МДОУ `Детский сад № 2` ст. 20.4 КоАП РФ



дело № 12-41/11

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Оханск Пермского края     «28» ноября 2011г.

Оханский районный суд Пермского края в составе:

судьи Терещенко С.А.,

представителя административного органа - госинспектора Кинёва Е.Е.,

представителя юридического лица - заведующей МДОУ «Детский сад № 2» Мингалевой Н.В.,

при секретаре Перситиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе юридического лица - МДОУ «Детский сад № 2» на постановление по делу об административном правонарушении

установил:

Постановлением Главного государственного инспектора по пожарному надзору от 28 октября 2011г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» подвергнут административному штрафу - <данные изъяты> тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности.

Как указано в постановлении, в учреждении не проведено испытание наружной металлической пожарной лестницы (ППБ 01-03 п.41), не проводится проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания не реже двух раз в год (ППБ 01-03 п.36), не определено лицо, ответственное за первичные средства пожаротушения, территория не очищена от горючего мусора, план эвакуации не соответствует ГоСТУ. Кроме того в нарушение требований к эвакуационным путям полы в коридорах, в игровых комнатах, в музыкальном зале покрыты отделочными материалами с неизвестными характеристиками по пожарной опасности (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.25;; ФЗ-123 ст.134 п.7 и п.8), на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.22), в группе раннего возраста дверь из игровой комнаты в лестничную клетку открывается не по направлению эвакуации (ППБ 01-03 п.52), на дверях, расположенных на путях эвакуации установлено обычное остекление вместо армированных стекол (ППБ 01-03 п. 53), ширина ступеней на запасной эвакуационной лестнице менее 25 см (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.6.30), отсутствуют уплотнители в притворах, нет светового указателя «выход» из медицинского кабинета; в помещении изолятора медкабинета неправильно установлен пожарный извещатель, ручной пожарный извещатель расположен неправильно - на высоте более 1,5 метра от пола, отсутствует аварийное освещение в помещении с приемно-контрольным прибором системы АПС, шлейфы крепления АПС более 25 см.

В жалобе законный представитель МДОУ «Детский сад № 2» Мингалева Н.В. просит постановление отменить и прекратить производство по делу, указав, что имущество находится в оперативном управлении учреждения, принадлежит муниципалитету, содержится за счет бюджетных средств, переоборудование и переустройство помещений самостоятельно учреждением не производится. Собственником имущества - отделом ЖКХ и градостроительства администрации Оханского района составлена локальная смета на капитальный ремонт, предусматривающая строительные работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, реконструкции наружной металлической пожарной лестницы. Заключен договор с организацией имеющей лицензию на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения.

На момент проведения плановой проверки с целью надзора пожарной безопасности 17.06.2011г, ремонт не был завершен, однако образовательное учреждение не бездействовало, принимало меры к устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности. Работы по установке АПС и аварийного освещения были выполнены и приняты собственником. После проверки гос. иснпектора по пожарному надзору выяснилось, что работы выполнены с нарушением правил и в ходе ремонта эти нарушения устранялись вновь.

В судебном заседании Мингалева Н.В. доводы жалобы поддержала, указав, что к 31.08.2011г. ремонт закончен, требования правил пожарной безопасности выполнены, хотя наружная металлическая лестница, ширина ступеней которой оказалась менее 25 см, переделывалась подрядчиком, была принята в эксплуатацию лишь в октябре 2011г, после проведения компетентной организацией испытаний.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд находит постановление подлежащим отмене.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст.20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

По результатам проведенной 17 июня 2011г. плановой проверки МДОУ «Детский сад № 2» были выявлены нарушения данным юридическим лицом, владеющим зданием и помещениями в <адрес>, требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения указаны в акте проверки № 30 от 17.06.2011г. и в протоколе об административном правонарушении № 85 от 06.07.2011г. со ссылкой на нарушение юридическим лицом конкретных норм и правил, регламентирующих требования пожарной безопасности.

В протоколе об административном правонарушении при описании каждого допущенного нарушения приведена правовая норма, нарушение требований которой было допущено юридическим лицом. При этом часть выявленных в ходе проверки нарушений квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.06.2011г.).

При вынесении постановления по делу должностным лицом установлены указанные в протоколе нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Главный гос. инспектор по пожарному надзору пришел к выводу о доказанности вины муниципального учреждения в нарушении требований пожарной безопасности в помещениях принадлежащих муниципалитету. При этом исходил лишь из протокола об административном правонарушении и акта проверки.

Между тем на основании п. 3 ст.26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным Законом № 69-ФЗ от 21.12.94г «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности несут в частности собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу п. 10 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ-01-03) утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий 18.06.2003г. собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно материалам дела здание детского сада находится в муниципальной собственности и закреплено за дошкольным учреждением на праве оперативного управления.

Исходя их организационно-правовой формы данного учреждения, его задач и функций, учредителем учреждения является орган местного самоуправления Оханского муниципального района. Должностным лицом при рассмотрении дела не был истребован и исследован Устав учреждения, договор, на основании которого здание детского сада было передано учреждению, не был установлен объем обязанностей сторон по договору -собственника и владельца имущества, по поддержанию имущества в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность. При вынесении постановления должностным лицом не учтены доводы заведующей о том, что в феврале 2011г учреждение обращалось к своему учредителю за выделением денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности и ремонта помещений. В соответствии с порядком финансирования деятельности муниципальных учреждений, определенных бюджетным законодательством, денежные средства были выделены. Собственником имущества объявлен конкурс, после проведения которого начат ремонт. Данных о том, что МДОУ «Детский сад № 2» располагало внебюджетными средствами для устранения нарушений пожарной безопасности, материалы дела не содержат, доводы должностного лица проверены не были, соответствующие документы не истребовались и не исследовались. На момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении на проверяемом объекте велись ремонтные работы, строительные материалы складировались на территории детского сада, проводилась замена наружной металлической пожарной лестницы, вносились изменения в уже установленную автоматическую пожарную сигнализацию. По окончании ремонта нарушения требований пожарной безопасности устранены, после испытаний 14.10.2011г эвакуационная лестница принята в эксплуатацию (л.д. 128).

Учреждением представлены доказательства подтверждающие принятие необходимых, достаточных и своевременных мер для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности, однако этим обстоятельствам при рассмотрении дела оценка не дана. Данных об отсутствии огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания и в связи с этим, повышенной пожароопасности материалы дела не содержат. В связи с этим отсутствие акта по проверке качества такой обработки, а также наличия планов эвакуации изготовленных с нарушением ГоСТА, отсутствие в месте проведения проверки сертификатов соответствия на напольное покрытие в помещения детского сада, нельзя признать достаточными для привлечения муниципального учреждения к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей. Эти нарушения малозначительны. Поскольку виновность МДОУ «детский сад № 2» в административном правонарушении не доказана должностным лицом рассмотревшим дело, постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору от 28 октября 2011 года в отношении муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 2» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административных правонарушений.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Оханский районный суд.

Председательствующий: /подпись/.

Верно, судья        С.А. Терещенко