Дело № 2-10/2011 Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2011 г. РЕШЕНИЕ 08 февраля 2011 г. р.п. Охотск Суд Охотского района Хабаровского края в составе председательствующего судьи Джерелейко Н.Н., при секретаре Гридиной Л.М., с участием представителя истицы Большаковой Г.И. (доверенность от <дата обезличена>), представителя ответчика Костырина И.И. (доверенность от <дата обезличена>) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большаковой Татьяны Александровны к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности по включению в список для ее получения, возложении обязанности по выделению жилищной субсидии УСТАНОВИЛ: Большакова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края Истица, <дата обезличена> года рождения, уроженка <адрес>, является инвалидом с детства; в <адрес>, отнесенном к районам Крайнего Севера, проживает Однако на основании постановления администрации Охотского муниципального района от 01.10.2010 г. № 339 истица была снята с вышеуказанного учета и ей было разъяснено, что данное постановление издано на основе предписания министерства строительства Хабаровского края, в котором указано на факт незаконной постановки ее на данный учет. Полагает, что указанное решение является незаконным, противоречащим нормам Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В этой связи просила признать за ней право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию Охотского муниципального района восстановить ее в очереди на получение данной субсидии, обязать министерство строительства Хабаровского края выделить жилищную субсидию для приобретения жилья. Администрация Охотского муниципального района в отзыве по иску, требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению, признав, таким образом, иск в полном объеме. Министерство строительства Хабаровского края в отзыве по иску указало, что полагает данный иск заявленным с грубейшими нарушениями норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем. Истицей соединены в одном производстве спор о праве и фактическое обжалование действий органов власти, что нарушает положения ст.40 ГПК РФ, поскольку в данном случае невозможно процессуальное соучастие сторон, а также рассмотрение требований к ним в одном производстве. Истицей заявлено требование о восстановлении ее в очереди к администрации Охотского района, учет которой регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, и одновременно - к министерству строительства Хабаровского края о выдаче жилищной субсидии, порядок выдачи которой регулировался Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153. Таким образом, предметом иска являются различные правоотношения. Спор о праве, заявленный истицей, находится в компетенции Министерства регионального развития, являющегося исполнителем и госзаказчиком Подпрограммы, по которой выплачивались из Бюджета РФ указанные истицей жилищные субсидии. С участием министерства строительства и муниципального района не может возникнуть спор о праве, в виду отсутствия компетенции как у публичных органов власти в данной сфере. Жилищная субсидия выплачивается Министерством регионального развития РФ, как распорядитель средств федерального бюджета РФ. Постановление Правительства от 21.03.2006 г. № 153 принималось в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», которая имела срок действия по 2010 год и в настоящее время данная Подпрограмма уже не действует. Также ответчик указал, что в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ право на жилищные субсидии имеют граждане, прибывшие в северные районы не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Статья 2 данного Закона дополнена условием, что жилищную субсидию имеют право получать и инвалиды с детства, но родившиеся в северных районах с учетом стажа работы в северных районах. По мнению ответчика законодателем установлено, что только по совокупности всех вышеперечисленных условий гражданин может получить государственную поддержку из федерального бюджета в виде жилищной субсидии на приобретение жилого помещения. Истица родилась не в северных районах. При проверке учетных дел в 1 квартале 2010 г. ответчиком был выявлен факт постановки на учет администрацией <адрес> Большаковой Т.А., что по мнению ответчика являлось незаконным. Данное обстоятельство было доведено до сведения администрации <адрес>, так как постановка и снятие на учет на получение жилищной субсидии не находится в компетенции министерства строительства края. Полагал, что снятие истицы с очереди произведено администрацией <адрес> законно и обоснованно. Судебное заседание ответчик просил провести в отсутствие своего представителя, о месте и времени судебного заседания был извещен, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика. Представитель истицы по доверенности в судебном заседании в представленном дополнении к иску указала, что после ознакомления с отзывом, поступившим от соответчика полагает необходимым от заявленного к министерству строительства Хабаровского края требования отказаться, в судебном заседании дополнила, что согласна с доводами данного ответчика о том, что указанный орган гос. власти не может осуществлять выдачу жилищных субсидий, таким образом, данное требование было заявлено в связи с неправильным пониманием законодательства. Относительно иных исковых требований иск поддержала, указав, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Большакова Т.