Дело №2-89/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Оханск Пермского края «07» июня 2012г.
Оханский районный суд Пермского края:
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Шиловой О.А.,
с участием: прокурора - Ванюковой С.М.,
представителя ответчика - Шардиной Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в интересах Рябова Александра Александровича к администрации Оханского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения
установил:
Прокурор Оханского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с данным иском, указав, что Рябов А.А., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать, являющаяся одиноким родителем, решением Оханского райсуда от 26. 02. 2001г лишена родительских прав. В связи с этим Рябов имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в том числе, в силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на получение жилья вне очереди, поскольку закрепленное за Рябовым жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и постановлением главы Оханского района от 31. 10. 2007г. за № 341 Рябов поставлен на регистрационный учет, как нуждающийся в жилом помещении. В 2008г Рябов закончил обучение в ГОУ НПО <данные изъяты>, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его законное право на получение жилья. В июле 2011г Рябов А.А. вступил в брак с ФИО11, которая жильем по договору социального найма так же не обеспечена, а ДД.ММ.ГГГГ 2012г у них родился сын. Семья Рябова проживает в жилом помещении по устному договору найма с собственником. На основании ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья для детей сирот-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006года № 16-п, «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г и ст. 9 Закона Пермского края от 14. 07. 2008г №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма» просит обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края предоставить Рябову А.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади на семью из 3 человек, общей площадью не менее 54 м2 за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренные на эти цели.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.
Рябов А.А. просил дело рассмотреть в его отсутствие, так же настаивая на удовлетворении иска.
Администрацией Оханского муниципального района исковые требования прокурора признаны в полном объеме.
Правительство Пермского края, как третье лицо со стороны ответчика, в своих возражения указало, что в силу ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. К исключительной компетенции органов государственной власти субъектов, согласно п.4 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относится определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на данные цели, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение, строительство или реконструкцию жилья детям, оставшимся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства по предоставлению и распределению денежных средств для ремонта, покупки или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в полном объеме. Согласно распоряжения Правительства Пермского края от 31. 10. 2011г №207-рп Оханскому муниципальному району на четвертый квартал 2011г выделено 1263 тыс. рублей. Полагают, что для определения по делу юридически значимых обстоятельств не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии жилья у матери Рябова, на которое он имеет право в соответствии со ст. 71 Семейного Кодекса РФ. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь самим детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и не распространяется на членов их семьи и закон Пермского края от 14. 07. 2008г №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в данном споре применению не подлежит, т.к. жилые помещения из государственного жилищного фонда должны предоставлять на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством края; государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован, в связи с чем предоставление Рябову жилого помещения из такого фонда не представляется возможным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По решению Оханского райсуда Пермской области от 26. 02. 2001г Рябова Г.И., являющаяся одиноким родителем, лишена родительских прав в отношении троих сыновей, в том числе и Рябова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, с передачей детей органам опеки и попечительства (л.д.11-12).
На основании постановления администрации Оханского района за № от 17. 04. 2001г дети помещены в Оханский детский дом (л.д. 13).
Письмом от 23. 04. 2001г государственное предприятие совхоз «Ягодный» гарантировало сохранность жилого помещения по <адрес> за несовершеннолетними Рябовыми (л.д.14).
18. 05. 2007г межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Оханского городского поселения, обследовано жилое помещение по <адрес> и дано заключение о непригодности данного жилого помещения для дальнейшей эксплуатации (л.д.16-19).
В связи с этим, постановлением главы администрации Оханского района от 31. 10. 2007г №341 несовершеннолетние Рябовы признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на регистрационный учет для получения жилья (л.д.20).
Согласно постановления главы Оханского муниципального района от 02. 02. 2011года № 50 «Об утверждении уточненного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении на территории Оханского муниципального района Рябов А.А., ДД.ММ.ГГГГ.рождения числиться в списке за №51 (л.д. 26-27).
Рябов А.А. с 18. 04. 2001г по 31. 08. 2005г воспитывался в ГКОУПК «Детский дом» г. Оханска, откуда выбыл в <адрес> Пермского края для получения образования в профессиональное училище №, обучение в котором закончил в 2008г (л.д.21-23).
Рябов А.А. зарегистрирован по месту проживания в <адрес> по настоящее время (л.д.15)
По сведениям Оханского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» и Управления Росреестра по Пермскому краю Рябов А.А. жилого помещения на праве собственности на территории Оханского района не имеет и за ним не зарегистрированы права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 24-25).
15. 07. 2011г Рябов А.А. вступил в брак и имеет на иждивении сына, ДД.ММ.ГГГГ. 2012г. рождения (л.д.28, 32).
На основании ст. 121 Семейного Кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, в частности, в случае лишения родителей их родительских прав.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Рябов А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет; пользуется дополнительными гарантиями по социальной поддержке, в том числе и по обеспечению жилой площадью; не имеет закрепленного за ним жилья, в связи с чем и был поставлен органами местного самоуправления на учет, как нуждающийся в жилом помещении и окончил пребывание в учреждении профессионального образования, но до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, то требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Оханского муниципального района по предоставлению Рябову А.А. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления жилья из состава семьи 3 человека являются обоснованными.
Доводы Правительства Пермского края о том, что жилым помещением не ниже установленных социальных норм должен быть обеспечен только сам Рябов, без учета членов его семьи, суд находит несостоятельными.
Статьей 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» четко определен круг лиц, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма, в том числе указаны и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данный закон принят в соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ, которая устанавливает, что жилые помещения жилищного фонда РФ или субъекта РФ по договорам социального найма отдельным категориям граждан, куда входят дети-сироты, предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Часть 5 ст. 57 ЖК предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Часть 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008г N 255-ПК так же предусматривает, что жилые помещения гражданам, перечисленным в ст. 1 Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Ссылка на то, что Закон Пермского края №255-ПК от 14. 07. 2008г регулирует правоотношения по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Пермского края, а порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления предусмотрен другими нормативными актами, не может быть принята судом, поскольку лица, имеющие возможность получить жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда Пермского края, и лица, получающие жилье из муниципального фонда, ставятся в неравное положение, что нарушает принципы ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство всех перед законом и гарантирование равенства прав и свобод человека независимо от места жительства, в данном случае.
Таким образом, исковые требования прокурора в интересах Рябова А.А. о возложении на администрацию Оханского муниципального района внеочередного предоставления ему благоустроенного жилого помещения на семью из 3 человек, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу п. 19 ч.1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Оханского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, предоставить Рябову Александру Александровичу - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение на семью из трех человек, общей площадью не менее 54 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Пермский краевой суд через Оханский райсуд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись
Верно, судья: О.В.Петухова
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 августа 2012 года,
определила:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 07 июня 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий/подпись/
Судьи/подписи/
Выписка верна,
Судья О.В. Петухова
решение вступило в законную силу 08.08.2012
Секретарь