12-312/2011 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Дело № 12-312

РЕШЕНИЕ

Дата судья Октябрьского районного суда города Мурманска Беляева В.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО *** Бокарева С.С. на постановление государственного инспектора Мурманской области по охране природы А. № ** от Дата о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Мурманской области по охране природы А. № ** от Дата генеральный директор ООО *** Бокарев С.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением административного взыскания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, за нарушение пункта 18 статьи 1, статей 11, 14, 18, 19 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от Дата № 89-ФЗ, Постановления Губернатора Мурманской области № 165-ПЗ «О порядке сбора, утилизации металлической ртути, отработанных ртутьсодержащих ламп, приборов с ртутным заполнением и обеспечения работ по демеркуризации», Постановления Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 года «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Считая постановление незаконным, генеральный директор ООО *** Бокарев С.С. обратился в суд с указанной жалобой. В обоснование указал, что постановление вынесено необоснованно, с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять объективное и обоснованное решение, что является основанием для отмены постановления.

Согласно распоряжению № ** от Дата предметом проверки являлась деятельность ООО ******. Помещение, расположенное по адресу: .... принадлежит на праве собственности Б., следовательно данное физическое лицо и несет ответственность за содержание имущества по указанному адресу, также несет ответственность за использование ртутьсодержащих ламп в качестве освещения данного помещения, вывоз и утилизацию отработанных данных ламп. Осмотр принадлежащих юридическому лицу ООО *** помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составлен без участия понятых, что является грубым нарушением административного законодательства РФ.

Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал жалобу по указанным в ней доводам.

Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что принятое решение о привлечении генерального директора ООО *** Бокарева С.С. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, законно и обоснованно.

Выслушав заявителя, представителя административного органа, исследовав административный материал, суд приходит к следующему.

Поскольку обжалуемое постановление получено Бокаревым С.С. Дата, и Дата он обратился с жалобой на указанное постановление в Арбитражный суд Мурманской области, который Дата возвратил жалобу без рассмотрения в связи с не подведомственностью, то прихожу к мнению, что ходатайство о восстановлении срока обжалования в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В части 1 статьи 46 Конституции РФ провозглашено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за данное правонарушение имеет формальный состав и не предполагает наступления ущерба, а возникает за сам факт совершения данного правонарушения и наступает независимо от формы вины.

Согласно Положения о Комитете промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 28 декабря 2010 года № 621-ПП, Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области, осуществляет региональный государственный экологический контроль.

