Решение от 30.11.2010г. о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 г. Пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мелешкова А.А.,

при секретаре Марининой Н.И.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Ионовой Н.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Ионова Н.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» и Департаменту социального развития Тульской области.

В свих требованиях истица просит обязать ответчика назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату согласно ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с момента обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», а так же просила взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Требования обосновывает тем, что является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии «В» Номер обезличен, которое выдано ... отделом социальной защиты населения Дата обезличена года. Дата обезличена года обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», с заявлением о назначении ей в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячных денежных выплат как ветерану труда. Письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ... от Дата обезличена года Номер обезличен она получила отказ в назначении ежемесячных денежных выплат. Полагает, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493- ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение указанных мер социальной поддержки.

В судебном заседании истица Ионова Н.С. от своих требований о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины отказалась. Данный отказ принят судом и производство по гражданскому делу в части взыскания судебных расходов прекращено. В остальной части требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление.

В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», ссылается на следующие обстоятельства.

Постановлением администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122 – ФЗ часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). Ответчик полагает, что в данном случае необходимо принять во внимание то, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Субъективный состав и объем правоотношений остались прежними как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года. Ответчик полагает, что поскольку истец не является получателем пенсии и не достигла возраста 55 лет, правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты Ионовой Н.С. не усматривается.

Представитель третьего лица - Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истица Ионова Н.С. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда.

Данный факт подтвержден удостоверением серии В Номер обезличен, выданным Дата обезличена года на имя Ионовой Н.С. комитетом социальной защиты населения администрации ... ... л.д.7).

Как усматривается из заявления Ионовой Н.С. л.д.10) и из ответа ГУ ... «Управление социальной защиты населения ...» от Дата обезличена года Номер обезличен л.д.9) истица в установленном порядке обратилась Дата обезличена года в органы социальной защиты населения по месту своего жительства с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», но в удовлетворении данных требований истице было отказано.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3 и 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства Ионовой Н.С. доказан факт наличия у нее, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения Дата обезличена года, а поэтому ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с Дата обезличена года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 подлежат удовлетворению.

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт того, что Ионова Н.С. не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанной льготы.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения ...» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами, поскольку такого ограничения ст.7 указанного Закона Тульской области №493-ЗТО не предусмотрено.

Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения по ...у» так же ссылается на Постановление администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области». Указанным регламентом определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Указанный регламент противоречит ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО, который имеет большую юридическую силу, в связи с чем ссылка представителя ответчика на Постановление администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», не может быть принята судом во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать право Ионовой Н.С., как ветерана труда, на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Ионовой Н.С. с Дата обезличена года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.А.Мелешков