Решение по делу № 2-265/2011 от 16.08.2011



Дело № 2-265\2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2011 г. Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Костюк Г.М.,

С участием помощника прокурора Охотского района Маркина А.А.,

При секретаре Гридиной Л.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района к ООО «Охотскэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Охотского района обратился в суд с иском к ООО «Охотскэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно: получить разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком в водный объект и на водосборную площадь вблизи расположенного водного объекта с территории предприятия в срок до 01.10.2011 г. и в срок до 01.08.2011 г. оборудовать площадку для временного складирования твердых отходов производства и потребления. Исковые требования мотивирует следующим. Прокуратурой Охотского района, с привлечением главного специалиста отдела государственного экологического контроля управления охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Хабаровского края ФИО5 проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды обществом с ограниченной ответственностью «Охотскэнерго», осуществляющим деятельность по выработке, транспортировке и передаче электрической энергии населению Охотского муниципального района, а также прочим потребителям.

В ходе проведения 24.06.2011 осмотра территории ООО «Охотскэнерго», установлено, что на момент проверки осуществлялась эксплуатация 3 дизель-генераторов, предназначенных для выработки электрической энергии и работающих на жидком топливе (дизельное топливо), с организованным отводом выхлопных газов, вертикальные топливные резервуары, а также емкости для хранения топлива также являются стационарными источниками выбросов в атмосферный воздух (испарение жидкого топлива при хранении). Таким образом, дизельная электростанция, эксплуатируемая ООО «Охотскэнерго» является стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с организованным выпуском выбросов. Специально отведенное место для сбора и накопления твердых отходов производства и потребления, в нарушение норм охраны окружающей среды отсутствует. Сбор твердых бытовых отходов производится в стандартные металлические бочки, установленные на деревянном поддоне около административного корпуса. В подобных металлических бочках, установленных напротив здания электростанции, на момент проверки, в отработанных нефтепродуктах хранились твердые отходы производства и потребления. Таким образом, ООО «Охотскэнерго» не соблюдается раздельный сбор отходов. Около административного здания ООО «Охотскэнерго» со стороны протоки реки «Кухтуй», на грунте находится металлическая бочка, в которой сжигались твердые отходы. Бочка наполовину заполнена пеплом, на поверхности которого находятся различные твердые отходы (пакеты, упаковочные материалы и т.д.). Для накопления отработанных нефтепродуктов имеется 6 наружных резервуаров, в которые насосом из металлических бочек перекачиваются отработанные нефтепродукты для их дальнейшего хранения.

Учитывая специфику производственного процесса ООО «Охотскэнерго», нельзя исключить тот факт, что при постоянной работе с нефтепродуктами возможны их проливы на почвенный слой.

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ООО «Охотскэнерго» отсутствует что является нарушением п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

-по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в
соответствии с техническими условиями;

-поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Вместе с тем, при проведении осмотра внутренней территории ООО «Охотскэнерго» установлено, что специально отведенное место для сбора и накопления твердых отходов производства и потребления, в нарушение указанных выше норм отсутствует. Сбор твердых бытовых отходов производится в стандартные металлические бочки, установленные на деревянном поддоне около административного корпуса. В подобных металлических бочках, установленных напротив здания электростанции, на момент проверки, в отработанных нефтепродуктах хранились твердые отходы производства и потребления. Таким образом, ООО «Охотскэнерго» не соблюдается раздельный сбор отходов. Около административного здания ООО «Охотскэнерго» со стороны протоки реки «<данные изъяты>», на грунте находится металлическая бочка, в которой сжигались твердые отходы. Бочка наполовину заполнена пеплом, на поверхности которого находятся различные твердые отходы (пакеты, упаковочные материалы и т.д.). В ходе проведения осмотра внутренней территории предприятия установлено, что для накопления отработанных нефтепродуктов имеется 6 наружных резервуаров, в которые насосом из металлических бочек перекачиваются отработанные нефтепродукты для их дальнейшего хранения.

Учитывая специфику производственного процесса ООО «Охотскэнерго», нельзя исключить тот факт, что при постоянной работе Вместе с тем, при проведении осмотра внутренней территории ООО «Охотскэнерго» установлено, что, в нарушение ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», специальная емкость для сбора и накопления грунта, загрязненного нефтепродуктами отсутствует. Осмотром установлено, что на грунте, около задвижек наружных резервуаров, предназначенных для отработанных нефтепродуктов, имеются неубранные проливы нефтепродуктов. Общая площадь грунта, поверхность которого загрязнена нефтепродуктами составляет около 2 кв. метров. Поскольку, объекты ООО «Охотскэнерго» расположены в водоохраной зоне водного объекта реки «<данные изъяты>», при несвоевременной зачистке грунта от пролитых нефтепродуктов, возникает опасность загрязнения указанного выше водного объекта нефтепродуктами вместе с поверхностными стоками (талыми и дождевыми водами). Вместе с тем, ООО «Охотскэнерго», в нарушение ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не имеет разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком в водный объект и на водосборную площадь вблизи расположенного водного объекта с территории предприятия.

Таким образом, при эксплуатации зданий и сооружений, а также объектов капитального строительства ООО «Охотскэнерго» не соблюдаются общие требования законодательства в области охраны окружающей среды, направленные на уменьшение возможной угрозы окружающей среде и ограничение вынужденного отрицательного воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной деятельности. Несоблюдение требований федерального законодательства об охране окружающей среды, связанных негативным воздействием на окружающую среду, посредством выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, несоблюдение требований в сфере обращения с отходами производства и потребления может повлечь дестабилизацию экологической обстановки в районе и повлечь нарушение, предусмотренного ст. 45 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Маркин А.А. уточнил срок оборудования площадки для временного складирования твердых отходов производства и потребления до 15.09.2011 г.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве указал, что в декабре 2010 г. была заказана разработка экологических документов по договору <данные изъяты>. Так как ООО «Охотскэнерго» не изменяло вида деятельности и использует те же резервуары, здание и оборудование, что и MX ООО «Охотскэнерго», в настоящее время общество действует на основании экспертного заключения <данные изъяты> выданного Федеральной Службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Металлические бочки, предназначенные для сбора твердых отходов заменены на специальные контейнера для раздельного сбора отходов. Бочка для сжигания твердых отходов, находящаяся около административного здания со стороны реки «<данные изъяты> убрана. В остальном ООО «Охотскэнерго» обязуется устранить имеющееся нарушения в области охраны окружающей среды и исполнить требования прокурора Охотского района в срок до 01.10.2011 г.

Проанализировав доводы сторон и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия которых должны быть безопасными для окружающей среды.

На основании договора безвозмездного пользования от 01.07.2010, заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Охотского муниципального района Хабаровского края и ООО «Охотскэнерго», последнее осуществляет эксплуатацию движимого и недвижимого имущества, на участке, расположенном по адресу: <адрес> края. Таким образом, ответчик обязан получить предусмотренное законом разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться условия, предусмотренные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от <дата обезличена> <№ обезличен>. Как установлено актом осмотра территории ООО «Охотскэнерго» данные условия не соблюдены.

Факты нарушения положений природоохранного законодательства признаны ответчиком и частично им устранены. Возражений заявленным требованиям не указано.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ООО «Охотскэнерго» обязанность в срок до 15 сентября 2011 г. оборудовать площадку для временного складирования твердых отходов производства и потребления в соответствие с действующими санитарными правилами и нормами.

Возложить на ООО «Охотскэнерго» обязанность в срок до 01 октября 2011 г. получить разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком в водный объект и на водосборную площадь вблизи расположенного водного объекта с территории предприятия.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья подпись Г.М. Костюк.