прокурор в интересах Ширинкиной Н.В. к администрации Оханского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-65/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Оханск Пермского края      «27» июня 2011г.

Оханский районный суд Пермского края:

под председательством судьи Петуховой О.В.,

при секретаре Шиловой О.А.,

с участием: прокурора - Ванюковой С.М.,

истца - Ширинкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в интересах Ширинкиной Нины Викторовны к администрации Оханского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения

установил:

Прокурор Оханского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с данным иском, указав, что Ширинкина Н.В. <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав. В связи с этим Ширинкина Н.В. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в том числе, в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на получение жилья вне очереди, поскольку жилое помещение, закрепленное за Ширинкиной Н.В. в установленном порядке признано непригодным для проживания. Согласно постановления главы Оханского района от 29.09.2010 г. № 47 Ширинкина была поставлена на регистрационный учет для получения жилья. В июне 2010 г. Ширинкина Н.В. закончила <данные изъяты> », однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее законное право на получение жилья. Ширинкина Н.В. имеет дочь, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В силу ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья для детей сирот-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г, просит обязать Администрацию Оханского муниципального района предоставить Ширинкиной Н.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям не ниже установленной социальной площади на семью из 2 человек за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.

Ширинкина Н.В. исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. она воспитывалась в детском доме, а затем была передана приемному родителю ФИО1 В 2010 г. она получила начальное профессиональное образование, а в октябре ДД.ММ.ГГГГ г. вышла замуж. Проживает с мужем и дочерью, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в квартире его родителей. Собственным жильем они не обеспечены. Примерно с этого же времени она была поставлена на учет, как нуждающаяся в получении жилья. По месту жительства она зарегистрирована в <адрес> в доме, который разрушен.

Представитель ответчика и третьего лица, в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Администрация Оханского района Пермского края с исковыми требованиями прокурора не согласна, указав, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке: за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос по обеспечению жильем детей-сирот к вопросам местного значения не относится. Закон Пермского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, не принимался. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов.

Правительство Пермского края в своих возражения указало, что в силу ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. К исключительной компетенции органов государственной власти субъектов, согласно п.4 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относится и определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на данные цели, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья детям, оставшимся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства по предоставлению и распределению денежных средств для ремонта, покупки или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. Согласно распоряжения Правительства Пермского края от 24. 03. 2011 г. № 52-рп Оханскому муниципальному району в 2011 г. выделено 2318, 8 тыс. рублей. Полагают, что для определения по делу юридически значимых обстоятельств не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии жилья, как у самой Ширинкиной Н.В., так и у её родителей, на которое она имеет право в соответствии со ст. 71 Семейного Кодекса РФ. При наличии у Ширинкиной права собственности или пользования жилым помещением права на обеспечение её жильем в результате реализации мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, она не имеет. Кроме того, из смысла вышеуказанных нормативных актов обеспечение жилой площадью гарантируется лишь самим детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и не распространяется на членов их семьи. Соответственно и финансирование, которое является целевым, осуществляется только на эту категорию граждан, без учета членов семьи. В противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств и сокращение количества обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По постановлению главы администрации Оханского района за № 224 от ДД.ММ.ГГГГ Аликина Н.В. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей (л.д.16).

Согласно постановления главы Оханского муниципального района от 03.03.2011 года № 47 «Об утверждении уточненного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении на территории Оханского муниципального района Аликина Н.В. числиться в списке за (л.д. 17-18).

По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним за Аликиной Н.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, не зарегистрировано. Жилое помещение на условиях социального найма на территории Казанского сельского поселения Оханского района ей не предоставлялось (л.д. 24, 25).

В июне 2010 г. Аликина Н.В. окончила обучение в <данные изъяты> » (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ Аликина Н.В. вступила в брак и сменила фамилию на Ширинкину, а ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь (л.д.20, 23).

Дочь Ширинкиной Н.В. зарегистрирована по месту жительства своего отца ФИО2, где так же проживают и родители ФИО2 (справка, представленная в судебное заседание).

На основании ст. 121 Семейного Кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, в частности, в случае лишения родителей их родительских прав.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Ширинкина Н.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; пользуется дополнительными гарантиями по социальной поддержке, в том числе и по обеспечению жилой площадью; не имеет закрепленного за ней жилья, где бы она имела право пользования, либо право собственности (в связи, с чем и была поставлена органами местного самоуправления на учет, как нуждающаяся в жилом помещении); в 2010 г. окончила пребывание в учреждении профессионального образования и имеет малолетнюю дочь, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, то требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Оханского муниципального района по предоставлению Ширинкиной Н.В. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади на семью из 2 человек за счет средствбюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, являются обоснованными.

Обоснованность решения о постановке Ширинкиной Н.В. на учет в качестве нуждающейся, принятого органом местного самоуправления, обязанного проводить проверку оснований постановки на учет, а в дальнейшем и обеспечивать реализацию этих прав граждан, сомнений не вызывает.

Доводы Правительства Пермского края о том, что жилым помещением не ниже установленных социальных норм должна быть обеспечена только сама Ширинкина Н.В., без учета членов её семьи, суд находит несостоятельными.

Статьей 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» четко определен круг лиц, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма, в том числе указаны и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данный закон принят в соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ, которая устанавливает, что жилые помещения жилищного фонда РФ или субъекта РФ по договорам социального найма отдельным категориям граждан, куда входят дети-сироты, предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Часть 5 ст. 57 ЖК предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Часть 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК так же предусматривает, что жилые помещения гражданам, перечисленным в ст. 1 Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

Ссылка на то, что Закон Пермского края № 255-ПК от 14. 07. 2008 г. регулирует правоотношения по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Пермского края, а порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления предусмотрен другими нормативными актами Пермского края, в частности Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, согласно которого средства, субсидии, предоставляемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья рассчитываются только исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей, не может быть принята судом, поскольку лица, имеющие возможность получить жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда Пермского края, и лица, получающие жилье из муниципального фонда, ставятся в неравное положение, что нарушает принципы ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство всех перед законом и гарантирование равенства прав и свобод человека независимо от места жительства, в данном случае.

Более того, закон имеет приоритетное значение по отношению к постановлению Правительства; к тому же Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п регулирует бюджетные отношения между участниками бюджетного процесса, к коим истица не относится.

В силу п. 19 ч. 1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Ширинкиной Нине Викторовне - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения на семью из двух человек.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: /подпись/

Верно, судья     О.В.Петухова

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда 03 августа 2011 года

определила:

Кассационную жалобу Главы Оханского муниципального района на решение Оханского районного суда от 27 июня 2011 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/

Выписка верна, судья       О.В. Петухова