02.08.2010 г. решение



Дело № 2-224/2010                                                                                                         

Решение в окончательной форме принято 09 августа 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 г. р.п. Охотск

Охотский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Джерелейко Н.Н.,

при секретаре Гориной Е.М.,

с участием помощника прокурора Охотского района Хабаровского края Маркина А.А., представителя ответчика Костырина И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края, администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Охотского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к главе Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения, указав следующее.

В ходе проведенной проверки прокуратурой Охотского района установлено, что на период осеннее – зимнего периода 2009-2010 г.г. ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство» Инского сельскому поселению Охотского муниципального района для выработки электро- и теплоэнергии для социальных нужд администрацией Охотского муниципального района выделено 1 052 тонн. дизельного топлива. Кроме того, дополнительно для нужд указанного предприятия было выделено из резерва 122 тонны дизельного топлива.

Согласно расчетных потребностей, годовая выработка электроэнергии для населения и социальной сферы в перерасчете на потребление дизельного топлива составляет 791 тонна, таким образом, предприятию сверх нормы было выделено 261 тонна дизельного топлива.

Также проверкой установлено, что ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство» не организовывает должным образом работу по сбору платежей за оказанные услуги, по взысканию дебиторской задолженности работа также не ведется. В результате неудовлетворительной работы предприятия, у него отсутствуют денежные средства на закупку топлива для выработки и реализации электроэнергии производственным потребителям, не относящимся к социальной сфере, имеют место нарушения в целевом использовании социального топлива в виде возврата долгов прошлых лет. Указанные обстоятельства повлекли за собой ограничение в предоставлении электроэнергии населению и бюджетным организациям.

Ответчик возглавляя администрацию Инского сельского поселения отвечает за решение вопросов местного значения – в том числе и обеспечение населения коммунальными услугами. Кроме того, администрация Инского сельского поселения является единоличным участником и учредителем ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство», и не осуществило должный контроль за деятельностью предприятия, что привело к перебоям в электроснабжении населения Инского сельского поселения.

Прокурор Охотского района просит возложить на ответчика обязанность по обеспечению бесперебойной подачи электроэнергии и теплоснабжения в Инском сельском поселении.

В судебном заседании представитель прокуратуры Охотского района заявленный иск поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в отзыве исковые требования не признала, сославшись на то, что как глава сельского поселения обязанности по непосредственному обеспечению энергоснабжения населения не несет, поскольку для этих целей администрацией Инского сельского поселения учреждено предприятие ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство». Причиной ограничения подачи электроэнергии и теплоснабжения на территории Инского сельского поселения послужила нехватка выделенного для нужд поселения топлива и отсутствие у данного предприятия собственных средств на его дополнительное приобретение. Кроме того, на основании соглашений с администрацией Охотского муниципального района она делегировала полномочия по вопросам обеспечения Инского поселения топливом данному органу местного самоуправления.

Ответчик в судебном заседании 05.07.2010 г. доводы изложенные в отзыве поддержала, просила в удовлетворении иска отказать.

Определением от 09.07.2010 г. в качестве соответчика по иску привлечена администрация Охотского муниципального района.

Вновь привлеченный ответчик в отзыве по иску требования также не признал, указав, что в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в части организации электроснабжения населения Инского сельского поселения, предусмотренных. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от [Дата обезличена] г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией сельского поселения учреждено энергоснабжающее предприятие – ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство». Данное юридическое лицо ответственно за надлежащее качество предоставляемых услуг. В компетенцию органов местного самоуправления Инского сельского поселения и иных органов местного самоуправления Охотского муниципального района обязанность по обеспечению организаций, оказывающих коммунальные услуги, топливом либо обязанность по доставке его до места назначения, не входит. Относительно заключенного с администрацией Инского сельского поселения Соглашения о передаче полномочий по решению вопросов в сфере ЖКХ на 2010 год, сослался на то, что этим Соглашением администрации Охотского муниципального района переданы полномочия по организации централизованной поставки топлива (нефтепродуктов и угля) для нужд населения поселений до районной нефтебазы. При этом, после доставки топлива оно было выделено для нужд Инского сельского поселения в количестве сверх установленной нормы, что отражено в исковом заявлении.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля ФИО4, суд приходит к следующему.

Как признано ответчиками в судебном заседании на территории Инского сельского поселения с [Дата обезличена] г. ограничено тепло- и электроснабжение населения, предприятий и учреждений. Основной причиной данного обстоятельства послужило нехватка дизельного топлива используемого для выработки электрической и тепловой энергии.

Как следует из доводов искового заявления ответчику вменяется в вину бездействие, выразившееся в непринятии мер по контролю за деятельностью хозяйствующего субъекта ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство», являясь руководителем органа местного самоуправления, который в свою очередь является учредителем и единоличным участником данного общества, осуществляющего деятельность по выработке и транспортировке для нужд населения, предприятий и учреждений Инского сельского поселения электроэнергии, которое повлекло ограничение и временное прекращение энергоснабжения жителей поселения и учреждений, в том числе бюджетных, и может полечь таковое в дальнейшем.