А. является инвалидом I группы бессрочно, что подтверждено заключением врачебной комиссии, на территории <адрес> проживает с мая 1972 года, на пенсии по инвалидности числится с <дата обезличена>, то есть более 20 лет, время нахождения на пенсии приравнивается к стажу работы в районах Крайнего Севера согласно ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, таким образом истица имеет право на постановку на учет для получения жилищной субсидии. Представитель ответчика - администрации Охотского муниципального района иск в судебном заседании признал и также указал, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Для инвалидов согласно части 2 статьи 5 Закона учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности. Время нахождения истицы на пенсии по инвалидности составляет более 20 лет. Истица ставилась на учет как инвалид 1 группы, для постановки граждан данной категории на учет не требуется факт рождения в районах Крайнего Севера, а только наличие определенного трудового стажа или периода нахождения на пенсии. Администрация Охотского района, последовательно отстаивая свою позицию по правомерности включения Большаковой в перечень граждан на получение жилищной субсидии неоднократно указывала министерству строительства о наличии у Большаковой Т.А. необходимых условий для получения жилищной субсидии, однако со стороны данного органа было указано на незаконность ее постановки, поскольку как инвалид с детства она не рождена в районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, а как инвалид первой группы - не имеет необходимого стажа работы. Учетное дело истицы после проверки в министерстве строительства было возвращено в администрацию Охотского района с указанием на необходимость снятия Большаковой с учета, что администрация и была вынуждена сделать. Полагал, что истица имеет право на получение жилищной субсидии как инвалид I группы бессрочно, имеющей необходимый стаж нахождения на пенсии (более 15 лет). Просил на основании данного признания исковых требований удовлетворить иск в оставшейся части. Доводы министерства строительства полагал необоснованными, опровергающимися материалами учетного дела, представленного суду, не соответствующими положениям действующего законодательства, нарушающими право истицы на получение жилищной субсидии. Изучив доводы сторон, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к следующему. Судом разъяснены представителю истицы последствия отказа от иска в части, и установлено, что данный отказ заявлен представителем истицы, добровольно, ей понятны последствия такого отказа, и что у представителя согласно доверенности имеются соответствующие полномочия по отказу в интересах доверителя от исковых требований полностью либо в части. Изучив данное ходатайство, суд приходит к выводу о принятии заявленного отказа от части исковых требований к министерству строительства Хабаровского края, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает прав и интересов других лиц. Таким образом, в соответствии с абзацем 3 ст.220 ГПК РФ производство по иску в этой части подлежит прекращению. Из материалов дела следует, что Большакова Т.А. <дата обезличена> года рождения, уроженка <адрес>, согласно заключению врачебной комиссии <№ обезличен> от <дата обезличена> является инвалидом 1 группы бессрочно в связи с психическим заболевание; указанное обстоятельство подтверждено также справкой ВТЭ-52 <№ обезличен> от <дата обезличена>, причиной инвалидности указано общее заболевание, инвалид с детства. Является получателем пенсии по инвалидности с <дата обезличена> как инвалид с детства, что подтверждено справкой Охотского отдела ПФР от <дата обезличена> и от <дата обезличена> Проживает в <адрес> с <дата обезличена> по настоящее время. Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, проживающих на территории <адрес> от <дата обезличена> истица принята на учет для получения жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства». Постановлением администрации Охотского муниципального района от 13.04.2010 г. № 109 истица признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» с 13.06.2007 г. Постановлением администрации Охотского муниципального района от 13.04.2010 г. № 109, с 11.04.2006 г. поставлена на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как имеющая право на получение социальных выплат для получения жилья, включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по Хабаровскому краю в категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (Инвалиды I и II группы, инвалиды с детства). Постановлением администрации Охотского муниципального района от 01.10.2010 г. № 339, истица в соответствии с пунктом 21г раздела II Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, снята с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи со смертью. При этом, в указанном постановлении сделана ссылка на правовое основание снятия с учета - в соответствии с пунктом 21г раздела II Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, который предусматривает, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. Заявленный истицей спор находится в компетенции суда общей юрисдикции и подлежит разрешению в рамках искового производства, поскольку основанием своим имеет действия администрации Охотского муниципального района, осуществленным в рамках Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, Закона Хабаровского края от 26.10.2005 г. № 306 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края в сфере предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в результате которых истица была снята с учета в качестве гражданина имеющего право на получение такой жилищной субсидии; при этом возник спор о праве истицы на включение в такую очередь, который подлежит рассмотрению и разрешению в рамках искового производства. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Статьей 2 указанного Федерального закона такое право предоставлено также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 Закона. Таким образом, согласно буквальному толкованию закона право на жилищную субсидию возникает у лиц либо являющимся инвалидами I и II групп, без требования к месту их рождения, но получившими инвалидность вследствие трудового увечья и имеющие необходимый стаж работы (не менее 15 лет), либо инвалидами с детства, которые родились районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с аналогичным требованием к стажу, в который засчитывается и время нахождения на пенсии по инвалидности. Таким образом, сам факт наличия инвалидности 1 или 2 группы и необходимого стажа работы (нахождения на пенсии) не является основанием для получения права на жилищную субсидию. Из имеющихся в материалах дела медицинских документов истицы следует, что инвалидность ею получена не вследствие трудового увечья, она является инвалидом с детства. При этом согласно данных паспорта гражданина РФ истица родилась <дата обезличена> года рождения, в <адрес>. В соответствии с Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (с изменениями от 30 декабря 1970 г., 17 апреля 1971 г., 16 апреля 1974 г., 10 февраля 1975 г., 18 января, 8 февраля 1977 г., 19 января, 19 августа 1982 г., 3 января 1983 г., 28 июня 1985 г., 23 июня 1990 г., 27 ноября 1991 г., 24, 28 января, 25 марта, 9 апреля, 6, 11 августа, 16 сентября, 11 октября 1992 г., 12 июля, 20 декабря 1993 г., 22 марта, 18 июля 1994 г., 24 апреля 2007 г.) в Иркутской области районом Крайнего Севера признан только Катангский район, а приравненными к районам Крайнего Севера местностями - районы Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско- Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский; города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов Между тем, место рождения истицы - <адрес>, является районным центром <адрес>, не включенного в указанный выше перечень ни районов Крайнего Севера, ни приравненных к ним местностей. При таких условиях, суд приходит к выводу о том, что истица, несмотря на факт наличия у нее инвалидности и длительного стажа нахождения на пенсии, тем не менее, к категории лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии отнесена быть не может. Федеральный закон № 125-ФЗ четко связывает возникновение такого права у инвалидов с детства с фактом рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; к категории получателей жилищной субсидии из числа инвалидов 1 группы истица отнесена быть не может, поскольку данная инвалидность получена ею не в результате трудового увечья. В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, выявленное судом нормативно-правовое регулирование правоотношений, относящихся к предмету спора, позволяет сделать вывод, о том, что доводы министерства строительства Хабаровского края об отсутствии у истицы права на получение жилищной субсидии являются обоснованными и соответствующими закону. При таких условиях оснований к удовлетворению исковых требований у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Принять отказ от исковых требований в части требования к Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности по выделению жилищной субсидии, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, производство по иску в данной части - прекратить. В остальной части иска Большаковой Татьяне Александровне - отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: Н.Н. Джерелейко
Именем Российской Федерации
о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности по включению в список для ее получения, возложении обязанности по выделению жилищной
субсидии, указав в обоснование иска следующее.
с двухмесячного возраста, с <дата обезличена> получает пенсию по инвалидности. <адрес>ной комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с <дата обезличена> поставлена на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как имеющая право на получение социальных выплат для получения жилья, включена в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по <адрес> в категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (Инвалиды I и II группы, инвалиды с детства) под № 543.