РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года п. Арсеньево Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Валицкой Л.В.,
при секретаре Астаховой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бариновой Е.Г. к администрации муниципального образования Арсеньевский район, финансовому управлению администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, департаменту социального развития администрации Тульской области и третьим лицам департаменту Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике и департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о признании действий незаконными и выплате компенсации за неполучение субсидии на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы»,
установил:
истица Баринова Е.Г. обратилась в Одоевский районный суд к администрации муниципального образования Арсеньевский район и третьим лицам департаменту Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике и департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о признании действий незаконными и выдаче свидетельства на приобретение жилья. Свои требования мотивировала тем, что она состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий с 29.10.1993 г. Ею было принято решение об участии в федеральной программе «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем ответчику в апреле 2008 годы были представлены все предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. за №285, документы. Однако, проволокитив рассмотрение ее заявления свыше 10 месяцев, тогда как срок рассмотрения установлен в 10 дней, администрация муниципального образования Арсеньевский район 12 января 2009 г. уведомила о признании ее семьи участницей указанной Программы. В мае 2010 г. ей позвонили из комитета по строительству администрации муниципального образования Арсеньевский район и сообщили, что для получения свидетельства в 2010 г. ей необходимо повторно собрать документы, указанные в п.15Правил, что ею было незамедлительно выполнено.16 июля 2010 г. ей было сообщено ответчиком, что ее семья не может быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты, так как ее возраст превышает 35 лет. Она обратилась с жалобой в прокуратуру Арсеньевского района и ей было сообщено, что в нарушение п.22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ее семья была включена в списки под №2, а под номером № 1 была включена семья Курбановых, вставшая на учет на улучшение жилищных условий в 2008 г. и получившая выделенную на Арсеньевский район субсидию. В результате нарушения должностными лицами порядка формирования списка участников указанной программы она в 2009 г. не получила социальную выплату субсидию. Поэтому истица, ссылаясь на ст.12 ГПК РФ просит признать действия ответчика незаконными и обязать выдать ее семье свидетельство на приобретение в 2010-2011 году сумму, исходя из рыночной стоимости 1 кв. м на день выдачи свидетельства, а также выплатить судебные расходы.
1 февраля 2011 г. по инициативе суда в качестве ответчиков были привлечены департамент социального развития администрации Тульской области финансовое управление администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области.
В судебном заседании истица Баринова Е.Г. уточнила предмет иска, просит признать действия администрации муниципального образования Арсеньевский район в отношении ее семьи незаконными и обязать выдать ее семье денежную компенсацию, эквивалентную субсидии на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы», исходя из нормативной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию Арсеньевский район, взыскать с администрации судебные расходы в виде оплаты госпошлины и за составление искового заявления. Изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердила.
Представители ответчика администрации муниципального образования Арсеньевский район по доверенности Баранов А.В., Шибалов О.В., Окишева О.В. исковые требования признали частично и пояснили, что действительно истица состоит в очередности на улучшение жилищных условий с 1993 г., а семья К. – с 2007 г. Однако семья К. подала заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы» раньше Бариновой Е.Г. Сначала К. было отказано, так как по каким-то критериям (исходя из представленных документов) она не подходила, К. пожаловалась в прокуратуру Арсеньевского района и под давлением этого органа ее семья была признана участницей этой программы, при этом ею были дособраны необходимые документы. Нового заявления на участие в 2009 г. К. не писала. Арсеньевский район в установленные положениями сроки подал список участников программы в 2009 г. из трех семей, где семья Бариновой Е.Г. стояла под №2. Местный бюджет предусмотрел финансирование по этой программе всех трех семей, однако государственные органы не выполнили свои обязательства, приняв список из трех участников, выделили субсидию только на 1 семью. Таким образом, Баринова Е.Г. не смогла в 2009 г. получить субсидию. А в 2010 г. в связи с тем, что она по возрасту не подходила, она была исключена из участников программы. Представители ответчика признают, что ответчик неправильно указал Баринову в списке под №2, тогда как следовало под №1, но считают, что поскольку в 2009 г. она была поставлена в список участников, то на нее должна была быть выделена субсидия. Просят признать Баринову Е.Г. в порядке исключения участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области», при этом местный бюджет свою долю (5%) субсидии готов ей выделить.
