2-167/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2011 г. п. Охотск Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Костюк Г.М., При секретаре Гридиной Л.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Капшиенко Михаила Михайловича о признании незаконным действия налогового органа, УСТАНОВИЛ: Капшиенко М.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным начисления налога Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю на транспортное средство по ставке для грузовых автомобилей, мотивируя следующим. Он является владельцем автомобиля «<данные изъяты> получал уведомления о начислении транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., которые и уплатил по квитанциям №№6165211, 7543218, 8698001. В последствие обратился за разъяснением в налоговый орган по сумме налога. В соответствие с письмом МИФНС <№ обезличен> ТУ <№ обезличен> от <дата обезличена> расчет налога ему произведен по ставке для грузовых автомобилей с двигателем мощностью до 100 л.с. (25 руб. за 1 л.ш.), так как в ПТС указан тип транспортного средства «грузовой-бортовой». Считает, что ставка налога должна определяться в зависимости от категории транспортного средства. Его автомобиль относится к категории «В» с максимальной массой <данные изъяты> кг. Согласно ст. 6 закона Хабаровского края от 10.11.2005 г. «О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края», налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 11руб. за 1 л.с. Сумма налога для него должна составлять <данные изъяты> руб. Считает, что ему незаконно начислен налог больше на <данные изъяты> руб. Наличие грузового кузова является признаком вспомогательной функции, основной является перевозка пассажиров (имеется 4 пассажирских места). Просит признать указанное действие налогового органа незаконным, и возместить переплаченную сумму налога в сумме <данные изъяты> руб., а так же взыскать <данные изъяты> руб. в возврат госпошлины. МИФНС <№ обезличен> по <адрес> в письменном отзыве на заявление указала на то, что объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Транспортный налог на территории Хабаровского края устанавливается Законом Хабаровского края от 10.11.2005 №308 «О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края». Положениям ст. 362 НК РФ установлено, что налоговые органы должны применять ставку транспортного налога на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в которых предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства». Налоговый кодекс РФ не определяет понятия легкового и грузового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем следует руководствоваться п.1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции, положениями которых установлено, что регистрация транспортных средств производится на основании паспорта транспортного средства. Представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему физическому лицу, в том числе и характеризующие его тип и категорию, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений указанных в паспорте транспортного средства. В паспорте спорного транспортного средства указано наименование типа транспортного средства «грузовой - бортовой», категория транспортного средства «В». В соответствии с п.28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005, в строке паспорта транспортного средства «4. Категория ТС (А, В, С, D, Е)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении заключенной в Вене 08.11.1968. Где к категории «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Согласно определениям категории транспортных средств, данным в Приложении №3 к автомобилям категории «В» отнесены как транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), так и транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили). Пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств установлено, что в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.). В данном случае сведения, указанные в паспорте по строке «3. Наименование (тип ТС)», характеризую спорное транспортное средство, согласно его конструктивным особенностям и назначению как «грузовой - бортовой». Согласно п.. З Положения грузовыми автомобилями признаются автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.). При определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога руководствовались сведениями о транспортном средстве, указанными в паспорте транспортного средства, из которых не следует, что спорный автомобиль является легковым, напротив - из паспорта видно, что автомобиль относится к категории «грузовой - бортовой». Сведений о том, что он отнесен к категории «Легковые автомобили», паспорт транспортного средства не содержит. МИФНС <№ обезличен> по <адрес> извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представитель не явился, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Капишиенко М.М. в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Проанализировав доводы сторон и материалы дела, заслушав свидетеля ФИО4, суд приходит к следующему. Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст.358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили. Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Положениями ст. 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, по формам, утвержденным Приказом ФНС РФ от 17.09.2007 г. №МM-3-09 556 5, в которых предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение транспортного средства». Ст. 6 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 г. «О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края» устанавливает налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. (то есть так же в зависимости от категории и назначения транспортного средства) Поскольку НК РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу ст. 