Дело №2-45/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Оханск Пермского края «06» июня 2011г. Оханский районный суд Пермского края: под председательством судьи Петуховой О.В., при секретаре Шиловой О.А., с участием: прокурора - Ванюковой С.М., истца - Акининой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в интересах Акининой Оксаны Юрьевны к администрации Оханского муниципального района, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения установил: Прокурор Оханского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с данным иском, указав, что Акинина О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её отец умер, а мать решением Оханского райсуда от 11. 03. 2002г лишена родительских прав. В связи с этим Акинина О.Ю. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в том числе, в силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на получение жилья вне очереди, поскольку жилое помещение за Акининой не закреплялось в связи с отсутствием такового у её родителей. Согласно постановления главы Оханского района от 02. 06. 2003г. № 311 Акинина была поставлена на регистрационный учет для получения жилья. В июне 2006г Акинина О.Ю. закончила <данные изъяты> №», однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее законное право на получение жилья. В силу ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья для детей сирот-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006года № 16-п, «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г, учитывая, что органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном ст. 132 Конституции РФ и ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделялись, то просит обязать правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей администрации Оханского муниципального района для приобретения благоустроенного жилого помещения Акининой О.Ю.; обязать Министерство финансов Правительства Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Акининой, а администрацию Оханского муниципального района Пермского края обязать предоставить Акининой вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади. Полагает, что исполнение судебного решения о предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возможно лишь при финансирования данной потребности муниципального образования в полном объеме, т.е. при обязательном участии Правительства и Минфина Пермского края. В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей администрации Оханского муниципального района для приобретения благоустроенного жилого помещения Акининой О.Ю. и возложения обязанности на Министерство финансов Правительства Пермского края по производству оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Акининой. На удовлетворении исковых требований по возложению обязанности на Администрацию Оханского муниципального района по предоставлению Акининой О.Ю. вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям не ниже установленной социальной площади за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели настаивает. Акинина О.Ю. исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что с 2001г она воспитывалась в детском доме. Примерно с этого же времени она была поставлена на учет, как нуждающаяся в получении жилья. По месту жительства она зарегистрирована по адресу своего брата, т.к. без прописки не могла устроиться на работу. В настоящее время живет в <адрес>, в квартире которую снимает у частного лица. Представители ответчиков и третьих лиц, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали. Правительство Пермского края в своих возражения указало, что в силу ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. К исключительной компетенции органов государственной власти субъектов, согласно п.4 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относится и определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на данные цели, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья детям, оставшимся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства по предоставлению и распределению денежных средств для ремонта, покупки или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. Согласно распоряжения Правительства Пермского края от 14. 12. 2010г №247-рп Оханскому муниципальному району в 2010г выделено <данные изъяты> тыс. рублей, также согласно распоряжения Правительства Пермского края от 24. 03. 2011г. №52-рп Оханскому муниципальному району в 2011г выделено <данные изъяты> тыс. рублей. Полагают, что для определения по делу юридически значимых обстоятельств не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии жилья, как у самой Акининой О.Ю., так и у её родителей, на которое она имеет право в соответствии со ст. 71 Семейного Кодекса РФ. При наличии у Акининой О.Ю. права собственности или пользования жилым помещением права на обеспечение её жильем в результате реализации мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, она не имеет. Из отзыва Министерства финансов Пермского края Правительства Пермского края по иску следует, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к полномочиям других органов государственной власти края: перечисление, распределение субсидий местным бюджетам, в соответствии с п.п.2, 5 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот…», утвержденного постановлением Правительства Пермского края №16-П от 10. 08. 2006г, осуществляют Министерство социального развития и Министерство ЖКХ Пермского края. При этом Министерство ЖКХ является и главным распорядителем средств бюджета Пермского края в части субсидий на предоставление жилья детям-сиротам и, согласно п. п. 1, 4, 5 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета и распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Требования прокурора о возложении обязанностей на Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления истцу нарушают бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Минфина Пермского края. Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот в Пермском крае определен Постановлением Правительства Пермского края №16-П от 10. 08. 2006г, в соответствии с которым и должно осуществляться выделение средств для приобретения жилья истцу. Так же указывают на то, что при выдвижении прокурором требований по возложению на Минфин Пермского края обязанности по оплате расходов по приобретению жилья, доказательств наличия понесенных расходов, не представлено. Администрация Оханского района Пермского края с исковыми требованиями прокурора так же не согласилась, указав, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке: за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос по обеспечению жильем детей-сирот к вопросам местного значения не относится. Закон Пермского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, не принимался. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов. Третье лицо со стороны ответчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края указали, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителейобязанность органов исполнительной власти по месту жительства этих лиц. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края №16-п от 10. 08. 2006г «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот…» Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. Перечисление денежных средств в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Министерство ЖКХ перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета с последующим перечислением в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В 2011г на основании распоряжения Правительства Пермского края от 24. 03. 2011г №52-рп муниципальному образованию «Оханский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было перечислено <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств краевого бюджета, которые в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10. 08. 20-06г №16-п могут быть использованы органами местного самоуправления на исполнение судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, обратившимся в суд. Свои обязательства Правительством Пермского края и Министерством финансов по выделению из бюджета денежных средств на приобретением жилья для детей, оставшихся без попечения родителей выполнены, в связи с чем требования прокурора являются неправомерными. Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Родителями Акининой О.Ю. - ДД.ММ.ГГГГ г. рождения являются ФИО1 и ФИО2 (л.д.6). ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) ФИО2 (сменившая фамилию на ФИО2) по решению Оханского райсуда Пермской области от 11. 03. 2002г лишена родительских прав в отношении <данные изъяты> детей, в том числе и Акининой О.Ю. (л.д.10-11). На основании постановления главы администрации Оханского района за №711 от ДД.ММ.ГГГГ дети помещены в Оханский детский дом (л.д. 9). Из справки администрации Андреевского сельского совета от 15. 01. 2002г №34 следует, что ФИО2 вместе с детьми проживала на территории данного сельсовета на квартире у дачника ФИО3 Дом частично пострадал от пожара, требует капитального ремонта, а ФИО2 с детьми проживает в бане. Собственного жилья семья не имеет (л.д.12). По постановлению главы администрации Оханского района за №311 от ДД.ММ.ГГГГ Акинина О.Ю. поставлена регистрационный учет для получения жилья опекаемых (л.д.13). Согласно постановления главы Оханского муниципального района от 03. 03. 2011года № 47 «Об утверждении уточненного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении на территории Оханского муниципального района Акинина О.Ю. числиться в списке за №38 (л.д.19). По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним за Акининой О.Ю.. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, не зарегистрировано (л.д. 17). В июне 2006г Акинина О.Ю. окончила обучение в <данные изъяты> В настоящее время Акинина О.Ю. зарегистрирована по месту пребывания по 01. 09. 2013г <адрес> (л.д.18). На основании ст. 121 Семейного Кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, в частности, в случае лишения родителей их родительских прав. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. Поскольку в судебном заседании установлено, что Акинина О.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; пользуется дополнительными гарантиями по социальной поддержке, в том числе и по обеспечению жилой площадью; не имеет закрепленного за ней жилья, где бы она имела право пользования, либо право собственности (в связи с чем и была поставлена органами местного самоуправления на учет, как нуждающаяся в жилом помещении); в 2006г окончила пребывание в учреждении профессионального образования, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, то требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Оханского муниципального района по предоставлению Акининой О.Ю. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади за счет средствбюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, являются обоснованными. Доводы Правительства Пермского края о том, что Акинина О.Ю. необоснованно поставлена на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилья, суд находит несостоятельными, поскольку обоснованность решения о постановке Акининой на учет в качестве нуждающейся, принятого органом местного самоуправления, обязанного проводить проверку оснований постановки на учет, а в дальнейшем и обеспечивать реализацию этих прав граждан, сомнений не вызывает. В силу п. 19 ч.1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Акининой Оксане Юрьевне - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: подпись Верно, судья: О.В.Петухова Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда 11 июля 2011 года определила: Кассационную жалобу администрации Оханского муниципального района Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 06 июня 2011 года оставить без удовлетворения. Выписка верна, судья О.В. Петухова