Дело [Номер обезличен] Решение в окончательной форме принято 28 июня 2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Дата обезличена] г. р.п. Охотск Хабаровского края Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Джерелейко Н.Н., при секретаре Гориной Е.М., с участием представителя ответчика Ермушева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухачевой Полины Алексеевны к администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края о взыскании компенсации расходов понесенных в связи с выездом из района Крайнего Севера, УСТАНОВИЛ: Сухачева П.А. обратилась в суд с иском о взыскании компенсации расходов понесенных в связи с выездом из района Крайнего Севера, сославшись на то, что являясь неработающим пенсионером, в сентябре 2009 г. выехала из [...], который признан районом Крайнего Севера, на постоянное место жительства в [...] края. В связи с выездом истица понесла расходы в сумме 9 850 руб. – в оплату авиабилетов, 40 898 руб. 34 коп. – за перевозку имущества, которые просила взыскать с ответчика, полагая, что имеет право на компенсацию данных расходов в соответствии с действующим законодательством, а ответчик обязан их компенсировать. Ответчик в порядке досудебной подготовки мнения по иску не представил. В судебном заседании представитель ответчика иск не признал в полном объеме, указав, что гарантии и компенсации для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера являются государственными расходными обязательствами, социальное обеспечение согласно ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании федеральных законов или законов субъектов РФ с обязательной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Кроме того, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Федеральными и краевыми законами полномочия по оплате затрат, произведенных в связи с выездом граждан из районов Крайнего Севера Охотскому муниципальному району и администрации городского поселения не передавались, финансовое обеспечение данных расходов не производилось. Самостоятельно ответчик в бюджете денежные средства на указанные цели не закладывал и таковыми для выплаты истице компенсации не располагает. В судебное заседание истица не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что не противоречит требованиям ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Проанализировав доводы сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Истица является неработающим пенсионером по старости с [Дата обезличена] г., имеет стаж работы общий – 39 лет 7 мес.; в районах Крайнего Севера – 32 г. 3 мес., что следует из представленных истицей документов (пенсионного удостоверения, справки Отдела ПФР по [...] в [...], трудовой книжки). В сентябре 2009 г. выехала на постоянное место жительство за пределы [...], отнесенного к районам Крайнего Севера, при переезде понесла следующие расходы: - в сумме 9850 руб. на приобретение авиабилетов Охотск-Хабаровск; - 19 122 руб. на оплату перевозки личных вещей контейнером, емкостью 3 тонны и услуг банка при оплате счета ОАО «Амурское пароходство»; - 2 661 руб. в оплату услуг ОАО «Николаевский-на-Амуре» морской порт» по погрузке и оформлению контейнера; - 1 460 руб. 04 коп. по хранению и выгрузке контейнера филиалу «Амурречснаб» ОАО «Амурское пароходство»; - 15 442 руб. 09 коп. на оплату перевозки транспортного средства «Нисан Датсун» и услуг банка при оплате счета ОАО «Амурское пароходство»; - 1 958 руб. 80 коп. в оплату услуг ОАО «Николаевский-на-Амуре» морской порт» по выгрузке транспортного средства. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 государственные гарантии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 4 данного Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда При этом источник финансирования указанных компенсаций в Законе Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», не определен. Право неработающих пенсионеров на возмещение расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Во исполнение указанного постановления 10 ноября 1992 года Комитетом Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера утвержден Порядок выплаты, компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которому выплата компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере произведенных транспортных затрат производится пенсионерам и инвалидам - центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания лица, подтверждающим факт получения пенсии. Указанный механизм реализации льгот, предоставленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572, действует до настоящего времени. По смыслу толкования норм Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572, Порядка выплаты, компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных 10.11.1992г. Комитетом Российской Федерации по социально-экономическому развитию При таких условиях, за истицей следует признать право на компенсацию понесенных расходов за счет средств администрации р.п. Охотск, как органа, обязанного к непосредственной выплате расходов понесенных истицей. Вместе с тем, судом установлено следующее. Из Постановления Правительства РФ от 11.08.1992 г. № 572 следует, что лицо имеет право на компенсацию расходов по транспортировке только одной тонны личного имущества на одного члена семьи. Из справки ОАО «Амурское пароходство» следует, что в навигацию 2009 года тариф на перевозку 1 тонны грузов на линии [...] – [...] составлял 6 977 руб. 00 коп. без НДС. С НДС расходы по доставке одной тонны груза составили 1 259 руб. 46 коп. (т.е 18 % налога) + 6 977 руб. (тариф) = 8 236 руб. 46 коп. Следовательно, требование истицы о взыскании компенсации понесенных в связи с отправкой личных вещей подлежит удовлетворению частично, в размере расходов приходящихся на пересылку 1 тонны груза, так как компенсация в большем размере не предусмотрена действующим законодательством. Расходы связанные с оформлением, погрузкой, выгрузкой и хранением данного имущества подлежат компенсации в полном объеме. Расходы на транспортировку транспортного средства, включая услуги по выгрузке, также компенсации не подлежат, так как расходы по оплате пересылки личного имущества в количестве 1 тонны на одного члена семьи уже судом удовлетворены, компенсация расходов большем размере действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, требования истицы подлежат удовлетворению частично в сумме: 9850 + 8 236 руб. 46 коп + 2 661 руб. + 1 460 руб. 04 коп. = 22 207 руб. 50 коп. В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333-36 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Статус ответчика в качестве органа местного самоуправления по делу установлен, таким образом, госпошлина взысканию с ответчика не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Сухачевой Полины Алексеевны к администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края о взыскании компенсации расходов понесенных в связи с выездом из района Крайнего Севера – удовлетворить частично. Взыскать с администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края в пользу Сухачевой Полины Алексеевны компенсацию расходов понесенных в связи с выездом из района Крайнего Севера в сумме 22 207 руб. 50 коп. (двадцать две тысячи двести семь рублей 50 копеек). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья Н.Н. Джерелейко
Российской Федерации и федерального бюджета, являются расходными обязательствами
Российской Федерации.
Севера, применительно к действующей на сегодняшний день в соответствии с ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» системе органов местного самоуправления, компенсация понесенных в связи с выездом из районов Крайнего Севера затрат должна производится сельскими и поселковыми администрациями по месту проживания пенсионера, а в случае отсутствия таковых – районными администрациями.