Дело № 2-343/2011 Решение в окончательной форме принято 26 декабря 2011 г. Именем Российской Федерации 21 декабря 2011 г. р.п. Охотск Охотский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Джерелейко Н.Н., при секретаре Гориной Л.М., с участием: пом. прокурора Охотского района Хабаровского края Маркина А.А., представителей ответчиков Зубовой М.Ю., Красовского Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Теплоэнергосервис», администрации городского поселения «Рабочий поселок «Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация рп. Охотск), администрации сельского поселения «с. Вострецово» Охотского муниципального района Хабаровского края (далее – Вострецовская сельская администрация), администрации сельского поселения «Поселок «Новое Устье» Охотского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация п. Новое Устье), администрации Булгинского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация Булгинского сельского поселения) о возложении обязанности обеспечению объектов теплоснабжения резервными источниками электропитания УСТАНОВИЛ: Прокурор Охотского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Теплоэнергосервис», о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере электроэнергетики, сославшись на то, что в результате проверки хозяйственной деятельности указанного юридического лица установлено, что ответчик осуществляет в п. Охотск, с. Вострецово, п. Новое Устье, в с. Булгин и п. Аэропорт Булгинского сельского поселения тепло- и электроснабжение населения и прочих потребителей. При этом, ответчик эксплуатирует объекты теплоснабжения (котельные), переданные ему на праве аренды по договорам, заключенным с администрациями соответствующих поселений. В этой связи в соответствии со ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ ответчик является субъектом электроэнергетики, как лицо осуществляющее выработку и продажу тепловой энергии, а также энергоснабжение потребителей. Согласно ст.5 вышеуказанного федерального закона субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России. В нарушение пунктов 1.7.2, 1.2.18, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, котельные, находящиеся в ведении ответчика, оснащенные электронасосами для централизованной подачи воды и теплоносителя, и которые являются электроприемниками второй категории, не оснащены обязательными резервными источниками электроснабжения. Данные нарушения создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в случае нарушения централизованного электроснабжения котельных и могут привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества и защиту их жизни, здоровья и личного имущества. В этой связи прокурор просит обязать ответчика устранить данные нарушения, а именно: обязать ответчика обеспечить котельные, согласно представленному перечню, находящиеся в ведении ответчика резервными источниками электропитания. Ответчик ОАО «Теплоэнеросервис» в отзыве по иску указал, что предприятие в лице своего Охотского филиала с 01.08.2011 г. приступило к эксплуатации основных объектов тепло- водоснабжения, водоотведения на территории Охотского муниципального района. Однако эксплуатация осуществляется на основании договоров аренды муниципального имущества, заключенных на срок менее года и исключительно с целью подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону. В настоящее время в администрациях всех муниципальных образований идет подготовка к проведению конкурсов на право заключения концессионных соглашений, объектами которых станет муниципальное имущество теплоснабжения и в случае объявления ответчика победителем этих конкурсов, ответчик начнет полномасштабную производственную деятельность и установит на все объекты теплоснабжения резервные источники питания. В случае, если победителем конкурса будет являться иная организация – договора аренды муниципального имущества будут расторгнуты. В дополнении к отзыву ответчик указал, что в результате реконструкции объектов теплоснабжения в рп. Охотск, часть котельных (согласно представленным актам) выведена из эксплуатации. В настоящее время касательно рп. Охотск в эксплуатации остаются котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен>, по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>, котельная <№ обезличен> по <адрес>. В судебном заседании представитель указанного ответчика исковые требования также признал. Определением от 09.11.2011 г. для участия в деле в качестве соответчиков судом привлечены администрация рп Охотск, администрация Вострецовского сельского поселения, администрации Новоустьенского сельского поселения, администрации Булгинского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края. Администрация рп. Охотск в отзыве по иску, а также представитель указанного органа местного самоуправления в судебном заседании, заявленные прокурором требования признали в полном объеме. Администрация Вострецовского сельского поселения в отзыве по иску указала, что на территории данного поселения деятельность в области теплоснабжения осуществляло ХО ООО «Вострецовское энергетическое хозяйство». Данное предприятие находилось в тяжелом финансовом состоянии, в связи с чем не осуществлялась подготовка объектов теплоснабжения