РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 г. Пос.Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Мелешкова А.А.,
при секретаре Марининой Н.И.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Афонина А.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
установил :
Афонин А.Д. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», и Департаменту социального развития Тульской области.
В свих требованиях истец просит:
- признать его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области № 83 от 15.02.2006 г ода «О введении единого месячного льготного проезда билета для отдельных жителей Тульской области» по выплате ежемесячного денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет;
- обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» Департамента социального развития Тульской области в соответствии с п. 8 «порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005г. № 201, назначить ему ежемесячную денежную выплату со дня обращения в этот орган, с Дата обезличена года;
- обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» Департамента социального развития Тульской области выдать ему справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета для проезда в общественном транспорте;
- взыскать с ответчика в его пользу уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей.
Требования обосновывает тем, что Дата обезличена года им подано заявление в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о назначении ему в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО ежемесячной денежной выплаты, так как является ветераном труда, выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета в общественном транспорте. В удовлетворении указанного обращения ему было отказано со ссылкой на то, что является ветераном груда, но не достиг возраста, дающего права на назначение пенсии по старости в соответствии с федеральным законом от 17.12.2001г.№ 173-ФЗ «О трудовых пенсий в Российской Федерации» и от 15.12.2001г. № 166-ФЗ « О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации». С таким решением не согласен, полагает, что имеет право на получение указанных мер социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и с Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
В судебном заседании истец Афонин А.Д. требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что Дата обезличена года он обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о назначении ему ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного проездного билета. Однако ему было отказано в предоставлении данных видов социальной поддержки со ссылкой на то, что он не достиг пенсионного возраста. Просит признать право на получение указанных мер социальной поддержки и обязать ответчика назначить ему ежемесячные денежные выплаты как ветерану труда со дня обращения.
Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление.
В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», ссылается на следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122 – ФЗ часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). Ответчик полагает, что в данном случае необходимо принять во внимание то, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что, по мнению ответчика, является существенным для рассмотрения заявленных требований. Субъективный состав и объем правоотношений остались прежними как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года. Ответчик полагает, что поскольку истец не является получателем пенсии ни по Закону « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни по закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правовых оснований для назначения мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты Афонину А.Д. не усматривается. Ответчик так же считает, что истец может реализовать свое право на получение справки для приобретения льготного проездного билета только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истец Афонин А.Д. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда.
Данный факт подтвержден удостоверением серии В Номер обезличен, выданным Дата обезличена года на имя Афонина А.Д. Одоевским отделом социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области л.д.12), которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, что ответчиками не оспаривается.
Как усматривается из заявления Афонина А.Д. л.д.9) и из ответа ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» от Дата обезличена года Номер обезличен л.д.8) истец в установленном порядке обратился Дата обезличена года в органы социальной защиты населения по месту своего жительства с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, приобретении льготного проездного билета, но в удовлетворении данных требований истцу было отказано.
Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3 и 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В ходе судебного разбирательства Афониным А.Д. доказан факт наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения Дата обезличена года, а поэтому его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с Дата обезличена года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 подлежат удовлетворению.
Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт того, что Афонин А.Д. не достигла возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанной льготы.
Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами, поскольку такого ограничения ст.7 указанного Закона Тульской области №493-ЗТО не предусмотрено.
Представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения по ...у» так же ссылается на Постановление администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области». Данным регламентом определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Указанный регламент противоречит ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО, который имеет большую юридическую силу, в связи с чем ссылка представителя ответчика на Постановление администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», не может быть принята судом во внимание.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что всё вышеизложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым.
Принимая во внимание, что истец, является ветераном труда, жителем пос.... и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных всех выше льгот, суд считает, что требование Афонина А.Д. о назначении ему с Дата обезличена г. ежемесячной денежной выплаты, подлежит удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...».
Разрешая возникший между сторонами спор о предоставлении Афонину А.Д. льгот на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд исходит из следующего.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, администрацией Тульской области за № 83 от15.02.2006 года было принято Постановление «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
В силу п.п. 20 п. 1 вышеназванного Постановления (в редакции Постановлений администрации Тульской области от 03.07.206 года № 311 и от 29.03.2008 года № 160) на территории Тульской области для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, введен единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов ( кроме такси).
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями, стоимость которого устанавливается пунктом 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года за № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Возрастных ограничений для предоставления ветерану труда мер социальной поддержки в виде права на приобретение единого месячного льготного проездного билета действующее законодательство не содержит.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца Афонина А.Д. в части признания за ним права на приобретение единого льготного проездного билета и о понуждения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...» выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета подлежат безусловному удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относит государственную пошлину.
Истец просит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, данные расходы истца подтверждены квитанцией от Дата обезличена года л.д. 4), поэтому сумма в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу Афонина А.Д.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать право Афонина А.Д. на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате, получении справки на льготный проездной билет.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Афонину А.Д. с Дата обезличена года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» выдать Афонину А.Д. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Взыскать с государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» в пользу Афонина А.Д. судебные расходы в сумме 200 (двести ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в течение 10 дней.
Судья