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, положениями которых установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 года № 47" введении паспортов транспортных средств" основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, также определен паспорт транспортного средства. Установленное гл.28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного совета СССР от 29.04.1974 N5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать ее положения. В пункте 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Таким документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 N19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"). Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ N496, Минпромэнерго РФ N192, Минэкономразвития РФ N134 от 23.06.2005, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному приказу в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и классификации Конвенции. В третьей строке "Наименование (тип ТС)" ПТС согласно вышеназванному положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями. Пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года, установлено, что в строке паспорта "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.). В соответствии с п. 28 Положения о ПТС в строке паспорта транспортного средства "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 года, где к категории "В" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Согласно определениям категории транспортных средств, данным в Приложении N 3 к вышеназванному Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, к автомобилям с вышеперечисленными характеристиками категории "В" отнесены как транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили). Как пояснил свидетель ФИО4 – <адрес> <адрес>, в районе зарегистрированы около полутысячи автомобилей аналогичного автомобилю заявителя. По одному и тому же модельному ряду автомобилей типы кузова различны: седаны, грузовые -бортовые, пикапы, универсалы и прочие, при этом тип двигателя и рамы, грузоподъемность аналогичны. Привел примеры регистрации автомобиля «NISSAN DATSUN» c типом кузова «пикап», который нельзя отнести к грузовым автомобилям. Автомобиль заявителя по назначению является легковым автомобилем, то есть служит для перевозки пассажиров, а не грузов. Представляемые в налоговые органы вышеуказанные регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащие налогоплательщику физическому лицу, в том числе и характеризующие его тип и категорию, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства. В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о его типе или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы по данному вопросу вправе обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N477 "О введении паспортов транспортных средств" (Письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N03-05-06-04/105). Данных об обращению в ГИБДД ОВД по <адрес> по вопросу о категории автомобиля, принадлежащего заявителю, налоговый орган не предоставил. Разрешенная максимальная масса автомобиля «NISSAN DATSUN», принадлежащего заявителю, согласно ПТС составляет 2595 кг, масса автомобиля – 1820 кг, масса перевозимого груза, в том числе водителя и 4 пассажиров, составляет всего 775 кг. Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2 ФЗ от 10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Применяя положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, суд делает вывод, что транспортное средство Капшиенко М.М. относится к категории легковых автомобилей. Доказательств того, что спорный автомобиль использовался для перевозки грузов, налоговым органом не представлено. Нет и иных данных об использовании спорного автомобиля в качестве грузового. Исходя из системного толкования указанных нормативных актов и функциональных особенностей автомобиля, учитывая исследованные в судебном заседании доказательства и показания свидетеля ФИО4, нельзя сделать однозначный вывод о том, что автомобиль «NISSAN DATSUN» можно отнести к грузовому транспорту- транспорту, предназначенному для перевозки именно грузов. По мнению суда, вывод налогового органа о принадлежности его автомобиля к грузовым автомобилям, ошибочный, так как при невозможности определения типа (категории) транспортного средства должен применяться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основании изложенного, заявление Капшиенко М.М. о признании незаконным начисление налога из расчета ставки грузового автомобиля подлежит удовлетворению. Требование о возврате излишне уплаченной суммы налога подлежит удовлетворению за счет бюджета Хабаровского края. Мощность двигателя автомобиля заявителя составляет 100 л.с., ставка налога <данные изъяты> руб. за л.с., сумма налога составит <данные изъяты> руб. поскольку заявителем уплачено за три года <данные изъяты> руб., а подлежало уплате <данные изъяты> возврату подлежат <данные изъяты> руб. Поскольку гл. 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой7 ГПК РФ. Судом признано обоснованным требование о возмещение судебных расходов заявителя. Судебные расходы подлежат возмещению за счет ответчика согласно правилам ст.ст. 94,98,100 ГПК РФ и гл. 25.3 НК РФ в сумме <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным действие Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <№ обезличен> по <адрес> по начислению налогоплательщику Капшиенко Михаилу Михайловичу налога на принадлежащее ему транспортное средство - автомобиль «<данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб. из расчета ставки за грузовой автомобиль. Возложить обязанность на МИФНС <№ обезличен> по <адрес> устранить допущенное нарушение путем возврата Капшиенко М.М. <данные изъяты> руб. за счет средств бюджета <адрес> излишне уплаченного налога и в возврат госпошлины <данные изъяты> руб. Об исполнении решения суду и Капшиенко М.М. должно быть сообщено в течение месяца со дня получения решения. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья подпись Г.М. Костюк.