Решение по делу № 2-183/2011 от 05.07.2011



Дело № 2-183/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2011 г. п. Охотск

Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Костюк Г.М.,

С участием помощника прокурора Охотского района Маркина А.А.,

При секретаре Гридиной Л.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района к МХ ООО «Коммунальное хозяйство» и администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ответчиков систематически, не реже 1 раза в неделю проводить мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов с территории жилмассива п. Охотск Хабаровского края, установить в срок до 30.06.2011 г. организовать установку в п. Охотск металлических мусоросборников на территории благоустроенного жилого фонда и деревянные или металлические мусоросборники в домовладениях, не имеющих канализации.

Исковые требование мотивировал тем, что в ходе проведенной представителем прокуратуры с должностными лицами администрации городского поселения проверки с составлением акта от 29.04.2011 г. установлено на территории жилмассива п. Охотск Хабаровского края следующее. В границах придомовых территорий дома № 18, расположенного по ул. Ленина, дома № 26, расположенного по ул. Кузнецовская деревянные мусоросборники находятся в полуразобранном состоянии, мусор и другие бытовые отходы разбросаны в радиусе 10 метров по прилегающей территории. Во дворах домов 29, 31 по ул. Гагарина мусоросборник отсутствует, бытовые отходы разбросаны по прилегающей территории, в радиусе 5 метров. Во дворах домов № 11, 12, 6, расположенных по ул. Вострецова отсутствуют мусоросборники для жидких и твердых бытовых отходов. Во дворах домов № 3 и 3а по ул. Охотская отсутствует мусоросборник, длинна свалки составляет более 10 метров, высота - около 2 метров. Отсутствуют мусоросборники во дворах домов № 42, 40, 44, 26, 34 и 36 по ул. Охотская, ввиду чего мусор разбросан по прилегающей к указанным выше домам территории. Отсутствует мусоросборник во дворе дома № 46, расположенного по ул. Лермонтова, в результате чего мусор разбросан по придомовой территории.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Данные полномочия администрацией городского поселения реализованы путем учреждения, совместно с администрацией Охотского муниципального района, межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство» (далее по тексту — MX OOO «Коммунальное хозяйство».

MX OOO «Коммунальное хозяйство» (<данные изъяты>) действует на основании устава общества, утвержденного протоколом общего собрания участников общества от 11.09.2009 № 1 и расположено по адресу: <адрес>. К основным видам деятельности относится и сбор и вывоз бытовых и производственных отходов (п. 2.2 Устава).

Между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» и MX ООО «Коммунальное хозяйство» 01.01.2010 заключено соглашение «Об организации взаимодействия MX ООО «Коммунальное хозяйство» и администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» услугами по теплоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора». По п. 2.1.1 соглашения исполнитель услуг - MX ООО «Коммунальное хозяйство», обязуется оказывать услуги населению по сбору и вывозу бытовых отходов с территории городского поселения, в том числе, с придомовых участков, в жилых домах и выполнять работы для потребителей, обеспечивающие требуемые объемы услуг в соответствии с гарантируемыми параметрами качества и надежности.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ об охране окружающей среды, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (.п. 1 ст. 22).

В соответствии с п. 2.2.9 санитарных правил и норм СанПиН 42-128- удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

Согласно п. 2.2.2 указанных выше санитарных правил и норм, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Однако, MX OOO «Коммунальное хозяйство» указанные выше требования законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии населения не соблюдены.

Вместе с тем, администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск», на которую п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» непосредственно возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, зная о неспособности MX OOO «Коммунальное хозяйство» выполнить свои обязательства по заключенному соглашению в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского поселения надлежащих мер по обеспечению сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского поселения не принимает.

Данный факт свидетельствует о ненадлежащей организации администрацией городского поселения своих полномочий в области местного самоуправления в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района, а также о ненадлежащем контроле за деятельностью MX OOO «Коммунальное хозяйство» в данном направлении.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, связанных со сбором и вывозом бытовых отходов может повлечь дестабилизацию экологической обстановки в районе и повлечь нарушение, предусмотренного ст. 45 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал доводы искового заявления, дополнил, что администрация городского поселения видя, что коммунальное предприятие не справляется с функцией сбора и вывоза мусора, обязана приобрести недостающие мусоросборники. Исковые требования уточнил в следующей редакции: 1. возложить обязанность на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Охотск» в срок до 01 сентября 2011 г. приобрести и передать в МХ ООО «Коммунальное хозяйство» металлические мусоросборники для установки в благоустроенном жилищном фонде и деревянные мусоросборники для установки в домовладениях, не имеющих канализации на территории р.п. Охотск;

2. возложить обязанность на МХ ООО «Коммунальное хозяйство» произвести сбор и вывоз бытовых отходов с территории жилмассива р.п. Охотск Хабаровского края в срок до 30 июля 2011 г.

Представитель ответчика МХ ООО «Коммунальное хозяйство» Кулакова А.В. исковые требования признала и пояснила суду, что сбор и вывоз бытовых отходов с территории жилмассива р.п. Охотск не осуществлялся с начала декабря 2010 года, по причине отсутствия техники и неблагоприятных погодных условий. Обращались за помощью в сторонние организации. На 08 июня 2011 г. убраны и установлены мусоросборники на улицах Партизанская, Карпинского, Белолипского, Гагарина, Ленина, Кузнецовская, Ракутина, Лермонтова, Вострецова, Комсомольская. Ведутся работы на ул. Охотская и 40 лет Победы. Один раз в неделю убираются мусоросборники в учреждениях образования и здравоохранения. Приобрести металлические мусоросборники за счет средств предприятия не представляется возможным, так как оно находится под внешним наблюдением. Предоставила копии путевых листов и фотографии в подтверждение производимой в целях сбора и вывоза отходов работы.

Администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск» в отзыве на иск указало, что просит продлить сроки организации установки металлических мусоросборников в связи с необходимостью проведения процедуры размещения муниципального заказа путем проведения конкурса.

Представитель Ермушев Е.В. в судебном заседании дополнил, что по предварительному согласованию главы поселения и собрания депутатов поселения для приобретения металлических мусоросборников готовы выделить <данные изъяты> руб. бюджетных средств из статьи прочих расходов на благоустройство территории поселения в качестве дополнительной финансовой помощи коммунальному предприятию. Сколько мусоросборников можно приобрести на выделенную сумму указать не может, поскольку это зависит от итогов конкурса на муниципальную закупку. Исковые требования об изготовлении за счет городского поселения деревянных мусоросборников не признаёт. Финансировать изготовление мусоросборников бюджет городского поселения не может, поскольку эта деятельность МХ ООО «Коммунальное хозяйство» и их расходы включаются в тарифы на оказание коммунальных услуг. Городское поселение ведет работу по несанкционированным свалкам. По организации деятельности в области обращения с отходами на территориях городское поселение пояснил, что данные полномочия администрацией городского поселения реализованы путем учреждения, совместно с администрацией Охотского муниципального района MX OOO «Коммунальное хозяйство». Контроль за деятельностью коммунального предприятия ведется. Так согласовывают графики сбора и вывоза отходов, проводятся проверки с участием представителей краевой жилищной инспекции, результаты обсуждаются на совместных заседаниях. Контролируется работа по жалобам жителей. Техника, которую использует коммунальное предприятие, находится в собственности района, у поселения техники нет. Предоставил документы в подтверждение осуществления контроля и организационных функций городского поселения.

Проанализировав доводы сторон и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ об охране окружающей среды, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ №52, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 2.2.1. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) предусматривает, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Пункт 2.2.2. определяет необходимость для сбора твердых бытовых отходов применение в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Таким образом, необходимость установки указанных мусоросборников на территории жилого фонда предусмотрена Санитарными правилами. Этими же Правилами возложена обязанность своевременно осуществлять вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий на предприятия по уборке (п. 6.4).

Администрацией городского поселения совместно с администрацией Охотского муниципального района учреждено межмуниципальное хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство» (MX OOO «Коммунальное хозяйство»), которое согласно положениям Устава обязано производить работы по сбору и вывозу бытовых и производственных отходов (п. 2.2 Устава).

Между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» и MX ООО «Коммунальное хозяйство» 01.01.2010 заключено соглашение, согласно которого исполнитель услуг - MX ООО «Коммунальное хозяйство» обязуется оказывать услуги населению по сбору и вывозу бытовых отходов с территории городского поселения (п. 2.1.1).

Требования прокурора о производстве сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения представителем МХ ООО «Коммунальное хозяйство» признано в полном объеме, ответственность за некачественную услугу предприятие признало. Признание иска ответчиком не противоречит требованиям закона, не нарушает чьи-либо интересы и права и принимается судом на основании ст. 173 ГПК РФ. Исковое требование в части возложении обязанности на МХ ООО «Коммунальное хозяйство» осуществить сбор и вывоз бытовых отходов с территории поселения подлежит удовлетворению.

Предоставленные представителем администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» документы подтверждают исполнение муниципальным образованием своих полномочий в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с жилмассива р.п. Охотск.

Довод прокурора о ненадлежащей организации администрацией городского поселения своих полномочий в области местного самоуправления в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района, а также о ненадлежащем контроле за деятельностью MX OOO «Коммунальное хозяйство» в данном направлении голословен. Прокурором не предоставлены доказательства

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд трижды откладывал судебное разбирательство в связи с просьбой помощника прокурора дать время для уточнения исковых требований в связи с изменением обстановки с момента осмотра придомовых территорий и предоставлении доказательств с учетом доводов ответчиков. В предоставленное время прокурором доказательств в обоснование исковых требований, адресованных администрации городского поселения суду не предоставлено.

Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, исковое требование прокурора в части возложения обязанности на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Охотск» в срок до 01 сентября 2011 г. приобрести и передать в МХ ООО «Коммунальное хозяйство» металлические мусоросборники для установки в благоустроенном жилищном фонде и деревянные мусоросборники для установки в домовладениях, не имеющих канализации на территории р.п. Охотск признано судом не обоснованным и не подлежащим удовлетворению

Признание администрацией городского поселения иска в части приобретения и передачи в МХ ООО «Коммунальное хозяйство» металлических мусоросборников на сумму в <данные изъяты> руб. чьих либо прав и законных интересов не нарушает, произведено в рамках полномочий представителя по доверенности, мотивировано представителем как дополнительная финансовая помощь МХ ООО «Коммунальное хозяйство» в пределах средств бюджета муниципального образования. На этом основании признание части искового требования принимается судом в соответствие со ст. 173 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Возложить на МХ ООО «Коммунальное хозяйство» обязанность в срок до 30 июля 2011 г. провести сбор и вывоз бытовых отходов с территории жилмассива р.п. Охотск Хабаровского края.

Возложить обязанность на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Охотск» в срок до 01 сентября 2011 г. приобрести и передать металлические мусоросборники общей стоимостью в <данные изъяты> руб. в МХ ООО «Коммунальное хозяйство» для установки на территории благоустроенного жилого фонда в п. Охотск Хабаровского края.

В остальной части иска отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья подпись Г.М. Костюк.