12-319/2011 ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Дело № 12-319

РЕШЕНИЕ

25 июля 2011 года                                        г.Мурманск

                                     пр.Ленина, 54

Судья Октябрьского суда города Мурманска Беляева В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Терентьева В.Ю. на постановление Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области от Дата № ** по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением специалиста по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области А. от Дата № ** капитан судна М-№ ** Терентьев В.Ю. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая постановление незаконным, Терентьев В.Ю. подал на него жалобу.

В обоснование указал, что административным органом не доказано, что судно М-№ ** - Дата в указанный временной интервал в ожидании времени пересечения Государственной границы РФ следовало переменными курсами или совершало остановку в территориальных водах, а также производило какую-либо деятельность, запрещенную действующим законодательством РФ, международными договорами. Кроме того, если административный орган усматривает ведение указанным судном деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешением таких органов, но с нарушением условий такого разрешения, то указанные действия охватываются диспозицией части 12 ст. 18.3 КоАП РФ, а не ст. 18.1 КоАП РФ.

Полагает, что административный орган не доказал факт нарушения порядка следования судна от пункта пропуска через Государственную границу РФ до Государственной границы РФ, то есть наличие события вменяемого административного правонарушения.

Просит постановление ПУ ФСБ РФ по Мурманской области от Дата № ** отменить.

В судебном заседании Терентьев В.Ю. и его защитник Романова И.Р. поддержали доводы жалобы.

Представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Маркова О.Н. в судебном заседании с жалобой не согласилась, полагала постановление законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав Терентьева В.Ю. и его защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяет порядок ее пересечения.

Согласно статье 1 названного закона Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 ФЗ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом, охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Как следует из статьи 7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортнымисредствами.

Статья 9 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в пункте «в» части 7 прямо предусматривает, что судам, указанным в части шестой настоящей статьи, к которым относятся российские суда, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации): остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

В судебном заседании установлено, что Дата в отношении капитана судна М-№ ** Терентьева В.Ю. составлен протокол об административном правонарушении № ** за нарушение порядка следования от места укрытия до Государственной границы РФ, а именно требований пункта «в» части 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе РФ» и части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» при следующих обстоятельствах: Дата судно М-№ **, под управлением капитана Терентьева В.Ю., при следовании от пункта пропуска через Государственную границу РФ (порта Мурманск) до Государственной границы РФ в 15:02 UTC (19:02 мск) в средних географических координатах <данные изъяты> снизило скорость с 3,8 до 1 узлов, прервал движение по направлению к Государственной границе РФ, производил маневрирование в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря путем движения переменными (противоположными курсами) и ходами вдоль Государственной границы РФЮ, и в период времени судно с **:02 UTC (**:02 мск) Дата по **.06 UTC Дата (**:06 мск) Дата в диапазоне средних географических координат <данные изъяты> произвело остановку и находилось в дрейфе со скоростью с 0,6 до 0,4 узлов в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных органов.

Дата в **:08 мск в координатах <данные изъяты> судно М-№ ** пересекло Государственную границу РФ согласно ранее направленному уведомлению в адрес координационного отдела Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области.

Протокол составлен должностным лицом пограничного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции.

Протокол составлен в присутствии Терентьева В.Ю., что подтверждается личной подписью последнего, которому лично Дата вручена копия данного протокола.

В протоколе об административном правонарушении отражены все существенные условия, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющие установить дату и место его составления, должность, фамилию, инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, необходимое для его правильной квалификации, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение лица в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, сделаны отметки о разъяснении ему и его защитнику прав и обязанностей, о чем ими проставлена подпись в протоколе, с протоколом Терентьев В.Ю. ознакомлен, указав, что административное правонарушение не доказано, его копию получил также лично под роспись в день вынесения.

Из протокола следует, что должностное лицо - капитан судна ООО *** Терентьев В.Ю. своими действиями нарушил порядок следования от пункта пропуска через Государственную границу РФ до Государственной границы РФ, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По факту вменяемого правонарушения Терентьев В.Ю. при составлении протокола дал объяснения согласно которых судно маневрировало в ожидании времени пересечения Государственной границы РФ, остановок и иных запрещенных деяний не производило. Уведомление в ПУ ФСБ по МО отправлено.

Дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на Дата в ** часов 00 минут, о чем Терентьев В.Ю. надлежащим образом извещен Дата, что подтверждается личной подписью заявителя в корешке повестки.

Дата специалистом по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в отношении Терентьева В.Ю. в присутствии Терентьева В.Ю. вынесено постановление № ** о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Начальником штаба Северного флота Дата утвержден и действует Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, которым для всех мореплавателей установлены рекомендованные пути следования и общие указания по выполнению Режима плавания.