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в рамках своих полномочий и в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В судебном заседании установлено, что Комитетом промышленного развития, экологии и природопользования .... была проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью ***. Был произведен осмотр в арендованном обществом помещении, расположенном по адресу: ..... По результатам осмотра сектором государственного экологического контроля соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО *** был составлен акт проверки № ** от Дата, согласно которому установлено, что в процессе деятельности Общества образуются следующие отходы: отходы от канцелярской деятельности и делопроизводства, твердые бытовые отходы от бытовых помещений, отработанные ртутьсодержащие лампы. Обществом не представлены документы подтверждающие вывоз и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп. В помещении, в котором Общество осуществляет деятельность не предусмотрено место для временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. Обществом не представлено договоров на вывоз и утилизацию отходов от канцелярской деятельности и делопроизводства, твердые бытовые отходы от бытовых помещений. Не представлен журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Обществом не проводилась инвентаризация отходов и объектов их размещения. Не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, не назначен ответственный за обращение с указанными отходами. В процессе хозяйственной деятельности Общества образуются отходы 1-4 класса опасности. Не представлено свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 9, 42, 58 Конституции РФ Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Согласно со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В ходе проверки установлено, что генеральным директором Общества Бокаревым С.С. не организован учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Генеральный директор ООО *** Бокарев С.С. является специальным субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административном правонарушении, и непринятие им необходимых мер по обеспечению вывоза и утилизации образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов, а именно: отработанных ртутьсодержащих ламп, отходов от канцелярской деятельности и делопроизводства, твердых бытовых отходов от бытовых помещений, а также по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначению в установленном порядке ответственного за обращение с указанными отходами, не принятии надлежащих мер по организации и проведению инвентаризации отходов, образующихся в процессе деятельности Общества и объектов их размещения, не принятии надлежащих мер к подготовке документов о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, не принятии мер к ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не обеспечении утилизации и обезвреживания образовавшихся отходов безопасным для окружающей среды способом в соответствии с законодательством РФ, не принятии соответствующих мер по предоставлению в уполномоченные органы отчетности об образовании, использовании, обезвреживанию и размещению отходов является виновным и противоправным поведением, образующим состав административного правонарушения, предусмотренного частью статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с чем, Комитетом промышленного развития экологии и природопользования Мурманской области сделан правильный вывод о наличии в действиях генерального директора Общества Бокарева С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении было рассмотрено государственным инспектором Комитета промышленного развития экологии и природопользования Мурманской области в отсутствие генерального директора ООО *** Бокарева С.С., на основании его личного заявления от Дата, что согласуется с требованиями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом ссылка Бокарева С.С. о не возложении на него действующим законодательством РФ обязанности по предоставлению отчета в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке за Дата, Дата, поскольку помещение по адресу: .... арендовано Обществом только Дата и передано в пользование ООО *** по акту приема-передачи Дата, основан на неправильном понимании норм действующего законодательства РФ, поскольку ООО *** осуществляет свою деятельность с Дата.

В судебном заседании также исследован довод заявителя и его представителя относительно имевших место, по их мнению, процессуальных нарушений допущенных административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно то, что сотрудники Комитета при прибытии на объект проверки представили распоряжение № ** от Дата о проведении плановой выездной проверки юридического лица, где в пункте 5 указано, что проверка организована в отношении ООО ******. Однако из текста распоряжения усматривается, что данная плановая проверка проведена именно в отношению юридического лица - ООО ***, с чем уполномоченный представитель Общества был ознакомлен надлежащим образом, возражений каких-либо не заявлялось. Пункт 5 данного распоряжения содержит техническую опечатку и не влияет на законность и обоснованность постановления об административном правонарушении и не влечет его отмены, поскольку не является существенным нарушением, которое не может быть устранено при рассмотрении жалобы.

Также Бокарев С.С. указал, что сотрудниками Комитета в нарушение положений ст. 27.8. КоАП РФ на месте происшествия был составлено     акт проверки без участия понятых, однако проверка проводилось в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и данный акт проверки составлен административным органом в строгом соответствии с положениями статьи 16 Закона.

Таким образом, суд считает указанные доводы заявителя не имеющими правового значения и не влекущими безусловную отмену оспариваемого постановления.

Следовательно, генеральный директор ООО *** Бокарев С.С. обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части указанного Кодекса.

Санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей

В нарушение требований части 3.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Государственного инспектора Мурманской области по охране природы А. № ** от Дата генеральному директору Общества Бокареву С.С. назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, при этом наличие отягчающих ответственность обстоятельств не указано.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при том не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При изложенных обстоятельствах постановление Государственного инспектора Мурманской области по охране природы А. № ** от Дата, вынесенное в отношении генерального директора Бокарева С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению в части назначенного Бокареву С.С. административного наказания в виде административного штрафа путем его снижения до 10000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 8.2, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

                                    

РЕШИЛ:

Восстановить генеральному директору ООО *** Бокарева С.С. срок на подачу жалобы на постановление Государственного инспектора Мурманской области по охране природы А. № ** от Дата.

Постановление Государственного инспектора Мурманской области по охране природы А. № ** от Дата, вынесенное в отношении генерального директора ООО *** Бокарева С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: размер административного штрафа снизить до 10000 рублей. В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО *** Бокарева С.С.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение 10 дней со дня вынесения.

     

                            

                              

Председательствующий:                                           В.В.Беляева