прокурор Оханского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Таборского с/п по невыполнению мер противопожарной безопасности



Дело № 2-64/2011РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

г. Оханск Пермского края       «17» июня 2011г.

Оханский районный суд Пермского края

под председательством судьи Петуховой О.В.,

при секретаре Шиловой О.А.,

с участием: прокурора - Ванюковой С.М.,

представителя администрации Таборского с/поселения- Хисматуллина С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Оханского района о признании незаконным бездействия администрации Таборского сельского поселения Оханского муниципального района по невыполнению мер противопожарной безопасности

установил:

Прокурор Оханского района обратился с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления установлено, что при проведении внеплановой проверки пожарной безопасности населенных пунктов, имеющих границу с лесными участками, на территории Таборского сельского поселения Оханского района, установлено, что в деревнях <адрес> и <адрес> данного муниципального образования отсутствуют противопожарные разрывы между населенным пунктом и лесными участками, чем нарушены требования п. 112 Правил пожарной безопасности 01-03 (далее ППБ); нет минерализованных полос между населенным пунктом и лесом (п. 30 ППБ); отсутствует звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации (п. 114 ППБ); источники наружного противопожарного водоснабжения не отвечают установленным требованиям, не достаточно указателей у источников противопожарного водоснабжения (п. 90 ПББ); отсутствует исправное наружное освещение (п. 27 ППБ); отсутствуют первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь для привлекаемых к тушению пожара добровольных формирований в населенном пункте (нарушение требований ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»); в нарушение ст. 63 ФЗ-123 в план программы развития населенных пунктов не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. По результатам проверки в адрес администрация Таборского сельского поселения инспектором пожнадзора внесено предписание №5/1/1 от 01. 04. 2011г об устранении выявленных нарушений противопожарного законодательства с установлением срока исполнения до 01. 05. 2011г. 30 мая 2011г инспектором было проверено исполнение предписание, однако предписание администрацией поселения выполнено не было. Такое положение дел имеет место до настоящего времени. В соответствии с п. 9 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет. Закон Пермского края от 24. 11. 2006г №31-КЗ предусматривает, что порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности, создание в границах населенных пунктов за счет средств муниципального бюджета пожарной охраны, определение целей и задач, порядок финансового, материально-технического обеспечения устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления. Статьи 34, 37 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливают, что граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Невыполнением норм противопожарного законодательства со стороны администрации Таборского сельского поселения может привести к возникновению пожароопасной ситуации в границах населенных пунктов, что в свою очередь может привести к причинению вреда здоровью и гибели неопределенного круга лиц, нарушению их прав и свобод, уничтожению и повреждению их имущества. В связи с этим прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Таборского сельского поселения и обязать устранить указанные в предписании нарушения.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления, дополнив свои требования установлением срока исполнения предписания до 01. 08. 2011г.

Представитель администрации Таборского сельского поселения Хисматуллин С. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что по нормам бюджетного регулирования администрация сельского поселения вправе выделять из бюджета муниципального образования на выполнение требований пожарной безопасности лишь <данные изъяты> от общего бюджета. Данных денежных средств крайне недостаточно, но других источников финансирования, в том числе и на противопожарные цели, администрация не имеет. В бюджете поселения на 2011г запланированы затраты на пожарную безопасность в сумме <данные изъяты> рублей, которые в основном расходуются на содержание пожарного автомобиля, что в плане пожарной безопасности в границах поселения является более важным, чем устранение нарушений, указанных в предписании инспектора госпожнадзора от 01. 04. 2011г. Оборудовать противопожарные разрывы между лесными участками и населенными пунктами администрация поселения не имеет возможности по объективным причинам, т.к. такие действия возможны только с согласия лесопользователя и при получении соответствующего разрешения. Предписание от 01. 04. 2011г администрацией частично исполнено: вывешены указатели к источникам водоснабжения, заключен договор подряда по созданию минерализованной полосы между лесом и населенными пунктами - <адрес>, в разработке находится план программы развития поселения, куда включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе внеплановой проверки пожарной безопасности населенных пунктов, имеющих общую границу с лесными участками, на территории Таборского сельского поселения был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности и МУ «Администрация Таборского сельского поселения» выдано предписание №15/1/1 об их устранении в срок до 01. 05. 2011г (л.д.5-8).