Кроме того, как следует из иска, ответчик обязан был принять меры к получению для нужд ХО ООО ИЭХ денежных средств от потребителей, либо к ограничению их электроснабжения при наличии непогашенной задолженности.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от [Дата обезличена] г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Вместе с тем, в отношении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в настоящее время применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от [Дата обезличена] г. N 307.

Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Органы местного самоуправления создают предприятия и учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, либо выступают заказчиками на оказание соответствующих услуг.

Как установлено судом, данная обязанность ответчиком выполнена, в рамках решения данного вопроса местного значения ответчиком учреждено соответствующее энергоснабжающее предприятие – ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство».

Согласно Постановлению Правительства РФ от [Дата обезличена] г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. (пункты 75, 76 Правил).

При этом под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; а к числу видов коммунальных услуг отнесено электроснабжение (пункты 3, 6 Правил).

При этом, электроснабжение предполагает круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Таким образом, ответственность за бесперебойное электроснабжение несет исполнитель коммунальной услуги, коим на территории Инского сельского поселения является ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство».

Являясь коммерческой организацией, как это следует из Устава ХО ООО ИЭХ и в соответствии со ст. 50 ГК РФ, данное юридическое лицо самостоятельно в осуществлении заявленных уставных видов деятельности.

При этом в соответствии с п.3 ст.126 ГК РФ муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом, в частности при банкротстве такого юр. лица, вызванного действиями или решениями органа местного самоуправления, как учредителя.

Кроме того, как следует из постановлений главы Охотского муниципального района [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., [Номер обезличен] от [Дата обезличена] г., в качестве получателей топлива для социальных и производственных нужд [...] были определены предприятия, в том числе и ХО ООО «Инское энергетическое хозяйство», на руководителей которых возлагалась и обязанность по обеспечению оперативного получения нефтепродуктов со склада нефтебазы ООО «Нефтьоптторг».

Как показал в судебном заседании директор ХО ООО ИЭХ ФИО4, будучи допрошенным в качестве свидетеля, топливо для нужд энергоснабжения населения Инского сельского поселения выделялось предприятию администрацией Охотского муниципального района, однако получено было не в полном объеме.

Это свидетельствует, что организация по вывозу топлива для нужд электростанции осуществлялась предприятием, вины ответчика в недопоставке данного количества топлива не имеется, поскольку предприятием самостоятельно решались вопросы о доставке топлива на территорию Инского сельского поселения, а также о предоставлении заявки, составлении расчета потребностей в топливе на текущий отопительный сезон.

Указанные обстоятельства, установленные в судебном заседании, свидетельствуют о необоснованности заявленного прокурором Охотского района требования, поскольку ответчиком в полном объеме исполнена возложенная на него обязанность по решению вопросов местного значения в области электроснабжения населения Инского сельского поселения.

Суд также учитывает, что в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе оказывать только такие общественные услуги, которые не связаны с осуществлением хозяйственной или иной коммерческой деятельности.

Организация непосредственной доставки топлива для нужд ДЭС к компетенции ответчика как руководителя органа местного самоуправления не отнесена, являясь частью производственно-хозяйственной деятельности учрежденного юридического лица, за надлежащее осуществление которой ХО ООО ИЭХ несет самостоятельную ответственность, как субъект предпринимательской деятельности.

Как руководитель органа местного самоуправления ответчик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность общества, а как представитель единоличного участника данного общества и представитель учредителя в соответствии с Уставом и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от [Дата обезличена] г. N 14-ФЗ непосредственного руководства хозяйственной деятельностью общества не осуществляет.

Какого–либо распорядительного документа, нормативно-правового акта, обязывавшего ответчика к непосредственному вывозу топлива для нужд учрежденного предприятия, принятого органом местного самоуправления Охотского муниципального района, органами государственной власти Хабаровского края, прокурором не представлено, и ссылки на таковой в иске не имеется.

Доказательств нахождения данного топлива в собственности ответчика либо возглавляемого им органа местного самоуправления – администрации Инского сельского поселения, передаче на ответственное хранение, в безвозмездное пользование, а также по иному законному основанию, или доказательств, позволявших бы сделать вывод о ненадлежащем распоряжении данным топливом, повлекшим остановку деятельности электростанции по выработке электроэнергии прокурором не предоставлено, и в исковом заявлении прокурор на такие доказательства не ссылался.

При таких условиях, суд оснований для возложения на главу Инского сельского поселения обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения суд не усматривает.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом также установлено, что основании Соглашений с администрацией Охотского муниципального района от [Дата обезличена] г., [Дата обезличена] г., [Дата обезличена] г. полномочия по вопросам обеспечения Инского поселения топливом в указанный период до 2010 года делегировались администрации Охотского муниципального района.

Поскольку в процессе рассмотрения дела судом установлено, что основанием для допущенного нарушения прав граждан на бесперебойное тепло и электроснабжение послужило нехватка топлива для нужд энергоснабжающего предприятия, а также учитывая наличие вышеуказанных Соглашений, данный орган местного самоуправления был привлечен для участия в деле в качестве соответчика.

Судом изучен вопрос о наличии ответственности данного ответчика за нарушение прав населения Инского сельского поселения в части бесперебойного электро- и теплоснабжения.

Из представленного и изученного судом в судебном заседании Соглашения, заключенного между администрацией Инского сельского поселения и администрацией Охотского муниципального района [Дата обезличена] г., утвержденного советом депутатов Инского сельского поселения от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен], следует, что последняя взяла на себя обязательство по организации централизованной поставки топлива (нефтепродуктов и угля) для нужд населения (социальной сферы) поселения до районной нефтебазы.

В дальнейшем действие данного соглашения было продлено на 2009 и 2010 годы.

Из пояснений ответчиков, судом установлено, что все топливо для нужд электрои теплоснабжения населения, предприятий и учреждений в [...], в том числе и Инском сельском поселении является завозимым в рамках централизованного обеспечения, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края.

В частности на 2009 [...] края была утверждена Типовая схема централизованного завоза социального топлива в районы Хабаровского края (распоряжение [Номер обезличен]р от [Дата обезличена] г.), установлено, что централизованный завоз топлива в муниципальные районы края осуществляется в объемах исходя из среднегодового фактически реализованного за два прошедших отопительных периода объема тепловой и электрической энергии и в пределах утвержденных для бюджетных учреждений лимитов потребления тепловой и электрической энергии.

Вышеуказанной Типовой схемой обязанность по определению вида, марки и необходимого количества топлива, с учетом нормативных потерь, а также согласование сроков поставок и источников его оплаты, обеспечение готовности мест хранения, сохранность, целевое и рациональное его использование, инвентаризация остатков топлива – возложена на муниципальные или иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства края, являющиеся получателями социального топлива в районах.

Этой же Типовой схемой в обязанности администраций муниципальных районов края вменено формирование общих для районов заявок на социальное топливо по видам, маркам и количеству - на основании заявок получателей, отбор поставщиков, перевозчиков топлива, согласование объемов и сроков поставки топлива, и иные контрольные функции за выполнением получателями, поставщиками и перевозчиками топлива своих обязательств, в том числе и по последующему расходованию социального топлива получателями.

Администрации Охотского муниципального района кроме того дополнительно вменено в связи с особыми гидрологическими условиями организация приемки нефтепродуктов у предприятий перевозчиков на рейдовых стоянках танкеров.

Таким образом, вся полнота ответственности за организацию бесперебойного тепло и электроснабжения возложена на предприятия – получателей социального топлива.

Из письма Министерства ЖКХ Хабаровского края от [Дата обезличена] г. [Номер обезличен] на имя главы Инского сельского поселения следует, что потребность в дизельном топливе для ХО ООО ИЭХ на отопительный период 2009/2010 года в экономически обоснованных тарифах на 2009 год, утвержденных комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, составила 1 189,9 тонны, в том числе социального 1 123,4 тонны.

В целом в межнавигационный период 2009-2010 года было выделено 1 052 тонны дизтоплива.

Из представленной переписки между администрацией Инского сельского поселения и администрацией Охотского муниципального района также следует, что объем выделенного на социальные нужды дизтоплива в Инское сельское поселение был доставлен полностью, в обращениях главы Инского сельского поселения неоднократно ставился вопрос о выделении дополнительного лимита топлива для производственных нужд ХО ООО ИЭХ.

Как пояснил в судебном заседании представитель администрации Охотского муниципального района, разделение топлива на социальное и для прочих потребителе (то есть для производственных нужд) является искусственным и связано прежде всего с источниками финансирования для оплаты закупок и поставки данного топлива: социальное топливо в необходимом количестве выделяется органами государственной власти Хабаровского края под соответствующие кредиты, а, кроме того, часть его финансируется путем дотирования предприятий ЖКХ на разницу в себестоимости выработки энергии и регулируемых тарифах на тепло- и электроснабжение для населения; топливо для производственных нужд используется для выработки энергии в коммерческих целях – для последующей ее продажи (поставке) производственным и иным хозяйственным организациям и предприятиям, не относящимся к бюджетной сфере – и должно приобретаться за счет собственных средств предприятия. Свои обязанности по содействию ХО ООО ИЭХ в получении согласно представленной данным предприятием заявке, социального топлива, а также его доставке на территорию Охотского муниципального района администрация выполнила в полном объеме.

Данный довод представителя ответчика в судебном заседании опровержения не нашел, более того, подтвержден как доводами, изложенными в исковом заявлении, так и дополнительно представленными сторонами доказательствами.

Оценивая в связи с изложенным выше исковые требования, суд также приходит к выводу, что оснований для возложения на администрацию Охотского муниципального района обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения на территории Инского сельского поселения – не имеется. Свои обязанности по обеспечению Инского сельского поселения – в рамках существовавшего нормативного регулирования данных правоотношений – администрация Охотского муниципального района выполнила в полном объеме. Непосредственной обязанности по решению вопросов местного значения в части организации электро- и теплоснабжения у администрации муниципального района – не имеется.

В этой связи оснований для удовлетворения заявленного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Охотского района в  удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к главе Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края, администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по организации бесперебойного электро- и теплоснабжения – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Н. Джерелейко