№2-17 09.02.2011 Г. РЕШЕНИЕ



Дело № 2-17/2011

Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 г. р.п. Охотск

Охотский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Джерелейко Н.Н.,

при секретаре Рамзиной С.Н.,

помощника прокурора Охотского района Маркина А.А.,

представителя ответчика ООО «Охотскэнерго» Здыхальской И.В. (доверенность от <дата обезличена>)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района Хабаровского края в защиту интересов Слободчиковой Тамары Михайловны к обществу с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго» (далее – ООО Охотскэнерго) о признании действий ответчика незаконными и возложении обязанности по перерасчету оплаты за услуги по электроснабжению

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Охотского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО Охотскэнерго в защиту интересов Слободчиковой Т.М. указав, что истица проживает в <адрес> в <адрес> края. <дата обезличена> в указанном доме сотрудниками МХ ООО «Охотскэнерго» был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии на квартиры с 1 по 8, о чем составлен соответствующий акт, который подписан только одним жильцом данного дома. Ответчик производит расчет, начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию согласно показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. При этом в доме, где проживает истица не определен ни один из предусмотренных жилищным законодательством способов управления многоквартирным домом. С учетом того, что коллективный прибор учета электроэнергии отнесен законодательством к общему имуществу многоквартирного дома, акт установки подлежал подписанию всеми жильцами дома. Истица акт установки коллективного счетчика не подписывала, жильцы дома надлежащим образом об установке такого счетчика не уведомлялись. В связи с этим, взимание платы по показаниям общедомового прибора учета прокурор полагал неправомерным и просил признать данные действия незаконными и обязать ответчика произвести перерасчет истице платы за потребленную электроэнергию.

В судебном заседании представитель прокуратуры Охотского района исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что установка коллективного прибора учета в доме, где проживает истица являлось незаконным, в связи с чем неправомерно и взимание платы, рассчитанной на основе его показаний. Относительно права на обращение прокурора с иском в суд в защиту интересов данного лица, сослался на то, что Слободчикова является пожилым гражданином 1947 года рождения, неработающим пенсионером, ветераном труда, имеет ряд заболеваний, с одним из которых с которой состоит на учете в Краевом клиническом центре онкологии. Данные обстоятельства препятствуют ей самостоятельно защищать свои права в суде. Кроме того, Слободчикова обратилась в прокуратуру с заявлением на нарушение ее прав ответчиком, по которому проводилась проверка, при наличии обращения в прокуратуру прокурор вправе был обратиться в ее интересах в суд для защиты жилищных прав.

Ответчик в отзыве исковые требования не признал, указав, что ООО «Охотскэнерго» производит и подает электроэнергию в жилое помещение, в котором проживает истица, в соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ данная потребленная электроэнергия подлежала оплате поскольку между сторонами заключен договор энергоснабжения. Согласно ст.544 ГК РФ оплата такой энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности …» (далее Закон об энергосбережении) до 01.01.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электроэнергии. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми приборами учета) ООО «Охотскэнерго» в целях повышения уровня энергосбережения, эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшения качества коммунальных услуг, точного учета отпущенной электроэнергии населению и сокращению коммерческих потерь обязанность и расходы по установке коллективных приборов учета взяло на себя.

Действующее законодательство в сфере предоставления коммунальных услуг, к которым отнесено и электроснабжение, обязывает потребителя нести расходы по потребленной в местах общего пользования многоквартирного дама электроэнергии.

Отсутствие какого-либо способа управления многоквартирным домом, возникшее вследствие нежелания жильцов дома, в том числе и истицы, исполнить возложенную на них ст.161 ЖК РФ обязанность не должно приводить к потреблению электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома за счет энергоснабжающей организации.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования также не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве, а, кроме того, дополнила, что установка коллективного прибора учета осуществлялась силами межмуниципального общества в форме общества с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго», которое в декабре 2010 г. было признано банкротом, а с июня 2010 г. прекратила производственную деятельность. Все установленные к тому времени данным юр. лицом коллективные приборы учета в многоквартирным домах рп. Охотск были переданы в ООО «Охотскэнерго» для последующего обслуживания. По ним производится начисление и взимание платы за потребленную в местах общего пользования многоквартирных домов электроэнергию. Установку общедомового счетчика в доме где проживала истица полагала правомерной, поскольку запрета на такую установку при отсутствии выбранного способа управления многоквартирным домом законодательство не содержит. Соответственно правомерной полагала и взимание платы по показаниям данного прибора учета.

Истица Слободчикова Т.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена, об отложении заседания ходатайств не заявляла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила письменное заявление, сославшись на невозможность участия в судебном заседании по состоянию здоровья, заявленный в ее интересах иск поддержала в полном объеме.

Представитель органа местного самоуправления – администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района, привлеченного для дачи заключения по делу, в судебном заседании пояснил, что деятельность ООО «Охотскэнерго» по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах рп. Охотск производится с ведома администрации, данную деятельность, равно как и взимание платы за потребленную в местах общего пользования электроэнергию с потребителей полагал правомерной. Подтвердил отсутствие в доме, где проживает Слободчикова какого-либо способа управления многоквартирным домом указав, что сами жильцы таковой не выбрали. В результате проводившегося администрацией рп. Охотск конкурса по выбору управляющей компании была определена таковая для 27 домов, однако дом истицы в этот перечень не вошел. В 2011 году будет проводиться повторный конкурс для определения управляющей организации на остальные многоквартирные дома. Слободчикова проживает в <адрес> в <адрес> на условиях социального найма, о чем с ней заключен договор от <дата обезличена>, ранее основанием для проживания в указанной квартире являлся ордер <№ обезличен> от <дата обезличена>

Заслушав и проанализировав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение представителя администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» полагавшего исковые требования не обоснованными, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Доводы представителя прокуратуры о невозможности обращения Слободчиковой в суд самостоятельно по причине преклонного возраста, состоянию здоровья, отсутствием специальных познаний, отнесением ее к категории социально незащищенных слоев населения поскольку она является неработающим пенсионером, ветераном труда, судом принимается, в связи с чем суд полагает правомерным обращение прокурора с иском в защиту интересов указанного лица.