Как следует из информации в ответе ФГУ ***** от Дата № ** и приложенной распечатки спутниковых данных о позиции и скорости судна М№ ** за период с Дата по Дата судно М -№ ** следовало по рекомендованному пути, не исключается возможность того, что в период с **:02 мск Дата По **:06 мск Дата Судно М-№ ** находилось в дрейфе, перемещалось в восточном направлении под действием ветрового и приливо-отливочного течения со средней расчетной скоростью Vp=0,79 узла. В **:06 мск Дата Судно М-№ ** последовало средним ходом в сторону ....

Согласно рапорту начальника координационного отдела Б. судно М-№ ** Дата при следовании на пересечение Государственной границы РФ без разрешения ПУ ФСБ России по Мурманской области, произвело остановку в территориальных водах РФ без объяснения причины.

В координатах, которые капитан судна подал на электронную почту координационного отдела, нет установленного района ожидания.

В силу пункта 5.4.5 Режима плавания судов, все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Исходя из буквального толкования приведенных выше норм в своей совокупности, пребывание и следование в территориальном море РФ всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов, непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ или обратно. Быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом законодателем не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что судно М -№ ** в период времени с **:02 мск Дата по **:06 мск Дата Дата в течении ** часов 56 минут без разрешения Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области остановилось и находилось в дрейфе со скоростью 06 до 1, 6 узлов в территориальном море РФ в нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ, согласно которой проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на совершение остановки судна в территориальных водах РФ в средних географических координатах <данные изъяты> в указанный промежуток времени в нарушение пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1.

При этом судья учитывает, что капитан судна М-№ ** перед выходом судна из порта Мурманск, заранее зная планируемое время и координаты пересечения Государственной границы РФ, а также количество времени, которое потребуется судну на переход по расчетному маршруту, с учетом скорости движения судна согласно техническим характеристикам, от порта Мурманск до Государственной границы РФ и прогнозируемых гидрометео условий, имел возможность спланировать фактический выход из порта Мурманск таким образом, чтобы исключить остановку и нахождение судна в дрейфе в территориальном море РФ в течение .... часов 56 минут ожидания времени пересечения Государственной границы РФ, указанного им уже после выхода из порта уведомлении.

Довод Терентьева В.Ю. о том, что судно не совершало остановку в территориальном море РФ, а находился согласно п.3 МППСС-72 «на ходу» в ожидании времени пересечения Государственной границы РФ не может быть принят, поскольку основан на произвольном толковании понятия «остановка» сопряженное с понятием «на ходу» и «стоянка на якоре», что не допустимо. Вместе с тем, применяя по аналоги с Правилами дорожного движения РФ понятие под остановкой понимается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на определенное время, при этом законодатель не ставит остановку в зависимость от прекращения работы двигателя.

В ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы каких-либо доводов, указывающих на случаи, возникшие вследствие непреодолимой силы или бедствия, а равно подтверждающих наличие объективных причин невозможности соблюдения правил пересечения Государственной границы РФ и порядка следования судном М-№ ** Дата из места укрытие от шторма (пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации) до Государственной границы Российской Федерации, Терентьевым В.Ю. и его защитником не представлено.

Довод Терентьева В.Ю. и защиты о наличии уважительных причин для осуществления капитаном маневренных действий по следованию судном М-№ ** в пункт пропуска через Государственную границу РФ- ранний выход из порта Мурманск и отсутствии каких-либо противоправных действий со стороны капитана, в связи с чем контролирующие органы в период нахождения его в территориальных водах никаких претензий к нему не предъявляли, основан на неправильном понимании норм действующего законодательства и необоснован, так как в силу п. 5.4.5 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

В связи с чем и ссылка Терентьева В.Ю. и защитника об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также несостоятельна, поскольку Терентьев В.Ю. управлявший судном М№ ** нарушил порядок следования транспортных средств из пункта пропуска через Государственную границу РФ (порт Мурманск) до Государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, представленными доказательствами достоверно подтверждается факт нарушения должностным лицом капитаном судна М-№ ** Терентьевым В.Ю. «      порядка следования в территориальном море РФ и правил пересечения Государственной границы РФ, то есть факт совершения Терентьевым В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено с учетом смягчающего ответственность обстоятельства, а именно совершение административного правонарушения Терентьевым В.Ю. впервые.

Отягчающие ответственность обстоятельства, а также обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении не установлены.

Постановление вынесено надлежащим органом, с соблюдением установленного процессуального порядка, в установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, сроки.

Оценив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы заявителя, отмены постановления специалиста по административному производству подразделения процессуального деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Дата № ** в отношении должностного лица капитана судна - Терентьева В.Ю. .

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление специалиста по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области А. от Дата № ** в отношении должностного лица капитана судна М-№ ** Терентьева В.Ю. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере .... рублей оставить без изменения, жалобу Терентьева В.Ю. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья:                                                                  В.В.Беляева