Решение от 30.11.2010г. о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 г. Пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мелешкова А.А.,

при секретаре Марининой Н.И.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Кузьминой Н.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Кузьмина Н.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению ... «Управление социальной защиты населения ...» и Департаменту социального развития ....

В свих требованиях истица просит

- признать ее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области № 83 от 15.02.2006г. «О введении единого месячного льготного проезда билета для отдельных жителей Тульской области», по выплате ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проезд, по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области;

-обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» Департамента социального развития Тульской области в соответствии с п. 8 «порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным Постановлением администрации Тульской области», утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, назначить ей ежемесячную денежную выплату со дня ее обращения в этот орган, то есть с Дата обезличена г.;

- обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» Департамента социального развития Тульской области выдать ей справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета для проезда в общественном транспорте;

- обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» Департамента социального развития Тульской области назначить ей ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, энергоснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления с Дата обезличенаг.;

- взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Требования обосновывает тем, что является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии «В» Номер обезличен. Дата обезличена года обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», с заявлением о назначении ей в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ежемесячных денежных выплат как ветерану труда. Письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ... ...» Номер обезличен от Дата обезличена года получила отказ в назначении ежемесячных денежных выплат. Полагает, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493- ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение указанных мер социальной поддержки.

В судебном заседании истица Кузьмина Н.С. требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель государственного учреждения ... «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление, считает, что Кузьмина Н.С. не имеет право на получение мер социальной поддержки, поскольку не достигла возраста 55 лет..

В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», ссылается на следующие обстоятельства.

Постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122 – ФЗ часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). Ответчик полагает, что в данном случае необходимо принять во внимание то, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что, по мнению ответчика, является существенным для рассмотрения заявленных требований. Субъективный состав и объем правоотношений остались прежними как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года. Ответчик полагает, что нельзя руководствоваться ст.7 без учета ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» поскольку правоотношения по предоставлению льгот, а затем и правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки являются длящимися правоотношениями, поэтому круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст.7 в совокупности со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст.22 Федерального закона «О ветеранах». Права на льготы по ст.22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004 года) у истца до января 2005 года не было. Ответчик так же считает, что истец может реализовать свое право на получение справки для приобретения льготного проездного билета только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истец Кузьмина Н.С. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда.

Данный факт подтвержден удостоверением серии В Номер обезличен, выданным Дата обезличена года на имя Кузьминой Н.С. государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» л.д.13), которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, что ответчиками не оспаривается.

Как усматривается из заявления Кузьминой Н.С. л.д.15) и из ответа ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» от Дата обезличена года Номер обезличен л.д.14) истица в установленном порядке обратился Дата обезличена года в органы социальной защиты населения по месту своего жительства с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение отопление, приобретении льготного проездного билета, но в удовлетворении данных требований истице было отказано.

Рассматривая требования Кузьминой Н.С. суд приходит к выводу о том, что они подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3 и 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

Как следует из положений ст.3 названного Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако в судебном заседании установлено, что Кузьмина Н.С., Дата обезличена года рождения не достигла возраста, дающего право на получение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не является пенсионером.

В связи с этим требования истицы о признании за ней права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 Закона Тульской области №493-ЗТО и о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, энергоснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, удовлетворению не подлежат.

Кроме этого Кузьмина Н.С. просит назначить ей указанную выплату с Дата обезличена г., однако, как установлено в судебном заседании удостоверение «Ветеран труда» она получила Дата обезличена года.

В силу п. 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области установлено, что денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Кузьмина Н.С. не имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО.

Разрешая возникший между сторонами спор о предоставлении Кузьминой Н.С. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, суд приходит к выводу о том, что отказ органа социальной защиты населения в предоставлении требуемых истцом мер социальной поддержки является необоснованным по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», п.п. 2 п. 2 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденному Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Согласно п. 8 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как было указано выше, в силу ст. 3 Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).

Указаний на то, что ограничение в виде достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, подлежит распространению и на иные меры социальной поддержки, в том числе и на получение ежемесячной денежной выплаты, в названном выше Законе не содержится, кроме случаев, установленных статьей 3 Закона.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что все вышеизложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым.

Принимая во внимание, что Кузьмина Н.С. является ветераном труда, жителем ... Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении меры социальной защиты в виде ежемесячной денежной выплаты, суд считает, что требования истицы о назначении ей с Дата обезличена г. ежемесячной денежной выплаты, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...».

Разрешая возникший между сторонами спор о предоставлении Кузьминой Н.С. льгот на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд исходит из следующего.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, администрацией Тульской области за № 83 от15.02.2006 года было принято Постановление «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

В силу п.п. 20 п. 1 вышеназванного Постановления (в редакции Постановлений администрации Тульской области от 03.07.206 года № 311 и от 29.03.2008 года № 160) на территории Тульской области для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, введен единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов ( кроме такси).

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями, стоимость которого устанавливается пунктом 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года за № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Возрастных ограничений для предоставления ветерану труда мер социальной поддержки в виде права на приобретение единого месячного льготного проездного билета действующее законодательство не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Кузьминой Н.С. в части признания за ней права на приобретение единого льготного проездного билета и о понуждения ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...» выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета подлежат безусловному удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ относит государственную пошлину к судебным расходам.

Из квитанций от Дата обезличена года и Дата обезличена года следует, что истица оплатила государственную пошлину в размере 400 рублей л.д.4-7).

Из требований вытекает, что просит взыскать в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Исходя из того, что требования истца удовлетворяются частично и учитывая то, что суд не может выйти за рамки предъявленных требований, в пользу Кузьминой Н.С. с ответчика – государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», подлежит взысканию 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать право Кузьминой Н.С., как ветерана труда, на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и получении справки на льготный проездной билет.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Кузьминой Н.С. с Дата обезличена года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» выдать Кузьминой Н.С. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

В требовании о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, энергоснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, отказать.

Взыскать с государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» в пользу Кузьминой Н.С. судебные расходы в сумме 200 (двести ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.А.Мелешков