к отопительному сезону, не осуществлялся завоз топлива и эффективно выполнять функции по теплоснабжению указанное предприятие не могло. В целях недопущения срыва отопительного сезона и нарушения прав неопределенного круга лиц, пользующихся услугами теплоснабжении, администрация предоставила в аренду ОАО «Теплоэнергосервис» объекты, находящиеся в муниципальной собственности, сроком менее года. По условиям договора от <дата обезличена> <№ обезличен> предусмотрено обязательное согласие арендодателя на производство отделимых и неотделимых улучшений арендованного имущества. Установка резервных источников электропитания на объектах теплоснабжении будет считаться производством улучшений имущества, переданного в аренду. В целях недопущения дополнительных расходов местного бюджета администрация согласие на улучшение имущества, переданного в аренду ОАО «Теплоэнергосервис» не давала. В настоящее время администрацией объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения коммунальной инфраструктуры. В случае объявления победителем конкурса ОАО «Теплоэнрегосервис» последнее обязуется установить резервные источники питания. На основании приведенных доводов, указанный ответчик просил в удовлетворении иска прокурору отказать (л.д. 125). Представитель администрации Вострецовского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания данный ответчик был уведомлен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил соответствующее заявление от 19.12.2011 г. Ответчик – администрация Булгинского сельского поселения в отзыве по иску указала, что ОАО «Теплоэнергосервис» с 01.09.2011 г. приступил к эксплуатации основных объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также объектов коммунальной инфраструктуры муниципального имущества на территории Булгинского сельского поселения, на основании договора от <дата обезличена> <№ обезличен>, заключенного на срок менее года, с целью подготовки объекта к отопительному сезону и недопущения его срыва. В настоящее время в администрации проводится подготовка к конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры поселения. В условиях, целях и критериях конкурса будет конкретизировано производство и бесперебойная подача теплоснабжения, водоснабжения, водоотведение, а также обязательная установка резервных источников электроснабжения на котельных. В случае объявления победителем ОАО «Теплоэнергосервис», последнее, при подписании концессионного соглашения будет обязано установить резервные источники питания. На основании указанных доводов, ответчик просил в удовлетворении иска прокурору отказать (л.д. 145-146). Представитель администрации Булгинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания данный ответчик был уведомлен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил соответствующее заявление от 05.12.2011 г. Ответчик – администрация Новоустьенского сельского поселения в отзыве по иску также исковые требования не признала, сославшись на то, что на территории данного поселения деятельность в области теплоснабжения осуществляло ХО ООО «Новоустьенское теплоэнергетическое хозяйство». Данное предприятие находилось в тяжелом финансовом состоянии, в связи с чем не осуществлялась подготовка объектов теплоснабжения к отопительному сезону, не осуществлялся завоз топлива и не могло эффективно выполнять функции по теплоснабжению указанное предприятие. В целях недопущения срыва отопительного сезона и нарушения прав неопределенного круга лиц, пользующихся услугами теплоснабжении, администрация предоставила в аренду ОАО «Теплоэнергосервис» объекты, находящиеся в муниципальной собственности, сроком менее года. По условиям договора от <дата обезличена> № б/н предусмотрено обязательное согласие арендодателя на производство отделимых и неотделимых улучшений арендованного имущества. Установка резервных источников электропитания на объектах теплоснабжении будет считаться производством улучшений имущества, переданного в аренду. В целях недопущения дополнительных расходов местного бюджета администрация согласие на улучшение имущества, переданного в аренду ОАО «Теплоэнергосервис» не давала. В настоящее время администрацией готовятся документы на проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения коммунальной инфраструктуры поселения. В случае объявления победителем конкурса ОАО «Теплоэнрегосервис», последнее обязуется установить резервные источники питания. (л.д. 158-159). В судебном заседании представитель прокуратуры иск поддержал, окончательно уточнил перечень объектов теплоснабжения находящихся в эксплуатации у ОАО «Теплоэнергосервис» на момент рассмотрения иска судом, и указал, что факт неисполнения ответчиком вышеуказанных требований законодательства в сфере электроэнергетики в части отсутствия на объектах теплоснабжения обязательных резервных источников электропитания установлен в ходе проверки проведенной прокуратурой Охотского района, подтвержден объяснениями, отбиравшимися у руководителя ответчика, подтвержден перспективным планом работ ОАО «Теплоэнергосервис» по установке данных источников представленный данным предприятием в суд, и не оспаривался никем из ответчиков. Относительно срока для устранения выявленных нарушений, также