Дело № 12-41/11
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2011 года город Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Свиридова Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы муниципального образования Ковдорский район Мурманской области Могуренко О.В. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о.руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области Б. от Дата за № ** должностное лицо Глава муниципального образования Ковдорского района Мурманской области Могуренко О.В. привлечен в к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Считая наказание необоснованным, Могуренко О.В. обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления. Указал, что в соответствии с постановлением главы Ковдорского района от Дата № ** муниципальное учреждение Ковдорского района «****» было наделено полномочиями по организации проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Ковдорский район. Таким образом, именно МУ **** и должно было проводить названные открытые конкурсы.
Постановлением главы Ковдорского района от Дата № ** был утвержден состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Ковдорский район. Председателем конкурсной комиссии был назначен начальник МУ **** А.
При рассмотрении дела им в письменных пояснениях и его представителем непосредственно при разбирательстве дела неоднократно обращалось внимание на данное обстоятельство, представлялись необходимые документы, копии постановлений, однако, УФАС МО эти доказательства приняты не были.
Его представителем официально заявлялось, что оценке о наличии в действиях (бездействиях) должностного лица правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, должны подвергаться действия (бездействия) непосредственно начальника МУ **** А., которому и было поручено осуществлять действия в сфере организации проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Ковдорский район. Однако данные доводы УФАС МО, на его взгляд проигнорировало, что свидетельствует о том, что дело было исследовано неполно и не всесторонне.
Его возражения и возражения представителя по делу не были рассмотрены и приняты во внимание при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, что нарушает принцип объективности и всесторонности рассмотрения дела.
Кроме того, по его мнению, при вынесении Постановления были нарушены и процессуальные нормы. В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 установлено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.
Однако, УФАС МО, в нарушении данных норм при вынесении постановления огласило только резолютивную часть.
На основании изложенного, считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, просит суд отменить Постановление и.о.руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области Б. от Дата за № ** и производство по делу прекратить.
Могуренко О.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме. Кроме того, заявил об истечении срока привлечения Могуренко О.В. к административной ответственности, поскольку Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области о совершенном административном правонарушении стало известно в Дата, а обжалуемое постановление вынесено Дата.
Представители УФАС по МО в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, суду пояснили, что заявитель привлечен к административной ответственности законно и обосновано. Возражали против доводов о пропуске срока привлечения к административной ответственности, поскольку о совершенном правонарушении им стало известно из информационных писем администрации Ковдорского района МО, полученных Дата о не проведении конкурсов в Дата и Дата о не проведении конкурсов в Дата.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Могуренко О.В., представителей УФАС по МО, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статья имеет целью обеспечить защиту прав предпринимателя на товарном рынке мерами административной ответственности. Согласно Конституции РФ в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8).
Правонарушение является посягательством на свободу предпринимательской деятельности, грубым нарушением прав граждан, установленных ст. 8 и 34 Конституции РФ.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействиях) которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Субъектами ответственности могут быть только должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла.
Рассматривают дела этой категории должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления осуществлять действие (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно постановлению главы Ковдорского района Мурманской области Дата № **, распоряжению № ** от Дата главой Ковдорского района является Могуренко О.В., который приступил к исполнению обязанностей с Дата.
Из материалов дела усматривается, что Дата Управлением Федеральной антимонопольной службы Мурманской области в ходе рассмотрения дела № ** был выявлен факт нарушений антимонопольного законодательства в действиях, выразившееся в непринятии решения о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Ковдорский район.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Устава муниципального образования Ковдорский район (в редакции решений Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 23.10.2006 г. № 62. от 24.03.2008 г. № 29. от 27.10.2009 г. № 89) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация Ковдорского района.
Совет депутатов Ковдорского района Решением от 21.02.2008 г. № 19 наделил администрацию Ковдорского района полномочиями по организации проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Ковдорский район, собственниками помещений в которых не выбран способ управления домом или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы, а также в случаях, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 2 Решения Совета депутатов от Дата № ** установлено, что Администрация Ковдорского района организует деятельность по осуществлению переданных полномочий и вправе поручить исполнение данных полномочий структурному подразделению Администрации Ковдорского района.
Глава Ковдорского района постановлением от Дата № ** наделил полномочиями по организации проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами территории муниципального образования Ковдорский район в случаях предусмотренных частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации МУ «****».
Согласно пункту 1.1. Положения о МУ «****», данное учреждение в качестве органа исполнительной власти включено структуру исполнительной власти (администрации) Ковдорского района Мурманской области Решением Ковдорской районной Думы от Дата № **.
Частью 2 статьи 34 Устава Ковдорского района определено, что руководство Администрацией Ковдорского района на принципах единоначалия осуществляет Глава Ковдорского района.
В соответствии с пунктами 9 и 15 части 1 статьи 32 Устава Глава Ковдорского района формирует администрацию Ковдорского района, руководит её деятельностью, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Ковдорского района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
В ходе проведения полугодового мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях населением свыше десяти тысяч человек Управлением каждые полгода осуществлялся сбор информации о проведенных органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций.
Администрацией Ковдорского района в ходе проведения вышеуказанного мониторинга в Дата были представлены пояснения в письменном виде, подписанные главой Ковдорского района О.В. Могуренко (информационное письмо от Дата, вх. УФАС по МО № ** от Дата), что свидетельствует о том, что указанное должностное лицо владело информацией о том, что в Дата открытые конкурсы по отбору управляющих организаций на территории Ковдорского района не проводились, в том числе и в Дата. Также, в Дата конкурсы по отбору управляющих организаций на территории Ковдорского района не проводились, что подтверждено информационным письмом от Дата.
Таким образом, бездействие администрации Ковдорского района в части не проведения конкурса по отбору управляющих организаций привело к тому, что ни один хозяйствующий субъект не имел потенциальной возможности для выхода на рынок по управлению многоквартирными домами на территории Ковдорского района, что могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что бездействие должностного лица - главы Администрации Ковдорского района Могуренко О.В., который, как должностное лицо несет ответственность за непринятие решения о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Ковдорский район, содержится состав администратвиного правонарушения.
При таких обстоятельствах, действия Могуренко О.В. были правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Могуренко О.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено УФАС МО в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, поскольку правонарушение является длящимся, а итоговая информация о не проведении конкурсов в целом за Дата, в том числе и за Дата поступила в УФАС по МО только Дата, а информация за Дата поступила - Дата.
Административное наказание назначено Могуренко О.В. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы представителя заявителя о том, что постановление и.о.руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области от Дата за № ** в полном объеме не было оглашено после его вынесения не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
Также суд не принимает доводы представителя заявителя о том, что административный орган должен был выдать ему обжалуемое постановление на руки, а факт получения постановления должен быть подтвержден его подписью, поскольку в силу статьи 29.11. КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку только физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Поскольку представитель должностного лица В. не относится к перечисленному кругу лиц, административный орган не обязан к выдаче ему копии постановления. В установленный законом срок обжалуемое постановление было направлено лицу, в отношении которого оно вынесено, поскольку Могуренко О.В. не присутствовал лично на рассмотрении дела об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление и.о.руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Мурманской области Б. от Дата за № ** о привлечении к административной ответственности должностного лица - главы муниципального образования Ковдорского района Мурманской области Могуренко О.В. по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15000 рублей - оставить без изменения, жалобу Могуренко О.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней.
Судья: Ж.А.Свиридова