По обстоятельствам дела судом установлено следующее.

Слободчикова Т.М. является нанимателем жилого помещения <адрес> в <адрес> края на условиях социального найма, о чем с ней заключен договор от <дата обезличена>, ранее основанием для проживания в указанной квартире являлся ордер <№ обезличен> от <дата обезличена> Согласно отметки в паспорте Слободчикова зарегистрирована как проживающая по указанному адресу с <дата обезличена>

ООО «Охотскэнерго» осуществляет на территории рп. Охотск деятельность по выработке и транспортировке потребителям электрической энергии.

19.08.2009 г. МХ ООО «Охотскэнерго», ранее осуществлявшее аналогичную деятельность, произвело установку в доме, где проживает истица коллективного (общедомового) прибора учета на квартиры с 1 по 8 о чем был составлен соответствующий акт. Установка прибора учета производилась в присутствии одного из жильцов данного дома, Лысак Е.А., который расписался в акте его установки. Подписи иных жильцов дома в акте отсутствуют.

Из пояснений сторон, а также представителя администрации рп. Охотск установлено, что <адрес> какого-либо способа управления (непосредственно жильцами, ТСЖ, жилищным либо иным кооперативом, управляющей организацией) не имеет.

Прокуратурой Охотского района оспаривается правомерность установки в доме, где проживает истица, коллективного (общедомового) прибора учета, а также взимание с истицы платы по показаниям данного прибора за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.

В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.

При этом, в основе отношений между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг (продавцом - энергоснабжающей организацией) должен лежать договор (ст.420 ГК РФ, п.2.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307).

Вместе с тем в отношениях потребителя (абонента) с энергоснабжающей организацией договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети (п.1 ст.540 ГК РФ).

Отсутствие надлежащим образом оформленного договора не должно служить основанием для признания отсутствия между ними договора как такового, поскольку между названными сторонами в силу закона существуют договорные отношения, основанные среди прочего на фактической поставке гражданам соответствующих энергоресурсов, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного в установленном порядке (с соблюдением простой письменной формы) договора найма (социального найма) жилого помещения или договора на его обслуживание.

Таким образом, обязанность истицы по оплате коммунальных услуг, к числу которых законодательством отнесено и электроснабжение, установлено законодательством и сторонами не оспаривается.

Довод представителя прокуратуры о неправомерности установки данного счетчика суд полагает необоснованным, поскольку он противоречит действующему законодательству.

По общему правилу, какое-либо действие является не правомерным в случае его совершения в нарушение прямого запрета на такое совершение, либо с нарушением установленного порядка его совершения.

Правоотношения, связанные с установкой приборов учета электрической энергией, в том числе и коллективных (общедомовых), регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Так, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения (ч.1 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ).

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (ч.2 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ).

До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии (п.5 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (п.9 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ).

До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 Федерального закона N261-ФЗ) и до 1 января 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона N261-ФЗ) которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок пункт 12 статьи 13 Федерального закона N261-ФЗ).

Вышеприведенные положения Федерального закона N261-ФЗ указывают, на то, что дом, в котором проживает истица, как введенный в эксплуатацию до дату вступления данного Федерального закона в силу, то есть до 27.11.2009 г., подлежал оснащению общедомовым прибором учета электрической энергии, что было произведено за счет межмуниципального общества в форме общества с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго», ранее осуществлявшего деятельность по выработке и подаче потребителям электрической энергии, являвшейся ресурсоснабжающей организацией.

При этом, установка коллективного прибора учета в многоквартирных домах к наличию или отсутствию какого-либо способа управления многоквартирным домом законодательно не привязана, более того, установлена прямая обязанность собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить установку такого прибора учета.

Порядка установления коллективных (общедомовых) приборов учета на момент такой установки в доме, где проживает истица, установлено не было.

В настоящее время существует Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. № 149 которым установлены порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, оснований для признания установки коллективного прибора учета в доме, где проживает Слободчикова Т.М. незаконной – судом не установлено.

Как установлено статьей 13 вышеуказанного Федерального закона N261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 данных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 указанных Правил.

Таким образом, законодательно предусмотрена и обязанность собственников жилых помещений по оплате потребленной электрической энергии согласно данным учета по коллективным (общедомовым) приборам.

При этом, суд приходит к выводу, что вышеуказанная обязанность по оплате потребленной электрической энергии согласно показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме лежит и на нанимателе жилого помещения.

Так, в соответствии со ст.154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя в том числе и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме также включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 в п.11 устанавливают, что в понятие «содержание общего имущества» включается в том числе освещение помещений общего пользования.

Таким образом, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения и для нанимателя по договору социального найма совпадает.

Кроме того, договор энергоснабжения является публичным договором. Согласно п.2 ст.426 ГК РФ цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Их представленных в деле доказательств по методике расчета истице оплаты исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии следует, что нарушений установленного Правилами предоставления коммунальных услуг методики в данной части ответчиком не допущено.

При таких условиях, оснований для удовлетворения заявленного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Охотского района Хабаровского края в удовлетворении иска в интересах Слободчиковой Тамары Михайловны к обществу с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго» о признании действий ответчика незаконными и возложении обязанности по перерасчету оплаты за услуги по электроснабжению – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Н. Джерелейко