РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года пос.Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Таранец С.В.,
при секретаре Кошкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астахова Ю.И. к Государственному учреждению ... «Управление социальной защиты населения ...» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, о признании права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, обязании предоставить указанные меры социальной поддержки,
установил:
Астахов Ю.И. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...» об оспаривании действий по отказу в предъявлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований Астахов Ю.И. указал на то, что он проходит службу в органах внутренних дел ОВД по ... с Дата обезличена года по настоящее время. С Дата обезличена года он является ветераном труда и ему выдано удостоверение «Ветеран труда».
Истец полагает, что в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009г. №1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010г.) и постановлением Администрации Тульской области № 83 от 15 февраля 2006 года « О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение ежемесячных денежных выплат, справки для реализации права на приобретение единого льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение, за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение).
Однако в этом ему было отказано, что, по его мнению, является необоснованным, незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
В связи с этим истец просит суд признать его право на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда.
В судебном заседании истец Астахов Ю.И. и его представитель Алампиев В.А. поддержали свои исковые требования. Истец Астахов Ю.И. не настаивал на требованиях в части взыскания с ответчика расходов по оплате помощи представителя и расходов по оплате государственной пошлины, решение вопроса оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований истца, просила отказать в их удовлетворении, пояснив суду, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет.
Суд, выслушав объяснения истца Астахова Ю.И., его представителя Алампиева В.А., представителя ответчика по доверенности Ларионовой Н.В., исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истцом заявлены требования о признании за ним права на получение таких мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493 - ЗТО от 28 декабря 2004 года: ежемесячную денежную выплату, льготы по оплате коммунальных услуг, а также справку на единый льготный проездной билет, и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...» предоставить ему указанные меры социальной поддержки с 1 ноября 2010 года.
В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная
защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить
федеральному законодательству.
Согласно ст. 10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу ст. 3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности является предоставление льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг.
Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда, следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данную меру социальной поддержки - достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено судом, Астахов Ю.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии В Номер обезличен от Дата обезличена года, имеет право на получение пенсии по выслуге лет за службу в органах внутренних дел.
Астахов Ю.И., настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, сослался на то, что с Дата обезличена года является ветераном труда. Проходит службу в органах внутренних дел с Дата обезличена года по настоящее время, выслуга лет по состоянию на Дата обезличена года составляет 25 лет 7 месяцев 15 дней, поэтому имеет право на получение пенсии по выслуге лет. В связи с этим ему должны быть к предоставлены меры социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Дата обезличена года истец обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» с заявлением о реализации его прав по мерам социальной поддержки, на что письмом Номер обезличен от Дата обезличена г. в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано по тем основаниям, что последний не достиг пенсионного возраста по старости.
В судебном заседании представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности Ларионова Н.В. пояснила, что предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» возможно только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть для мужчин это 60 лет, в связи с чем Астахову Ю.И. в настоящее время указанные меры социальной поддержки предоставлены быть не могут, поскольку он не достиг возраста 60лет.
С данным довод суд считает неправомерным исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3 и 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
Как следует из ст.3 Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.
По делу установлено, что истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Право на получение указанной пенсии у него возникло в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Положения ст.3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения ветераном труда возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет, предусматривая право на получение мер социальной поддержки для ветеранов труда, достигших возраста, дающего право на назначение пенсии и в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Кроме того, как Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», так и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для мужчин – 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различным категориям граждан; возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги.
Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел..» пенсия, назначенная за выслугу лет, относится к государственным пенсиям в РФ и дает право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, следовательно, Астахов Ю.И. имеет право, как ветеран труда, на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В целях исполнения Закона Тульской области от 28.10.2004 года № 493-ЗТО Администрацией Тульской области принято Постановление № 30 от 15.01.2010 г., которым утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области».
Пунктом 4 вышеуказанного Положения установлено, что денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения, по месту регистрации граждан.
В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения ...», на которое и должны быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.
Довод ответчика о том, что истец не имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, ввиду не достижения им возраста 60 лет, дающего право на получение пенсии по старости, поскольку истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О государственном обеспечении лиц в РФ» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу органах внутренних дел...», суд находит не состоятельным, поскольку Законы не содержат каких-либо ограничений в отношении возраста при назначении пенсии за выслугу лет.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Астахова Ю.И. о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и оплате жилья подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования истца о признании за ним права на получение мер
социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и получении
справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета
как ветерану, суд приходит к следующему. I
В силу положений ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1995 года №5- ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а так граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 в ред. Федерального закона от 08 августа 2001 года № 124-ФЗ).
Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Согласно ст. 7 указанного Закона Тульской области ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 введен на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования, пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе, для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Истец Астахов Ю.И. является ветераном труда на основании удостоверения серии В Номер обезличен от Дата обезличена года, выданного Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения ...», и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», следовательно, Астахов Ю.И. относится к категории ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Полагая, что указанные обстоятельства дают ему право на получение мер социальной поддержки в соответствии с названными выше законами, Дата обезличена года истец обратился в ГУ ТО Управление социальной защиты населения ...» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной выплаты и получении справки на льготный проездной билет.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Астахова Ю.И. подлежащими удовлетворению и ему должны быть предоставлены такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата и единый льготный проездной билет.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Астахова Ю.И. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Астахову Ю.И. в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Признать за Астаховым Ю.И. как ветераном труда право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» назначить Астахову Ю.И. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с Дата обезличена года.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» выдать Астахову Ю.И. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006г. №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения ...» предоставить Астахову Ю.И., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий