РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010 года. п. Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Таранец С.В.,
при секретаре Першиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цуканова М.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета,
установил:
Цуканов М.М. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
В судебном заседании Цуканов М.М. уточнил свои исковые требования, отказавшись от иска в части признания права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки.
Отказ Цуканов М.М. от иска в части принят судом, поскольку он не противоречит закону и не нарушает чьих – либо законных прав и интересов.
Исковые требования в части признании права на меры социальной поддержки в виде в виде выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета Цуканов М.М. поддержал.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является Ветераном труда, с Дата обезличена года имеет удостоверение «Ветеран труда».
По мнению истца, он как ветеран труда в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение единого льготного проездного билета.
Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался Дата обезличена года, ему было отказано.
В силу изложенного истец просит удовлетворить его требования, признав право на получение справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обязав ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» выдать ему справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
Представитель ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. с исковыми требованиями не согласна, пояснив суду, что право на приобретение льготного проездного билета у Цуканова М.М. может быть реализовано при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Представитель третьего лица - Департамента социального развития ..., своевременно извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил, причины неявки суду не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истца Цуканов М.М., представителя ответчика Ларионову Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Цуканов М.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться. Обоснованными суд считает и требования Цуканова М.М. о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года № 311, от 29.03.2008 года № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый Администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что он с Дата обезличена года является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на льготного проездного билета, в чем ему было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копией его удостоверения серии В Номер обезличен от Дата обезличена года «Ветеран труда», что не оспаривается ответчиком.
Как следует из материалов дела, Цуканов М.М. в установленном порядке Дата обезличена года обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением по вопросу выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, которое в этот день было принято ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...», но в удовлетворении данного требования истцу было отказано со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является - недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законом Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета, суд считает, что требования Цуканов М.М. о выдачи справки установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Цуканова М.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, удовлетворить.
Признать за Цукановым М.М. как ветераном труда право на предоставление мер социальной поддержки в виде выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» выдать Цуканову М.М. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Одоевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Таранец С.В.