РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года пос. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Валицкой Л.В.,
при секретаре Чурочкиной О.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Сутулина С.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязывании предоставления статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения,
установил:
Сутулин С.А. обратился в суд с заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязывании предоставления статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения. В обоснование своих требований указал, что в 2007 году, работая водителем 1 класса в А. районном потребительском обществе по постановлению Совета Центросоюза РФ №93-Сп от 28.05.2005 г. «О награждении работников потребительской кооперации в связи с 86-м Международным Днем кооперации» был награжден значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» с выдачей удостоверения, что служит основанием для выдачи ему удостоверения «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Дата обезличена он обратился с заявлением и приложением соответствующих документов в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения А. района» о присвоении звания «Ветеран труда», но письмом №Номер обезличен от Дата обезличена руководитель учреждения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» Фандеева Л.А. уведомила его о том, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и не являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Сутулин С.А. полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ, Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 N 797-ЗТО, в соответствии со ст. 1 которого условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Сутулин С.А. считает, что ответчик неправомерно исказил суть закона «О ветеранах», что необоснованно ущемляет и дискриминирует его законные интересы, поскольку действующее законодательство не содержит определения понятия «ведомство» или «ведомственный знак отличия в труде». Ссылаясь на ст.1,31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» истец считает, что Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающим контрольными и распорядительными функциями, решения которого имеют обязательный характер, т.е. потребительская кооперация является организованной на уровне РФ системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов, а вышестоящим органом является Центросоюз РФ. Эти признаки. По мнению истца, характеризуют его как ведомство, что подтверждает классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93 (ОКОГУ), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г., в котором в разделе 1 «Органы государственной власти и местного самоуправления, объединения предприятий и организаций» под кодом 41058 значится Центральный союз потребительских обществ РФ. Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом о «Ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. Произошедшее изменение практики применения п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограниченного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение, по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в нынешнее время. Ссылаясь на ст.2,18 Конституции РФ, Федеральный закон от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закон Тульской области от 28.01.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» истец просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить статус «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Истец Сутулин С.А., будучи надлежаще и заблаговременно извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явился, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие из-за срочной командировки в г. Москву, исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района», будучи надлежаще и своевременно извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в зал судебного разбирательства своего представителя не направил, в своем возражении на исковое заявление просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования не признал, просил в иске отказать, ссылаясь на то, что нагрудный знак «За доблестный труд в потребительской кооперации России», которым награжден Сутулин С.А., не является ведомственным знаком отличия, так как законных оснований для определения понятия «ведомство» и «ведомственный знак отличия» нет. По мнению ответчика, ранее действующие требования, предусматривавшие, что предъявляемые к рассмотрению ведомственные знаки отличия в труде, выдаваемые руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ или уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность, отменены Законом Тульской области от 7.10.2008 г. №1093-ЗТО «О внесении изменения в ст.2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» конкретный перечень знаков отличия в труде, как и во многих субъектах РФ, не утверждался. Данное законом «О потребительской кооперации» понятие о потребительской кооперации, Центральном союзе потребительских обществ, а также указание на отсутствие права вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов у государственных органов местного самоуправления, является прямым подтверждением того, что Центральный союз потребительских обществ в России не наделен функциями органа государственного управления, а, следовательно, правовых оснований для отнесения его наград к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не имеется.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Выслушав объяснения Сутулина С.А., исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (в ред. Федерального закона от 19.12.2005г. №163-ФЗ).
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты данной категории граждан, в том числе ветеранов труда, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Звание «Ветеран труда» является федеральным званием. Единый образец удостоверения «Ветеран труда» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» в связи, с чем принят Закон Тульской о «Ветеран труда».
На основании Закона области в качестве документов к (орденам, медалям, присвоенным почетным званиям СССР или Российской Федерации, ведомственным знакам отличия в труде), дающим право для присвоения звания “Ветеран труда”, принимаются подтверждающие награждение документы, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации, либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность претендента на установление указанного звания.
Сутулин С.А. на основании Постановления Совета Центросоюза РФ №Номер обезличен от Дата обезличена. «О награждении работников потребительской кооперации в связи с 86-м Международным Днем кооперации» награжден значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» с выдачей удостоверения.
ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой, так как исходит не от органа государственного управления СССР, Российской Федерации.
Принимая во внимание, что федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ (Тульская область) не содержит легального определения понятия «ведомственный знак отличия в труде», такого определения до настоящего времени не выработала практика Конституционного судопроизводства, практика судов общей юрисдикции, поэтому применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивает сторона ответчика, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказание мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции. Исходя из положений ст. ст. 1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ может рассматриваться как центральное учреждение по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающее контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).
Суд учитывает также, что до июня 2008 года Министерством труда РФ - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организация (письма Минтруда РФ от 12.02.1996 года №258-ВЛ, от 07.10.1999 года №5635-КС). Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе по основанию награждения значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации». Изменение практики применения положений п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограниченного толкования, как это произошло в случае с Сутулиным С.А., ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время.
В постановлении от 03.06.2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению суда, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от 24 мая 2001 года №8-П, определение от 04 апреля 2006 года №89-О, определение от 08 февраля 2007 года №321-О-П).
Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Сутулину С.А. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198,199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Сутулина С.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Сутулину С.А. звание «Ветеран труда» с Дата обезличена.
Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд.
Судья