2-17/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2011 г. п. Охотск Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Костюк Г.М., при секретаре Малинской Т.Ф., помощника прокурора Охотского района Маркина А.А., представителя ответчика ООО «Охотскэнерго» Здыхальской И.В. (доверенность №2 от 11.01.2011г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района Хабаровского края в защиту интересов Слободчиковой Тамары Михайловны к обществу с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго» (ООО Охотскэнерго) о признании действий ответчика незаконными и возложении обязанности по перерасчету оплаты за услуги по электроснабжению, УСТАНОВИЛ: Прокурор Охотского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Слободчиковой Т.М. с иском к ООО «Охотскэнерго» о признании действий ответчика по начислению платы по общедомовому счетчику незаконными и возложении обязанности по перерасчету оплаты за услуги по электроснабжению мотивировав следующим. Слободчикова Т.М. проживает в <адрес> в <адрес> края. 19.08.2009 г. В указанном доме сотрудниками MX ООО «Охотскэнерго» был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии на квартиры с 1 по 8, о чем составлен соответствующий акт, который подписан только одним жильцом данного дома, Слободчиковой Т.М. акт не подписан. ООО «Охотскэнерго» производит расчет, начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию согласно показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. При этом в доме, где проживает истица, не определен ни один из предусмотренных жилищным законодательством способов управления многоквартирным домом. для данного дома действует система по предоставлению коммунальной услуги энергоснабжения организацией - ООО «Охотскэнерго» - напрямую абонентам - гражданам, по договорам энергоснабжения, согласно положений ст.ст. 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом электрическая энергия поставляется по электрической сети индивидуально каждому гражданину (абоненту), который в последствии осуществляет оплату по показаниям индивидуального прибора учета электрической энергии по соответствующему тарифу, а в отсутствии прибора учета - по установленным нормативам потребления электрической энергии. Согласно п.п. 7, 8 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Указанное законодательство, а именно Жилищный кодекс Российской Федерации, «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» свидетельствуют о необходимости выбора способа управления многоквартирным домом, в целях реализации положений п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам». Таким образом, при отсутствии одного из трех способов управления многоквартирным домом в <адрес>, в <адрес> края, акт об установке общедомовых и контрольных средств учета электрической энергии должен был быть подписан всеми жильцами указанного дома. Истица акт установки коллективного счетчика не подписывала, жильцы дома надлежащим образом об установке такого счетчика не уведомлялись. В связи с этим, взимание платы по показаниям общедомового прибора учета прокурор полагал неправомерным и просил признать данные действия незаконными и обязать ответчика произвести перерасчет истице платы за потребленную электроэнергию. В судебном заседании помощник прокурора Охотского района исковые требования поддержал в полном объеме, считает неправомерным установление общедомового счетчика и начисление платы по нему. Ответчик в отзыве исковые требования не признал, указав, что ООО «Охотскэнерго» производит и подает электроэнергию в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживает истица, а так же осуществляет сбор данных прибора учета электрической энергии, по которому производится начисление платежей. Данная потребленная электроэнергия подлежала оплате, поскольку между сторонами заключен договор энергоснабжения в соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ. В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. ..» (далее Закон об энергосбережении) до 01.01.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электроэнергии. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми приборами учета). ООО «Охотскэнерго» в целях повышения уровня энергосбережения, эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшения качества коммунальных услуг, точного учета отпущенной электроэнергии населению и сокращению коммерческих потерь обязанность и расходы по установке коллективных приборов учета взяло на себя. В силу ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг. Ст. 30 ч.3 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Отсутствие какого-либо способа управления многоквартирным домом, возникшее вследствие нежелания жильцов дома, в том числе и истицы, исполнить возложенную на них ст. 161 ЖК РФ обязанность не должно приводить к потреблению электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома за счет энергоснабжающей организации. В судебном заседании представитель ответчика дополнила, что установка коллективного прибора учета осуществлялась силами межмуниципального общества в форме общества с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго», которое в декабре 2010 г. было признано банкротом, а с июня 2010 г. прекратила производственную деятельность. Все установленные к тому времени данным МХ ООО «Охотскэнерго» коллективные приборы учета в многоквартирных домах п. Охотск были переданы в ООО «Охотскэнерго» для последующего обслуживания. По ним производится начисление и взимание платы за потребленную в местах общего пользования многоквартирных домов электроэнергию. Установку общедомового счетчика в доме, где проживает истица полагала правомерной, поскольку запрета на такую установку при отсутствии выбранного способа управления многоквартирным домом законодательство не содержит. Соответственно правомерной полагала и взимание платы по показаниям данного прибора учета. Истица Слободчикова Т.М. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, заявленный в ее интересах иск поддержала в полном объеме. Заслушав и проанализировав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Правомерность обращения прокурора с иском в защиту интересов Слободчиковой никем не оспорена. Судом установлено, что Слободчикова Т.М. является нанимателем жилого помещения кВ. <№ обезличен> <адрес> в <адрес> края на условиях социального найма от 02.11.2010 г., заселена в квартиру на основании ордера №873 от 30.11.1988 г. ООО «Охотскэнерго» осуществляет на территории р.п. Охотск деятельность по выработке и транспортировке потребителям электрической энергии. 19 августа 2009 г. межмуниципальное хозяйственное общество в форме ООО «Охотскэнерго» (МХ ООО «Охотскэнерго», ранее осуществлявшее аналогичную деятельность, произвело в доме, где проживает истица установку коллективного (общедомового) прибора учета (ОДС). Установка прибора учета производилась в присутствии одного из жильцов данного дома, ФИО5, который расписался в акте его установки. Подписи иных жильцов дома в акте отсутствуют. Как пояснила представитель ответчика Здыхальская И.В., МХ ООО «Охотскэнерго» в связи с банкротством прекратило свою деятельность, передав по акту в числе прочих и ОДС, установленный на <адрес> образом, довод прокурора о неправомерности установки в доме, где проживает истица ОДС, не может рассматриваться в отношении ответчика, не являющегося правопреемником МХ ООО «Охотскэнерго». Прокурором Охотского района Хабаровского края оспаривается правомерность взимания с Т.М. Слободчиковой платы по показаниям данного прибора за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования. Факт начисления такой платы подтвержден предоставленными в материалы дела расчетами (л.д.16-28). Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. Ч. 2 ст. 153 ЖК РФ установлена обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в ст. 155 ЖК РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении. Согласно ч. 3 ст. 155 ЖК РФ во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией (ТСЖ, жилищным кооперативом), плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Расчет платы Слободчиковой Т.М. по ОДС производился ответчиком самостоятельно, что следует из объяснения представителя ответчика. Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Исполнителем согласно абз.2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. <адрес> какого-либо способа управления (непосредственно жильцами, ТСЖ, жилищным либо иным кооперативом, управляющей организацией) не имеет, что следует из информации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» и сторонами не оспаривается. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как пояснила представитель ответчика, в счета по ОДС включены затраты на освещение подъезда дома, где живет истица и потери от хищения электроэнергии жильцами дома. Установленных обстоятельств, свидетельствующих о наличии какого либо иного обслуживания дома с использованием электроэнергии, кроме освещения подъезда, либо фактов установленного хищения электроэнергии суду не предоставила. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Указанные нормы законодательства обязывают органы местного самоуправления организовать и провести аукцион по отбору управляющей компании. Однако орган местного самоуправления - администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района, не провела в настоящее время открытый конкурс по отбору управляющей организации для <адрес>. На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий ООО «Охотскэнерго» по начислению и взиманию платы со Слободчиковой Тамары Михайловны, проживающей в кВ.2 <адрес> в <адрес> по показаниям общедомового прибора учета и удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на ООО «Охотскэнерго» произвести перерасчет Слободчиковой Т.М. платы за потребленную электроэнергию. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия ООО «Охотскэнерго» по взиманию платы со Слободчиковой Тамары Михайловны, проживающей в кВ.2 <адрес> в <адрес> по показаниям общедомового прибора учета незаконными и возложить обязанность на ООО «Охотскэнерго» произвести перерасчет Слободчиковой Т.М. платы за потребленную электроэнергию. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд путем подачи жалобы через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Г.М. Костюк.