прокурор Оханского района в интересах Ининой Н.С. к администрации Оханского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-130/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Оханск Пермского края      «05» сентября 2011г.

Оханский районный суд Пермского края:

под председательством судьи Петуховой О.В.,

при секретаре Шиловой О.А.,

с участием: прокурора - Лузина С.А.,

истца - Ининой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в интересах Ининой Натальи Сергеевны к Администрации Оханского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения

установил:

Прокурор Оханского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с данным иском, указав, что Инина Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её одинокая мать лишена родительских прав. В связи с этим Инина Н.С. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в том числе, в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на получение жилья вне очереди, поскольку её мать жилья не имела и за Ининой Н.С. жилое помещение не закреплялось. Согласно постановления главы местного самоуправления Оханского района № 160 от 05.04.2005 г. Инина поставлена на регистрационный учет нуждающихся в получении жилья. В июне ДД.ММ.ГГГГ г. Инина Н.С. закончила <данные изъяты>», однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее законное право на получение жилья. В силу ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья для детей сирот-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г, просит обязать Администрацию Оханского муниципального района предоставить Ининой Н.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной социальной площади за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.

Инина Н.С. исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ г. она воспитывалась в детском доме и находилась на патронатном воспитании. Летом ДД.ММ.ГГГГ окончила начальное профессиональное образовательное учреждение, устроилась по специальности на работу в <адрес> и проживает в квартире частного лица по возмездному договору найма.

Представитель ответчика и третьего лица, в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Администрация Оханского района Пермского края с исковыми требованиями прокурора не согласна, указав, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке: за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопрос по обеспечению жильем детей-сирот к вопросам местного значения не относится. Закон Пермского края о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, не принимался. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов.

Правительство Пермского края в своих возражения указало, что в силу ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. К исключительной компетенции органов государственной власти субъектов, согласно п.4 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относится и определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на данные цели, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья детям, оставшимся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства по предоставлению и распределению денежных средств для ремонта, покупки или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. Согласно распоряжения Правительства Пермского края от 24.03.2011 г. № 52-рп Оханскому муниципальному району в 2011 г. выделено <данные изъяты>. рублей. Полагают, что для определения по делу юридически значимых обстоятельств не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии жилья, как у самой Ининой Н.С., так и у её матери, на которое она имеет право в соответствии со ст. 71 Семейного Кодекса РФ. При наличии у Ининой права собственности или пользования жилым помещением права на обеспечение её жильем в результате реализации мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, она не имеет.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании постановления Главы местного самоуправления Оханского района № 684 от ДД.ММ.ГГГГ г. Инина Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, была помещена в МОУ «Оханский санаторный детский дом», а впоследствии, с января ДД.ММ.ГГГГ г. передана на патронатное воспитание (л. д.12-13).

Мать Ининой Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения - ФИО1, являющаяся одиноким родителем, по решению Оханского райсуда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении четверых детей, в т. ч. и Ининой Н.С. (л. д. 7, 8, 15).

Из справки администрации Пономаревского сельского совета следует, что ФИО1 проживала вместе с детьми на территории данного сельсовета в доме, принадлежащей ФИО2 (л.д.10).

Постановлением администрации этого же сельского совета № 24 от ДД.ММ.ГГГГ Инина Н.С. поставлена в льготную очередь для получения жилья, но жилье по договору социального найма ей в сельском поселении предоставлено не было (л. д.11, 14).

На основании постановления главы администрации Оханского района за № 160 от ДД.ММ.ГГГГ Инина Н.С. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в получении жилья (л. д.16).

Согласно постановления главы Оханского муниципального района от 03.03.2011 года № 47 «Об утверждении уточненного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении на территории Оханского муниципального района Инина Н.С. числиться в списке за (л. д. 18).

По сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним за Ининой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ рождения, не зарегистрировано (л. д. 23).

В июне ДД.ММ.ГГГГ г. Инина Н.С. окончила обучение в <данные изъяты> » (л.д. 20).

На основании ст. 121 Семейного Кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, в частности, в случае лишения родителей их родительских прав.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Инина Н.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; пользуется дополнительными гарантиями по социальной поддержке, в том числе и по обеспечению жилой площадью; не имеет закрепленного за ней жилья, где бы она имела право пользования, либо право собственности (в связи, с чем и была поставлена органами местного самоуправления на учет, как нуждающаяся в жилом помещении); в ДД.ММ.ГГГГ г. окончила пребывание в учреждении профессионального образования, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, то требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Оханского муниципального района по предоставлению Ининой Н.С. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади за счет субвенций, выделяемых бюджету Оханского района на эти цели, являются обоснованными.

Обоснованность решения о постановке Ининой Н.С. на учет в качестве нуждающейся, принятого органом местного самоуправления, обязанного проводить проверку оснований постановки на учет, а в дальнейшем и обеспечивать реализацию этих прав граждан, сомнений не вызывает, в связи с чем доводы Правительства Пермского края в этой части судом не принимаются.

В силу п. 19 ч. 1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет субвенций, выделяемых бюджету Оханского района Правительством Пермского края на эти цели, предоставить Ининой Наталье Сергеевне - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: подпись

Верно, судья:     О.В.Петухова

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда 05 октября 2011 года

определила:

Кассационную жалобу администрации Оханского муниципального района Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 05 сентября 20111 года оставить без изменения.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подпись/

Выписка верна, судья     О.В. Петухова