Решение по делу №2-154/2011 от 31.05.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2-154/2011 г. п. Охотск

31 мая 2011 г. Охотский районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Костюк Г.М.,

С участием помощника прокурора охотского района Маркина А.А.,

При секретаре Гридиной Л.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Охотского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения государственного стандарта Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Охотского района проведена проверка соблюдения администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края законодательства о дорогах и дорожной деятельности. Проверкой установлено, что в собственности Охотского муниципального района находятся следующие автомобильные дороги общего пользования:

- автомобильная дорог «Подъезд к Мареканскому угольному разрезу»,
протяженностью 18 км, расположенная от 13 км автодороги «Охотск-
Резиденция-Аэропорт» до угольного месторождения на восток;

автомобильная дорога «Морской рыбный порт-хлебозавод», расположенная в <адрес> края;

- автомобильная дорог «Подъезд к с. Булгин», протяженностью 5,56
км, расположенная от 24 км автодороги «Охотск-Резиденция-Аэропорт» до
с. Булгин на юго-запад;

- автомобильная дорога «п. Новое Устье - с. Вострецово».

В ходе проведения проверки произведен осмотр указанных автомобильных дорог общего пользования, в результате проведенного обследования автомобильной дороги «п. Новое Устье - с. Вострецово» установлено, что, в нарушение п. 3.1.1 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93), проезжая часть указанной автомобильной дороги имеет ширину не более 3 метров. Кроме того, в нарушение п.п. 3.1.1, п. 3.1.2, ГОСТ Р 50597-93, указанная выше автомобильная дорога представляет собой сплошную колею, что затрудняет движение транспорта с разрешенной ПДД скоростью.

В результате проведенного обследования состояния автомобильной дороги «Подъезд к Мареканскому угольному разрезу» установлено, что в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, указанная выше автомобильная дорога в некоторых местах имеет сужение по причине наличия снежного бурта и ширина данных участков дороги составляет 4 метра, что создает трудности в передвижении транспорта в двух направлениях. Кроме того, в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 на всем протяжении участка указанной выше автомобильной дороги имеются выбоины. Проведенным осмотром также установлено, что в нарушение межгосударственного стандарта ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», на мосту расположенном на участке указанной выше автомобильной дороги в районе бывшего п. «Варваринка» находится в неисправном состоянии колесоотбойник, а также повреждены перила.

В результате проведенного осмотра автомобильной дороги «Подъезд к с. Булгин» установлено, что ширина проезжей части, в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, составляет менее 3 метров.

В результате проведенного обследования автомобильной дороги «Морской рыбный порт - хлебозавод», расположенной в п. Охотск установлено, что в нарушение п. 3.1.8, п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, указанная выше автомобильная дорога должным образом не очищена от снега и представляет собой сплошную колею глубиной до 20 см, выехать из которой в некоторых местах не представляется возможным, на перекрестках указанной автомобильной дороги после очистки от снега образованы снежные валы высотой до 2,5 метров и шириной более 5 метров, что затрудняет обзор водителя при осуществлении поворотов. В нарушение п. 3.1.1, ГОСТ Р 50597-93, в некоторых местах ширина расчищенного дорожного полотна указанной автомобильной дороги составляет не более 2, 5 метров, что не дает возможности передвижения автотранспорта в двух направлениях. В нарушение п. 3.1.9 ГОСТ Р 50597-93, на участке указанной выше автомобильной дороги отсутствуют пешеходные дорожки, движение пешеходов осуществляется по проезжей части, по сугробам, расположенным вдоль дороги.

Результаты проведенного обследования отражены в актах обследования состояния автомобильных дорог от <дата обезличена> и <дата обезличена>.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствие с законодательством РФ.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 указанного выше Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава Охотского муниципального района Хабаровского края, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Устава Охотского муниципального района Хабаровского края, к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 37 Устава Охотского муниципального района Хабаровского края, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Устава Охотского муниципального района Хабаровского края, администрация района обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения муниципального района в соответствии со ст. 5 настоящего Устава в интересах населения муниципального района.

Согласно п. 4 ч. 1 указанной выше статьи, администрация района управляет имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в случаях и порядке, установленных собранием депутатов.

Для выполнения функций по ремонту, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог, администрацией Охотского муниципального района заключены договоры на оказание услуг с ХКГУП «Крайдорпредприятие» и ежегодно выделяются средства на ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования.

