12-236/2011 ч.4 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



Дело № 12-236

РЕШЕНИЕ

Дата                 город Мурманск

пр.Ленина, 54

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Кулдыкин А.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В. на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В. ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области А. от Дата по делу об административном правонарушении № ** за нарушение части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов и в соответствии с частью 4 статьи 7.30 КоАП на начальника Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В. был наложен штраф в размере 30.000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении № **, Петухов Ю.В. обратился в Октябрьский районный суд города Мурманска с жалобой. В обоснование жалобы указал, что документация о конкурсе при размещении государственного заказа на право заключения государственных контрактов на оказание услуг на разработку проектно-сметной документации ГУЗ ***** была утверждена должностным лицом уполномоченного органа исполняющим обязанности начальника Управления Петуховым Ю.В., исходя из норм действующего законодательства. Открытый конкурс проводился на основании приказа Управления государственного заказа Мурманской области от Дата № **.

Извещение о проведении указанного конкурса было размещено на официальном сайте Мурманской области «Государственные закупки Мурманской области» Дата и опубликовано в газете «Мурманский Вестник» Дата № **.

В соответствии с п.1.1 приказа Министерства экономического развития Мурманской области от Дата № ** «Об утверждении типовой документации о торгах» утверждена форма том 1 типовой конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта Мурманской области на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Мурманской области.

Согласно п. 3.1.5 «Порядка взаимодействия Управления и государственных заказчиков Мурманской области в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Мурманской области», утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2009 года № 20-ПП, конкурсная документация состоит из общей части (инструкция по подготовке и проведению торгов, том 1), специальной части (инструкция участникам, том 2), технического задания (том 3), проекта государственного контракта (том 4). Общая часть утверждается Управлением, специальная часть утверждается совместно Управлением и заказчиком (Подведомственным заказчиком), техническое задание и проект государственного контракта утверждаются заказчиком.

Том 1 конкурсной документации утвержден начальником управления Петуховым Ю.В. Дата.

В соответствии с п.4 раздела 1 тома 1 типовой формы уполномоченный орган вправе самостоятельно внести изменения в том 1. Изменения в том 1 оформляются дополнительным пунктом в томе 2 с указанием, что данный пункт содержит изменения тома 1. Указанный пункт тома 2 отменяет (изменяет) соответствующие нормы тома 1.

Пунктом 15 тома 2 в конкурсную документацию были внесены изменения в том 1, а именно: «В соответствии с п. 4 части 1 раздела 1 тома 1 конкурсной документации Уполномоченный орган вносит следующие изменения в том 1 конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области:

  1. Подпункт 1 пункта 20 раздела 5 тома 1 читать в следующей редакции:

«В случае если томом 2 установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). В размере обеспечения исполнения контракта, указанном в томе 2.

Способ обеспечения исполнения контракта из перечисленных в настоящем пункте способов определяется победителем аукциона самостоятельно. Если победителем аукциона является бюджетное учреждение, предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется.

Обеспечение исполнения государственного контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

Указание на то, что Уполномоченный орган вносит изменения в том 1 конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области явилось технической ошибкой и допущенное в ходе размещения заказа нарушение не повлекло нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа. Устранение противоречия в сведениях, содержащихся в томе 1 и томе 4, в данном случае не требовало дополнительных действий со стороны управления, в виду того, что по результатам проведения данных торгов является заключение государственного контракта с победителем конкурса на условиях, изложенных в проекте государственного контракта. Согласно п.11.1 контракта Подрядчик представляет Государственному Заказчику в течение срока, установленного для подписания, обеспечение исполнения Государственного контракта любым по своему выбору способом: в форме безотзывной банковской гарантии, договора поручительства, залога денежных средств.

В соответствии с п.4 ст.9 Закона заказ признается размещенным со дня заключения контракта, при этом учитываются положения п.5 ст.9 Закона, что при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев указанных в настоящей статье.

В действиях Петухова Ю.В. отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не может являться основанием для признания изменений, внесенных в том 1 конкурсной документации недостоверными. Кроме того, п.11.1 тома 4 Конкурсной документации не предусмотрен вид обеспечения исполнения государственного контракта в виде страхования ответственности. Просит суд постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ** от Дата в отношении Петухова Ю.В. отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Петухов Ю.В. и его защитник жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления антимонопольной службы по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, мнения по жалобе не представил.

Судья, выслушав пояснения заявителя и его защитника, исследовав материалы дела, административный материал, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, - влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Объективные стороны составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены в ч. 4 статьи 7.30 КоАП РФ состоят в установлении не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Субъектами административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в ч. 4 комментируемой статьи, являются: должностное лицо государственного или муниципального заказчика; должностное лицо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению соответствующих заказов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участнику размещения заказа о его соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Постановлением заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от Дата № **, начальник управления государственного заказа Мурманской области Петухов Ю.В. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.            

Согласно материалам административного дела, Дата Управлением на официальном сайте Мурманской области «Государственные закупки Мурманской области» размещены извещение и конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения государственных контрактов Мурманской области на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ ***** (реестровый номер извещения: № **).

Начальная (максимальная) цена контрактов по данному конкурсу - .... рублей.

Согласно п. 3.1.5. «Порядка взаимодействия Управления и государственных заказчиков Мурманской области в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Мурманской области в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Мурманской области», общая часть (том 1) конкурсной документации утверждается Управлением.

Дата начальником Управления государственного заказа Мурманской области Петуховым Ю.В. утвержден Том № ** Конкурсной документации на право заключения государственных контрактов Мурманской области на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ ***** Общая часть.

Дата начальником Управления государственного заказа Мурманской области Петуховым Ю.В. утвержден Том № ** «Конкурсная документация на право заключения государственных контрактов Мурманской области на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ ***** Специальная часть».