уточнил в данной части требования, просил суд установить его до 01.06.2012 г. сославшись на то, что данный срок является разумным и достаточным, исходя из особых климатических условий Охотского района, отнесенного к районам Крайнего Севера, с ограниченными сроками и периодом доставки производственных грузов. Изучив мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из предоставленных сторонами доказательств следует, что ответчик является арендатором имущественного комплекса теплоэнергетического хозяйства (в том числе объектов теплоснабжения – котельных), расположенного на территории муниципальных поселений рп. Охотск, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес> и в <адрес> по договорам, заключенным с администрациями указанных муниципальных образований. По условиям данных договоров, заключенных ответчиком от <дата обезличена> б/н с администрацией городского поселения рп Охотск, от <дата обезличена> <№ обезличен> с администрацией сельского поселения «с. Вострецово», от <дата обезличена> б/н с администрацией сельского поселения «п. Новое Устье», от <дата обезличена> <№ обезличен> с администрацией Булгинского сельского поселения следует, что ответчик принял в аренду имущество, находящееся в собственности соответствующих поселений (согласно приложениям к перечисленным договорам) во временное владение и пользование для осуществления производственной деятельности по тепло- водоснабжению и водоотведению. При этом данный ответчик обязался по условиям договоров нести ответственность по эксплуатации арендованного имущества, использовать его по прямому назначению, соблюдать правила пожарной безопасности, требования Госсанэпиднадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в сфере деятельности ответчика и в отношении арендованного им имущества. Неисполнение ответчиком, являющейся эксплуатирующей теплоэнергетические установки организацией, возложенной на него обязанности, предусмотренной в пункте 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго от 24.03.2003 г. № 115) и пунктах 1.2.18, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, издание 7, (утв. приказом Минэнерго от 08.07.2002 г. № 204), подтверждено материалами проверки, проведенной прокуратурой Охотского района, представленными в материалах дела, а также подтверждено иными ответчиками, являющимися собственниками данного имущества теплоэнергетического назначения. Согласно ч.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных предусмотренных в ГК РФ оснований. Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При таких условиях, признание иска ответчиком – ОАО «Теплоэнергосервис», не противоречит требованиям ст. 39 ГПК РФ и принимается судом на основании ст. 173 ГПК РФ, поскольку не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Кроме того, при разрешении настоящего спора, суд учитывает также следующие обстоятельства. Из материалов дела следует, что объекты теплоснабжения, расположенные в рп. Охотск, в п. Новое Устье, в с. Вострецово, в п. Аэропорт и в с. Булгин Охотского района Хабаровского края, находятся в муниципальной собственности соответствующих органов местного самоуправления, привлеченных для участия в деле в качестве соответчиков. Как следует из отзывов ОАО «Теплоэнергосервис», администраций Новоустьенского, Булгинского, Вострецовского сельских поселений, а также справки администрации рп. Охотск, в настоящее время организуются, либо уже объявлены конкурсы на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения коммунальной инфраструктуры. В случае, если победителем в данных конкурсах будет объявлена иная, чем ОАО «Теплоэнергосервис», организация, последняя расторгнет договоры аренды муниципального имущества и прекратит деятельность по эксплуатации муниципальных объектов теплоснабжения. Данное обстоятельство повлечет за собой прекращение обязательств ОАО «Теплоэнергосервис» по установке резервных источников питания на объекты теплоснабжения, как то предусмотрено планом реконструкции этих объектов по рп. Охотск, а также иным населенным пунктам Охотского района. Кроме того, по условиям договоров с администрацией рп Охотск, администрацией Вострецовского сельского поселения, администрацией Новоустьенского сельского поселения, администрацией Булгинского сельского поселения администраций Охотского муниципального района, являющихся типовыми, предусмотрено обязательное согласие арендодателей (в лице которых выступают перечисленные органы местного самоуправления) на производство отделимых и неотделимых улучшений арендованного имущества. Частью 1 ст. 