Решение от 05.08.2010г. о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 августа 2010 г. пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мелешкова А.А.,

при секретаре Свистуновой А.С.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Казакова В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Казакова В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», и Департаменту социального развития Тульской области.

В свих требованиях истец просит обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить ему ежемесячную денежную выплату со Дата обезличена года и взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы.

В дальнейшем дополнил свои требования и просил обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» предоставить ему ежемесячную оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячных денежных выплат на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Требования обосновывает тем, что является пенсионером органов внутренних дел, Ветераном труда и получает пенсию в соответствии Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Полагает, что на основании ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ст.ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», постановления администрации Тульской области «О мерах по реализации закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года №201, он имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилищно-коммунальные услуги.

В судебном заседании истец Казакова В.А. требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что Дата обезличена года он обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, и Дата обезличена года обратился с заявлением о ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг Однако ему было отказано в предоставлении данных видов социальной поддержки со ссылкой на то, что он не достиг пенсионного возраста. Просит признать право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации с момента обращения, то есть со Дата обезличена, и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг с Дата обезличена..

Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности ФИО1 иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление.

В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», ссылается на следующие обстоятельства.

Истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц. Проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установление им трудовой пенсии по старости». Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ установил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за жилое помещение, холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение и газоснабжение, предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31.12.2004 г. при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании ст.7 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать по мнению ответчика, при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию. Постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122 – ФЗ часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). Ответчик полагает, что в данном случае необходимо принять во внимание то, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что, по мнению ответчика, является существенным для рассмотрения заявленных требований. Субъективный состав и объем правоотношений остались прежними как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года. Ответчик полагает, что нельзя руководствоваться ст.7 без учета ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, поэтому круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст.7 в совокупности со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст.22 Федерального закона «О ветеранах». Права на льготы по ст.22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004 года) у истца до Дата обезличена года не было.

Представитель департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

Из заявлений Казакова В.А. следует, что он, являясь пенсионером органов внутренних дел и ветераном труда с Дата обезличена, Дата обезличена года обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» по вопросу назначения ему ежемесячных денежных выплат как ветерану труда, а Дата обезличена года обратился с заявлением по вопросу назначения ему ежемесячную денежную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг. На указанные заявления ответчиком были даны письменные ответы от Дата обезличена года и от Дата обезличена года, из которых следует, что названные льготы могут быть истцу предоставлены только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Таким образом, вопросы предоставления социальных льгот ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на Дата обезличена года, урегулированы как федеральным законодательством, так и нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Статьями 10,13,22 Закона «О ветеранах» было установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Из удостоверения, выданного комитетом социальной защиты населения администрации Одоевского района серии В Номер обезличен Дата обезличена г. явствует, что Казакова В.А.. имеет право на льготы, предъявляемые на условиях и в порядке, установленных ст.ст. 22, 23 ФЗ «О ветеранах»; удостоверение является бессрочным и действует на всей территории РФ.

Факт назначения Казакова В.А. пенсии по выслуге лет подтверждается пенсионным удостоверением серии Номер обезличен, выданным Дата обезличена года ... ....

Утверждения ответчика, что Казакова В.А. в настоящее время не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, в связи с не достижением возраста, предусмотренного для назначения пенсии по старости, не основаны на законе и не могут быть приняты по следующим обстоятельствам.

В настоящее время законодательством Российской Федерации условия и нормы пенсионного обеспечения установлены Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 4 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие, к которым согласно ст.2 этого же Закона отнесены лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Пункт 1 ст.5 Закона к одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению относит пенсию за выслугу лет, назначаемую в порядке, предусмотренном Федеральным Законом РФ№ 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, их семей».

При этом в силу ст. 2 Федерального Закона № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ », пенсия за выслугу лет как один из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Таким образом, пенсия за выслугу лет, получаемая Казакова В.А., относится к государственным пенсиям в Российской Федерации. Значит, истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, тем более, что и ФЗ № 166- ФЗ РФ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают назначение пенсии ранее достижения установленного пенсионного возраста – 60 лет (для мужчин) в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориям граждан. Поэтому возраст, дающий право на назначение пенсии, может быть различным.

В силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» установлено, что право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В силу ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

На основании ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 названный Закон Тульской области распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории Тульской области. Основанием для предоставления мер социальной поддержки, установленных названным законом, является удостоверение либо свидетельство о праве на льготы установленного образца, выданное в соответствии с действующим законодательством.

Так как законом Тульской области № 1352-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 31.10.2009 года было установлено, что с Дата обезличена года меры социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений и по оплате 50 % коммунальных услуг, были заменены ежемесячной денежной выплатой на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и ежемесячной денежной выплатой на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, суд считает, что требования истца о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги с Дата обезличена года подлежат удовлетворению Истец, получая пенсию за выслугу лет, являясь ветераном труда, достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, что ответчиками не оспаривается, и, значит, Толкачев Н.С. относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», обладающих правом на получением мер социальной поддержки.

В силу п. 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области установлено, что денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Как установлено в судебном заседании с заявлением о предоставлении указанной выше меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг Казакова В.А. обратился Дата обезличена года.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что, поскольку истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем ... Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот.

Учитывая тот факт, что истец обратился с заявлением о предоставлении льгот по оплате 50 % за ЖКУ в орган социальной защиты населения Дата обезличена года, то в силу п. 19 Положения суд приходит к выводу о том, что требования Казакова В.А. о назначении ему ЕДВ на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги с Дата обезличена года, являются обоснованными.

Разрешая возникший между сторонами спор о предоставлении Казакова В.А. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, суд приходит к выводу о том, что отказ органа социальной защиты населения в предоставлении требуемых истцом мер социальной поддержки так же является необоснованным по следующим основаниям.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой подлежит индексации один раз в год с 01 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции ( ст. 5 Закона), при этом закон не ставит эту меру социальной поддержки в зависимости от достижения возраста, поэтому суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в части того, что истцу надлежит отказать в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как не достигшему возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости.

В силу п. 8 вышеуказанного Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области №201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячная денежная выплата назначалась со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 названный Закон Тульской области распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории Тульской области. Основанием для предоставления мер социальной поддержки, установленных названным законом, является удостоверение либо свидетельство о праве на льготы установленного образца, выданное в соответствии с действующим законодательством. При наличии у лиц, перечисленных в статье 1 закона, права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по их выбору.

Учитывая тот факт, что истец обратился с заявлением в орган социальной защиты населения Дата обезличена года с предоставлением всех необходимых документов, и принимая во внимание заявительный характер назначения оспариваемой ответчиками выплаты, суд приходит к выводу о том, что отказ Дата обезличена года государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» в предоставлении Казакова В.А. вышеуказанных мер социальной поддержки является незаконным и требования Казакова В.А. о назначении ему ЕДВ со Дата обезличена года, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Истец просил взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Поскольку требования истца удовлетворяются в полном объеме, суд считает, что в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, данные расходы подтверждены квитанцией об оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования удовлетворить.

Признать право Казакова В.А. на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилищно-коммунальные услуги.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Казакова В.А. со Дата обезличена года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Казакова В.А. с Дата обезличена года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, и на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), предусмотренную Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» в пользу Казакова В.А. судебные расходы в сумме 200 (двести ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.А.Мелешков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200