согласно которой проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на совершение остановки судна в территориальных водах РФ в средних географических координатах <данные изъяты> в указанный промежуток времени в нарушение пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1.

При этом судья учитывает, что капитан судна М-№ ** Карамов Ф.М. направляя уведомление в ПУ ФСБ России по Мурманской области о дате и времени пересечения Государственной границы РФ, находясь в границах двенадцати мильной зоны от Государственной границы РФ, что подтверждается схемой движения судна имел возможность спланировать свой выход из укрытия от шторма таким образом, чтобы исключить остановку судна и его маневрирование в территориальных водах РФ в течение пяти часов ожидания времени пересечения Государственной границы РФ.

Довод защитника Карамова Ф.М. о том, что судно М-№ ** не совершало остановку в территориальном море РФ, под которой он понимает прекращение хода с выключением двигателя и постановкой на якорь, не может быть принят, поскольку основан на произвольном толковании понятия «остановка» сопряженное с понятием «на ходу» и «стоянка на якоре», что не допустимо. Вместе с тем, применяя по аналоги с Правилами дорожного движения РФ понятие под остановкой понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на определенное время, при этом законодатель не ставит остановку в зависимость от прекращения работы двигателя.

В ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы каких-либо доводов, указывающих на случаи, возникшие вследствие непреодолимой силы или бедствия, а равно подтверждающих наличие объективных причин невозможности соблюдения правил пересечения Государственной границы РФ и порядка следования судном М-№ ** Дата из места укрытие от шторма (пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации) до Государственной границы Российской Федерации, Карамовым Ф.М. и его защитником не представлено.

Довод защиты о наличии уважительных причин для осуществления капитаном действий по следованию судном М-№ ** по погодным условиям в место укрытия от шторма, а не в пункт пропуска через Государственную границу РФ, необоснован, так как в силу п. 5.4.5 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Довод защитника об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку судно следовало из места укрытия от шторма к линии Государственной границы РФ, а не от пункта пропуска через Государственную границу до Государственной границы РФ не может быть признан обоснованным, так как то обстоятельство, что судно М-0436 «Рейу» в силу погодных условий проследовало не в пункт пропуска через Государственную границу РФ, а в место укрытия от шторма, не освобождает капитана судна от выполнения обязанностей, связанных с соблюдением правил пересечения Государственной границы РФ и порядка следования судна в территориальном море РФ.

Таким образом, представленными доказательствами достоверно подтверждается факт нарушения должностным лицом капитаном судна М-№ ** Карамовым Ф.М. Дата порядка следования в территориальном море РФ и правил пересечения Государственной границы РФ, то есть факт совершения Карамовым Ф.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, а именно привлечение Карамова Ф.М. Дата к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть повторное совершение однородного административного правонарушения

Смягчающие ответственность обстоятельства, а также обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении не установлены.

Постановление вынесено надлежащим органом, с соблюдением установленного процессуального порядка, в установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, сроки.

Оценив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы заявителя, отмены постановления заместителя начальника подразделения процессуального деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Дата № ** в отношении должностного лица капитана судна М-№ ** Карамова Ф.М.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя начальника подразделения процессуального деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области А. от Дата № ** в отношении должностного лица капитана судна М-№ ** Карамова Ф.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей оставить без изменения, жалобу защитника Карамова Ф.М. - Тюкавина А.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья:                                                                  В.В.Беляева