30. 05. 2011г была проведена ревизионная проверка исполнения предписания, в ходе которой установлено, что ни один из пунктов предписания администрацией Таборского сельского совета не исполнен (л.д.9-10).

В соответствии со ст. 34, 37 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Пунктом 9 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления, поскольку имеют местное значение. При этом органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет, контролируют его исполнение. Закон Пермского края от 24.11.2006г №31-КЗ устанавливает, что порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории поселений Пермского края устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством (ст.3). Органы местного самоуправления вправе создать в границах населенных пунктов за счет средств муниципального бюджета и других источников муниципальную пожарную охрану, определить цель и задачи, порядок деятельности муниципальной пожарной охраны, устанавливать порядок финансового, материально-технического обеспечения.

Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе и органами местного самоуправления (п.1).

На основании п.11 ППБ 01-03 11. органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Статья 19 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В судебном заседании установлено, что на территории Таборского сельского поселения не соблюдаются требования пожарной безопасности, установленные п.п. 27, 90, 112 и 114 ППБ 01-03; п. 9.30 СНиП 2.04.02-84, устанавливающие требования к оборудованию источников наружного водоснабжения, что, по сути, является нарушением п. 94 ППБ 01-03. Так же, в нарушение ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», администрацией не принимаются меры к реализации полномочий по созданию условий для забора воды из источников наружного водоснабжения; оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселения (п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания №15/1/1 от 01. 04. 2011г).

При этом, администрация Таборского сельского поселения, как исполнительный орган местного самоуправления, бездействует.

Бездействие администрации нарушает права неопределенного круга лиц по обеспечению защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Таким образом, заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации Таборского сельского поселения Оханского района по невыполнению мер противопожарной безопасности и возложении на учреждение обязанности по устранению нарушений является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Наряду с этим, при определении конкретных действий, которые следует возложить на администрацию Таборского поселения в целях устранения допущенных нарушений, суд не находит оснований для возложении на администрацию обязанности по обустройству на территории поселения противопожарных разрывов между населенными пунктами и лесными участками, поскольку обязательность обустройства такого вида противопожарной преграды применительно к ограничению распространения пожара между лесными насаждениями и населенными пунктами законодательством в области пожарной безопасности не предусмотрена.

Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние), в силу п. 36 ст. 2, ст. 1 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Приказа Рослесхоза от 24.02.1998 N 38 « Об утверждении ОСТ 56-103-98 "Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы..», является либо нормированным расстоянием между зданиями, строениями и (или) сооружениями и применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий, сооружений, строений; либо является специально созданным противопожарным барьером в виде просеки шириной 10 - 20 метров, как правило с дорогой по нему или естественной безлесной территорией, водным пространством в лесах и применяется в лесоустройстве.

Пункт 112 ППБ 01-03 устанавливает альтернативные способы и порядок выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня с лесных массивов на населенные пункты, которые органами местного самоуправления осуществляется с учетом экономических, климатических, природных и других условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

решил:

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Администрация Таборского сельского поселения» Оханского муниципального района Пермского края по невыполнению мер противопожарной безопасности.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Таборского сельского поселения» Оханского района устранить нарушения противопожарного законодательства, указанных в предписании инспектора ОНД по Оханскому району УНД ГУ МЧС России №15/1/1 от 01. 04. 2011г, а именно:

- в срок до 01 августа 2011г обустроить защитные минерализованные полосы между населенными пунктами <адрес> Таборского сельского поселения и лесными участками;

- в срок до 01 августа 2011г установить на территории поселения средства звуковой системы оповещения людей на случай чрезвычайной ситуации;

- в срок до 01 августа 2011г оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиям п. 9.30 СНиП 2.04.02-84;

- в срок до 01 августа 2011г установить на территории поселения соответствующие указатели по направлению к источникам противопожарного водоснабжения;

- в срок до 01 августа 2011г оборудовать исправным наружным освещением <адрес> Таборского сельского поселения;

- в срок до 01 августа 2011г оснастить на территории поселения места общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- включить в план программы развития населенных пунктов мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и прокурору Оханского района не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: /подпись/

Верно, судья     О.В. Петухова