Дата главным врачом ГУЗ ***** Б. утвержден Том № ** «Конкурсная документация на право заключения государственного контракта Мурманской области на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ ***** Проекты государственных контрактов».

Заказчиком в томе 2 Конкурсной документации установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В связи с этим в пункте 1 части 22 раздела 5 тома 1 Конкурсной документации были определены способы обеспечения контракта в форме безотзывной банковской гарантии, договора поручительства, залога денежных средств, а также страхования ответственности по контракту.

В свою очередь в пункте 11.1 Проектов государственных контрактов тома № ** прописано, что «в целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту Подрядчик представляет Государственному Заказчику в течение срока, установленного для подписания настоящего контракта, обеспечение исполнения Государственного Контракта любым по своему выбору способом: в форме безотзывной банковской гарантии, договора поручительства, залога денежных средств».

Способ обеспечения контракта «страхование ответственности по контракту» в Проектах государственных контрактов Тома № ** не прописан.

Однако в подпункте 2 пункта 1 раздела 1 тома 1 Конкурсной документации установлено, что том 1 является неотъемлемой частью любой конкурсной документации, утвержденной уполномоченным органом или заказчиком, независимо от предмета конкурса и начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Положение тома 1 имеют приоритет перед положениями томов 2-4, за исключением случаев, установленных томом 1. В случае противоречия между томом 1 и томами 2-4 применению подлежит том 1, за исключением случаев, установленных томом 1».

В подпункте 4 пункта 1 раздела 1 тома 1 конкурсной документации прописано, что уполномоченный орган вправе самостоятельно внести изменения в том 1. Изменения в том 1 оформляются дополнительным пунктом в томе 2 с указанием, что данный пункт содержит изменения тома 1. Указанный пункт тома 2 отменяет (изменяет) соответствующие нормы тома 1.

В пункте 15 тома 2 Конкурсной документации есть указание на изменение тома 1 Конкурсной документации.

В частности, в подпункте 1 пункта 15 тома 2 Конкурсной документации говорится о том, что Уполномоченный орган вносит изменения в: «подпункт 1 пункта 20 раздел 5 тома 1 конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области». В указанных изменениях сказано, что обеспечение исполнения государственного контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

Судом принимается довод заявителя о том, что в пункте 15 тома 2 «Изменения тома 1 конкурсной документации» имеется техническая ошибка в части наименования государственного контракта - «на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области», поскольку пункт 15 содержится в томе 2 Конкурсной документации на право заключения Государственных контрактов Мурманской области на разработку проектно-сметной документации для ГУЗ *****, и не имеет никакого отношения к Конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

Способы обеспечения контракта были определены в Конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственных контрактов Мурманской области на разработку сметной документации для ГУЗ ***** в подпункте 1 пункта 22 раздела 5 тома 1.

Из содержания пункта 15 тома 2, следует, что указанные изменения, по сути, вносятся именно в подпункт 1 пункта 22 раздела 5 тома 1 рассматриваемой Конкурсной документации, поскольку именно подпункт 1 пункта 22 раздела 5 тома 1 рассматриваемой Конкурсной документации устанавливает срок и порядок представления обеспечения исполнения контракта, а в подпункте 1 пункта 15 тома 2 «Изменения тома 1 конкурсной документации» указано:

«В случае если томом 2 установлено требование обеспечения исполнения контракта контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в томе 2.

Способ обеспечения исполнения контракта из перечисленных в настоящем пункте способов определяется победителем аукциона самостоятельно. Если победителем аукциона является бюджетное учреждение, предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется.

Обеспечение исполнения государственного контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается».

Подпункт же 1 пункта 20 тома 1, в который, судя по тексту пункта 15 тома 2 «Изменения тома 1 конкурсной документации», вносятся изменения, касающиеся способов обеспечения контракта, на самом деле вопросы обеспечения контракта не регулирует, а устанавливает правила передачи уполномоченным заказчиком составленного проекта контракта победителю конкурса.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении было вынесено на основании постановления прокурора Мурманской области от Дата о возбуждении дела об административном правонарушении.

Дата, в том числе и по этому же факту, прокурором Мурманской области Губернатору Мурманской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в деятельности Управления государственного заказа Мурманской области.

Согласно ответу Правительства Мурманской области от Дата № **, данного по результатам рассмотрения представления прокуратуры Мурманской области от Дата № ** «Об устранении нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в деятельности Управления государственного заказа Мурманской области», представление рассмотрено на совещании при Управлении государственного заказа Мурманской области.

Из протокола совещания при Управлении государственного заказа Мурманской области от Дата следует, что по вопросу способа обеспечения исполнения контракта «Страхование ответственности по контракту», консультант отдела организации государственных закупок Управления государственного заказа Мурманской области В. пояснил, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 раздела 1 тома 1 конкурсной документации Уполномоченный орган внес изменения в части установления требования обеспечения исполнения контракта, а именно, - контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в томе 2. Способ обеспечения исполнения контракта из перечисленных способов определяется победителем аукциона самостоятельно. Кроме того, обеспечение исполнения государственного контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

Указание на то, что изменения вносятся в конкурсную документацию на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, является технической ошибкой.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных.

Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Материалы представленного в судебное заседание административного производства в отношении начальника Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В. не содержат доказательств совершения Петуховым Ю.В. противоправных и виновных действий, повлекших наступление вредных последствий, связанных с утверждением рассматриваемой Конкурсной документации, а указывают лишь на допущение им технической ошибки в объеме рассматриваемой Конкурсной документации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Петухова Ю.В. события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Согласно статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

     РЕШИЛ:

Жалобу начальника Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В. на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушения, удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от Дата по делу об административном правонарушении № **, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления государственного заказа Мурманской области Петухова Ю.В. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                         А.В. Кулдыкин