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. На основании п. 1 ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. Таким образом, теплооснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации теплоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности. Надлежащее содержание имущества подразумевает в свою очередь также и соответствие технического состояния и устройства этого имущества установленным нормам и правилам. В частности, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго от 24.03.2003 г. № 115) под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты. П.1.3 Правил также предусматривает, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Согласно п. 1.7. Правил, ответственность за их выполнение несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством РФ. Также в соответствии со ст.6 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе и организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом, суд соглашается с доводами представителя прокуратуры относительно того, что отсутствие обязательных резервных источников питания на котельных представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку может повлечь нарушение бесперебойного теплоснабжения потребителей, а также нанести ущерб техническому состоянию объектов теплоснабжения, тепловым энергоустановкам и иным агрегатам котельных. Следовательно, ответчики: администрация рп Охотск, администрация Вострецовского сельского поселения, администрация Новоустьенского сельского поселения, администрация Булгинского сельского поселения несут ответственность по надлежащему содержанию имущества теплоэнергетического комплекса. В этой связи суд полагает, что требования прокурора в части касающейся данных ответчиков также обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, обязанность по исполнению которых возлагается на ответчика, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Таким образом, суд обязан установить конкретный срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности с учетом требований разумности. Суд соглашается с доводами представителя прокуратуры относительно того, что отсутствие обязательных резервных источников питания представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В этой связи с учетом требований разумности и защиты интересов неопределенного круга лиц, принимая во внимание объем необходимых к выполнению работ, исходя из особых климатических условий Охотского района, отнесенного к районам Крайнего Севера, с ограниченными сроками и периодом доставки производственных грузов, суд полагает необходимым исковое требование прокурора Охотского района удовлетворить, с возложением на ответчиков обязанности по устранению нарушений законодательства в срок до 01.06.2012 г. Одновременно с этим, суд полагает возможным указать, что в случае объективной невозможности совершения установленных судом действий по причинам от ответчика независящим, ответчик не лишен права заявить о предоставлении ему отсрочки в исполнении решения суда на определенный срок. Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ. Согласно ст.61.1 БК РФ госпошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, отнесена к налоговым доходам муниципальных районов. Госпошлина не подлежит взысканию с лиц являющихся органами местного самоуправления, выступающих в качестве истцом или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на ОАО «Теплоэнергосервис» и администрацию городского поселения «Рабочий поселок «Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 01 июня 2012 года обеспечить устранение нарушений п.1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, и обеспечить электроприемники второй категории (электронасосы) эксплуатируемых объектов теплоснабжения (котельных), расположенных в рп. Охотск Хабаровского края, резервными источниками электропитания, а именно: - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен>, по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, - котельная <№ обезличен> по <адрес>, Возложить на ОАО «Теплоэнергосервис» и администрацию сельского поселения «Село Вострецово» Охотского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 01 июня 2012 года обеспечить устранение нарушений п.1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, и обеспечить электроприемники второй категории (электронасосы) эксплуатируемого объекта теплоснабжения (котельной), расположенной в с. Вострецово Охотского района Хабаровского края по ул. Набережная, 4а, резервными источниками электропитания. Возложить на ОАО «Теплоэнергосервис» и администрацию сельского поселения «Поселок Новое Устье» Охотского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 01 июня 2012 года обеспечить устранение нарушений п.1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, и обеспечить электроприемники второй категории (электронасосы) эксплуатируемого объекта теплоснабжения (котельной), расположенной в п. Новое Устье Охотского района Хабаровского края по ул. Морская, 2, резервными источниками электропитания. Возложить на ОАО «Теплоэнергосервис» и администрацию Булгинского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 01 июня 2012 года обеспечить устранение нарушений п.1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, и обеспечить электроприемники второй категории (электронасосы) эксплуатируемых объектов теплоснабжения (котельных), расположенных в с. Булгин Охотского района Хабаровского края, а также в п. Аэропорт Булгинского сельского поселения Охотского района Хабаровского края по ул. Центральная, 10, резервными источниками электропитания. Об исполнении возложенной обязанности ответчики обязаны незамедлительно сообщить в Охотский районный суд Хабаровского края. Взыскать с ОАО «Теплоэнергосервис» в пользу бюджета Охотского муниципального района госпошлину в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме. Судья Н.Н. Джерелейко