2-44/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 февраля 2011 г. п. Охотск Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Костюк Г.М., При секретаре Гридиной Л.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гуменюк Николая Андреевича о признании незаконным действия налогового органа, УСТАНОВИЛ: Гуменюк Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным начисления налога Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <№ обезличен> по Хабаровскому краю на транспортное средство по ставке для грузовых автомобилей, мотивируя следующим. Он является владельцем автомобиля «NISSAN DATSUN» О 170 АЕ 27. В 2010 г. получил уведомление о начислении транспортного налога в размере 2125 руб., который и уплатил по квитанции <№ обезличен>. В последствие обратился за разъяснением в налоговый орган по сумме налога. В соответствие с письмом МИФНС <№ обезличен> ТУ <№ обезличен> от <дата обезличена> расчет налога ему произведен по ставке для грузовых автомобилей с двигателем мощностью до 100 л.с., так как в ПТС указан тип транспортного средства «грузовой-бортовой», тогда как ставка налога должна определяться в зависимости от категории транспортного средства. Его автомобиль относится к категории «В» - легковые автомобили. Согласно ст. 6 закона Хабаровского края от 10.11.2005 г. «О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края», налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 11руб. за 1 л.с., сумма налога составляет 935 руб. Считает, что ему незаконно начислен налог больше на 1190 руб., так как грузовой кузов является признаком вспомогательной функции, основной является перевозка пассажиров (имеется 4 пассажирских места). Просит признать указанное действие налогового органа незаконным, так как нарушено его право налогоплательщика на соразмерный имуществу налог, и возместить переплаченную сумму налога в сумме 1190 руб., а так же взыскать 200 руб. в возврат госпошлины. МИФНС №3 по Хабаровскому краю в письменном отзыве на заявление указала на то, что автомобиль заявителя отнесен паспортом транспортного средства, выданным таможенным органом, к грузовым автомобилям. Самостоятельно определять тип и категорию транспортного средства налоговые органы не вправе. На основании сведений, поступивших из органов ГИБДД, и был исчислен налог заявителю в соответствие с налоговым законодательством. МИФНС №3 по Хабаровскому края извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представитель не явился, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Доводы, изложенные в письменном отзыве поддержаны. Гуменюк Н.А. в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении его требований. Заявление приобщено к материалам дела. Проанализировав доводы сторон и материалы дела, заслушав свидетеля Терещенко В.Н., суд приходит к следующему. Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст.358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили. Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Положениями ст. 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, по формам, утвержденным Приказом ФНС РФ от 17.09.2007 г. №МM-3-09 556 5, в которых предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение транспортного средства». Ст. 6 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 г. «О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края» устанавливает налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. (то есть так же в зависимости от категории и назначения транспортного средства) Поскольку НК РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу ст. 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, положениями которых установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 года № 47" введении паспортов транспортных средств" основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, также определен паспорт транспортного средства. Установленное гл.28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного совета СССР от 29.04.1974 N5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать ее положения. В пункте 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Таким документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 N19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"). Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ N496, Минпромэнерго РФ N192, Минэкономразвития РФ N134 от 23.06.2005, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному приказу в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и классификации Конвенции. В третьей строке "Наименование (тип ТС)" ПТС согласно вышеназванному положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями. Пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года, установлено, что в строке паспорта "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.). В соответствии с п. 28 Положения о ПТС в строке паспорта транспортного средства "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 года, где к категории "В" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Согласно определениям категории транспортных средств, данным в Приложении N 3 к вышеназванному Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, к автомобилям с вышеперечисленными характеристиками категории "В" отнесены как транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили). Как пояснил свидетель Терещенко В.Н. – начальник ГИБДД ОВД по Охотскому району, в районе зарегистрированы около 400 автомобилей аналогичного автомобилю заявителя. По одному и тому же модельному ряду автомобилей типы кузова различны: седаны, грузовые -бортовые, пикапы, универсалы и прочие, при этом тип двигателя и рамы, грузоподъемность аналогичны. Привел примеры регистрации автомобиля «NISSAN DATSUN» c типом кузова «пикап», который нельзя отнести к грузовым автомобилям. Автомобиль заявителя по назначению является легковым автомобилем, то есть служит для перевозки пассажиров, а не грузов. Справка отдела ГИБДД и копии ПТС аналогичных спорному автомобилей приобщены к материалам дела. Представляемые в налоговые органы вышеуказанные регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащие налогоплательщику физическому лицу, в том числе и характеризующие его тип и категорию, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства. В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о его типе или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы по данному вопросу вправе обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от <дата обезличена> N477 "О введении паспортов транспортных средств" (Письмо Минфина РФ от <дата обезличена> N03-05-06-04/105). Данных об обращению в ГИБДД ОВД по Охотскому району по вопросу о категории автомобиля, принадлежащего заявителю, налоговый орган не предоставил. Разрешенная максимальная масса автомобиля «NISSAN DATSUN», принадлежащего заявителю, согласно ПТС составляет 2495 кг, масса автомобиля – 1720 кг, масса перевозимого груза, в том числе водителя и 4 пассажиров, составляет всего 775 кг. Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2 ФЗ от <дата обезличена> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Применяя положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, суд делает вывод, что транспортное средство Гуменюк Н.А. относится к категории легковых автомобилей. Доказательств того, что спорный автомобиль использовался для перевозки грузов, налоговым органом не представлено. Нет и иных данных об использовании спорного автомобиля в качестве грузового. Исходя из системного толкования указанных нормативных актов и функциональных особенностей автомобиля, учитывая исследованные в судебном заседании доказательства и показания свидетеля Терещенко В.Н., нельзя сделать однозначный вывод о том, что автомобиль «NISSAN DATSUN» можно отнести к грузовому транспорту- транспорту, предназначенному для перевозки именно грузов. По мнению суда, вывод налогового органа о принадлежности его автомобиля к грузовым автомобилям, ошибочный, так как при невозможности определения типа (категории) транспортного средства должен применяться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основании изложенного, заявление Гуменюк Н.А. о признании незаконным начисление налога из расчета ставки грузового автомобиля подлежит удовлетворению. Требование о возврате излишне уплаченной сумму налога подлежит удовлетворению за счет бюджета Хабаровского края. Мощность двигателя автомобиля заявителя составляет 85 л.с., ставка налога 11 руб. за л.с., сумма налога составит 935 руб. поскольку заявителем уплачено 2125 руб., возврату подлежат 1190 руб. Поскольку гл. 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой7 ГПК РФ. Судом признано обоснованным требование о возмещение судебных расходов заявителя. Судебные расходы подлежат возмещению за счет бюджета согласно правилам ст.ст. 94,98,100 ГПК РФ и гл. 25.3 НК РФ в сумме 200 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным действие Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю по начислению налогоплательщику Гуменюк Николаю Андреевичу налога на принадлежащее ему транспортное средство - автомобиль «NISSAN DATSUN» О 170 АЕ 27 в сумме 2125 руб. из расчета ставки за грузовой автомобиль. Возложить обязанность на МИФНС №3 по Хабаровскому краю устранить допущенное нарушение путем возврата 1190 руб. за счет средств бюджета Хабаровского края излишне уплаченного налога Гуменюк Н.А. Об исполнении решения суду и Гуменюк Н.А. должно быть сообщено в течение месяца со дня получения решения. Возместить за счет районного бюджета судебные издержки в 200 руб. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Г.М. Костюк.