РЕШЕНИЕ 14 октября 2011 года судья Октябрьского районного суда города Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Смоглиенко А.В. на постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника Морского отдела Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства (далее ББТУ) № ** от Дата УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя начальника Морского отдела Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства № ** от Дата Смоглиенко А.В. капитан судна М-№ ** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Дата Смоглиенко А.В. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, в обоснование указал, что привлечен к административной ответственности за нарушение рыбопромысловым судном М-№ ** (судовладелец ***, фрахтователь ООО ******), Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, а именно за то, что при ведении добычи (вылова) морских биологических ресурсов на борту судна отсутствовал сертификат (свидетельство) подтверждающий соответствие организации-судовладельца системе управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (СУБ). Полагал, что Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения не применяется для рыбопромысловых судов и поэтому сертификат не должен находится на борту судна. Также указал, что административный орган неправильно квалифицировал правонарушение, признав его виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Просил постановление № ** от Дата признать недействительным. Смоглиенко А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель Смоглиенко А.В. - Романова И.Р. настаивала на удовлетворении жалобы. Указала, что сертификат, подтверждающий соответствие организации-судовладельца системе управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (СУБ) у организации судовладельца имеется, но Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения не применяется для рыбопромысловых судов, на основании международных договоров, рыбопромысловые суда не обязаны получать СУБ и иметь данный сертификат на борту. Кроме того, указала, что административный орган неправильно квалифицировал правонарушение, признав Смоглиенко А.В. виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Просила удовлетворить жалобу. В случае, если суд установит, что постановление вынесено законно и обоснованно, просила применить малозначительность. Представители ББТУ в судебном заседании с жалобой не согласились. Полагали постановление законным и обоснованным. Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы административного производства № **, не находит оснований для удовлетворения жалобы. В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой. Постановлением заместителя начальника Морского отдела Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства № ** от Дата Смоглиенко А.В. капитан судна М-№ ** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Правонарушение выразилось в том, Дата в 10ч. 25м. в координатах .... северной широты .... восточной долготы в районе .... должностное лицо капитан судна М- № ** (судовладелец ООО ***) Смоглиенко А.В. осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов по разрешению ПМ-№ **, выданному ББТУ Дата, не имел на борту судна сертификат, подтверждающий соответствие организации-судовладельца системе управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (СУБ). Должностное лицо - капитан судна № ** Смоглиенко А.В., своими действиями нарушил пункт 8 «Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 16 января 2009 года №13, согласно которому капитан судна, бригадир, звеньевой или иное лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе либо на борту судна, а также на каждом рыбопромысловом участке сертификат, подтверждающий соответствие организации-судовладельца системе управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (СУБ) на основании международного кодекса управления безопасностью и предотвращением загрязнения (МКУБ) в соответствии с Приказом Комрыболовства России от 18 октября 1995 г. N 165 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 1995 г., N 990). Согласно статье 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Из материалов дела следует, что Смоглиенко А.В. является капитаном судна М-№ **, принадлежащего ООО ***. Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденному приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от Дата № ** (статья 25), капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем. В силу статьи 33 Устава капитан судна обязан обеспечить управление судном, в том числе судовождение, безопасность плавания, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач, соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов. Следовательно, капитан промыслового судна М-№ ** Смоглиенко А.В., в силу своего служебного положения и возложенных на него обязанностей, обязан был обеспечить неукоснительное выполнение Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, в части того, что должен был иметь на борту судна сертификат, подтверждающий соответствие организации-судовладельца системе управления безопасной эксплуатацией судов. Таким образом, в действиях Смоглиенко А.В. содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, сертификат, подтверждающий соответствие организации-судовладельца системе управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (СУБ) на основании международного кодекса управления безопасностью и предотвращением загрязнения (МКУБ) у судовладельца имелся. Следовательно, у капитана судна имелась возможность иметь на борту указанный сертификат. С доводами представителя Смоглиенко А.В. Романовой И.Р. о том, что административный орган неправильно квалифицировал правонарушение, признав Смоглиенко А.В. виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения не применяется для рыбопромысловых судов, суд не соглашается по следующим основаниям. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года №27 действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в этих морских пространствах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правонарушение было выявлено в районе открытых вод архипелага Шпицберген. В Приказе Комрыболовства России от 18 октября 1995 г. № 165 указано, что «учитывая международный опыт, закрепленный в резолюции Ассамблеи Международной морской организации от 4 ноября 1993 года А.74Щ8), принявшей Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)), и приближая национальные требования в области обеспечения безопасности мореплавания рыбопромыслового флота к международным стандартам, в целях повышения уровня безопасной эксплуатации рыбопромысловых судов, снижения травматизма, предотвращения загрязнения моря при осуществлении промышленного рыболовства...: 1. Применять в качестве международного стандарта при разработке нормативно-распорядительной документации по вопросам безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и ведения ими промысловых операций и в организации практической работы по обеспечению безопасной эксплуатации судов Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения - МКУБ, принятый 18 сессией Международной морской организацией. Глава 1.3 «Применение» Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращению загрязнения (МКУБ) определяет: «требования настоящего Кодекса могут применяться ко всем судам». Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2003 № КАСОЗ-36 признает действие Приказа Комитета Российской Федерации по рыболовства от 18 октября 1995 г. № 165 о применении МКУБ (главы 9 МК СОЛАС-74) к рыболовным судам законным. В приказе Федерального агентства по рыболовству от 29 октября 2008 г. № 277 «О закреплении некоторых функций федеральных государственных учреждений - государственных администраций морских рыбных портов за федеральными государственными учреждениями - бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» указано, что «в целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 г. № 773 "О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами" и реализации Приказа Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и Федерального агентства морского и речного флота от 7 июня 2008 г. N 503/65 "О проведении реорганизации федеральных государственных учреждений ".„временно, до особого распоряжения, передать федеральным государственным учреждениям - бассейновым управлениям по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления) функции федеральных государственных учреждений - государственных администраций морских рыбных портов (далее - госадминистрации) по наблюдению за флотом и осуществлению сертификации и контроля рыбопромысловых компаний и их судов на соответствие требованиям безопасности мореплавания и Международного кодекса по управлению безопасности эксплуатации судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)». Нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 № 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, ее флоры и фауны, соблюдения экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении капитана судна М-№ ** к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Таким образом, оснований для отмены постановления не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено. При назначении наказания, требования ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях заместителем начальника морского отдела ББТУ соблюдены, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, с учетом обстоятельства, смягчающего административную ответственность, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. РЕШИЛ: Постановление заместителя начальника Морского отдела Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства № ** от Дата о привлечении капитана судна М-№ ** Смоглиенко А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу Смоглиенко А.В. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней. Судья С.В. Ганбина
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,