Надлежащий контроль за сохранностью автомобильных дорог администрацией района не обеспечен, меры, принимаемые для содержания и эксплуатации автомобильных дорог недостаточны, что может повлечь нарушение безопасности дорожного движения, возникновение травматизма и несчастных случаев на автомобильных дорогах общего пользования.

В судебном заседании помощник прокурора уточнил исковые требования в связи с изменившейся климатической обстановкой в части возложения обязанности устранить нарушения: на автомобильной дороге «п. Новое Устье - с. Вострецово» п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, т.е. обеспечить установленную ГОСТом ширину проезжей части, п. 3.1.1 в части ямочности и выбоин, на автомобильной дороге «Подъезд к Мареканскому угольному разрезу», п. 3.1.1 в части ямочности и выбоин, ГОСТ 23457-86, а именно произвести ремонт колесоотбойника, а также перил на мосту, расположенном на участке указанной выше дороги в районе бывшего п. «Варваринка», на автомобильной дороге «Подъезд к с. Булгин» пп. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, в части ямочности и выбоин, на автомобильной дороге «Морской рыбный порт - хлебозавод», расположенной в п. Охотск Хабаровского края, пп. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, в части ямочности и выбоин. Просит возложить обязанность на ответчика устранить указанные нарушения в срок до 20 июня 2011 г.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик исковые требования не признал, что следует из адресованного суду письменного отзыва, мотивировав следующим.

Действительно, как указано в исковом заявлении пунктом 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 50 Федеральный закон № 131-ФЗ закреплено, что в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Во исполнение вышеуказанных Федеральных законов в соответствии с нормами установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании протоколов заседания единой комиссии администрации района от <дата обезличена> от имени района администрация района заключила с КГУП «Крайдорпредприятие» муниципальные контракты: от <дата обезличена> <№ обезличен>.1 на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту муниципальной дороги «Морскойрыбный порт - хлебозавод» протяженностью 4,625 км и муниципальной дороги «Подъезд к Мареканскому угольному месторождению»протяженностью 18 км., от <дата обезличена> <№ обезличен>.2 на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту муниципальной дороги «п. Новое Устье- с. Вострецово» протяженностью 11.235 км, муниципальной дороги«Подъезд к с. Булгин» протяженностью 5,56 км и муниципальной дороги «Подъезд к р. Охота» протяженностью 1,2 км.

Контроль за надлежащим исполнением ХКГУП «Крайдорпредприятие» принятых на себя обязательств по муниципальным контрактам осуществляется администрацией района в той мере, в какой это допустимо действующим законодательством РФ.

В связи с предбанкротным состоянием данного предприятия в настоящее время администрацией района рассматривается вопрос о расторжении вышеупомянутых контрактов и повторного размещения муниципального заказа. Считает, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Заслушав помощника прокурора, проанализировав доводы сторон и материалы дела, суд приходит к следующему.

Факт отнесения к собственности муниципального района указанные в иске автомобильные дороги местного значения ответчиком не оспаривается.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13).

Заключение муниципальных контрактов не освобождает администрацию района от осуществления надзора и контроля за исполнением подрядчика условий заключенного контракта (ст. 17 ФЗ-94 от <дата обезличена> "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

Таким образом, доводы ответчика о необоснованности предъявления к нему исковых требований прокурором признаны судом не состоятельными.

Доказательства в части состояния автомобильных дорог общего пользования, предоставленные прокурором, ответчиком не оспариваются. Требования о возложении обязанности устранить обнаруженные нарушения именно на ответчика обоснованы на указанных выше нормативных актах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и удовлетворении их в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию Охотского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 20 июня 2011 г. устранить нарушения государственного стандарта Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно п.п. 3.1.1, 3.1.2 на автомобильной дороге «п. Новое Устье - с. Вострецово» обеспечить установленную ГОСТом ширину проезжей части, устранить ямочность и выбоины, на автомобильной дороге «Подъезд к Мареканскому угольному разрезу», устранить ямочность и выбоины, произвести ремонт колесоотбойника и перил на мосту, расположенном в районе бывшего п. «Варваринка», на автомобильной дороге «Подъезд к с. Булгин» устранить ямочность и выбоины, на автомобильной дороге «Морской рыбный порт - хлебозавод», расположенной в п. Охотск Хабаровского края, устранить ямочность и выбоины.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Г.М. Костюк.