Представитель финансового управления администрации муниципального образования Арсеньевский район Коновалов С.С. исковые требования не признал и пояснил, что ежегодно деньги, выделенные на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы» не выбираются, люди отказываются от получения субсидии, таким образом, по его мнению, возможно признать Баринову Е.Г. участницей и выделить субсидию. Однако полностью выплатить денежную сумму в виде ущерба местная казна не в состоянии, ибо потратить невостребованные по Программе денежные суммы не могут, т.к. они имеют целевой характер, а бюджет муниципального образования района является дотационным.
Ответчик департамент социального развития Тульской области своего представителя в зал судебного заседания не направил, в своем отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя и по существу иска сообщил, что в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 20.11.2006 г. №579 «Об утверждении положения о департаменте социального развития Тульской области» департамент социального развития Тульской области осуществляет функции по предоставлению субсидий на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лицах; гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам; гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенным территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев; гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 2008 г. истицей было подано заявление в органы местного самоуправления о включении ее семьи в состав участников областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы». В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 19.10.2006 г. №523 «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Тульской области списков молодых семей – участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы» органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку предоставленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в Программе в планируемом году и представляют их в департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике, который на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета области и местных бюджетов на соответствующий год, формирует сводный список молодых семей –участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. На основании этого сводного списка департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы и представляет ее государственному заказчику Подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком Подпрограммы. После доведения государственным заказчиком Подпрограммы до администрации Тульской области предварительных контрольных цифр, выделенных Тульской области для софинансирования Программы, департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике формирует список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и распределения субсидий между муниципальными образованиями, отобранными для реализации Программы. Поэтому департамент социального развития Тульской области не является по настоящему делу надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике Тульской области в зал судебного заседания не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен заблаговременно и надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в судебном заседании от 1.02.2011 г. представитель по доверенности Унжакова А.Г. исковые требования Бариновой Е.Г. признала и пояснила, что государственным заказчиком Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы» является Министерство регионального развития РФ. Оно в рамках выделенных средств проводит конкурс и доводит контрольные цифры выделения из федерального бюджета государственных средств для реализации указанной государственной Программы субъектам РФ. В свою очередь субъект рассматривает по муниципальным образованиям и выделяет с учетом средств из регионального бюджета конкретные суммы муниципальному образованию. Администрация муниципального образования в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, обязана представить списки. Первичные документы молодых семей, состоящих в списке участников программы, по каждому муниципальному образованию департамент по спорту, туризму и молодежной политике Тульской области не проверяет, ему эти документы не представляются, а только список. При департаменте строительства Тульской области создана комиссия по отбору муниципальных образований для участия в областной программе. Там определяются критерии для отбора, на 2009 г. Арсеньевский район подошел по этим критериям. Фактически субсидия представляет собой слагаемое из сумм трех бюджетов: местного(5%), регионально (20-25%) и федерального – 10%. После чего пропорционально по районам выделяются суммы. Затем формируется список претендентов. Поскольку семья Курбановых стояла в списке, представленном ответчиком по настоящему делу, под №1, то эта семья получила субсидию. Никакой «корректировки» финансирования Программы в 2009 г. не было, однако в бюджет Тульской области на 2009 г. на финансирование этой программы с учетом экономического кризиса уже была заложена меньшая сумма, чем в 2008 г. Семья Бариновой Е.Г. в 2009 г. не получила субсидию по вине администрации муниципального образования Арсеньевский район, составившего список на 2009 г. с нарушением п. 22 Правил, а в 2010 г. Баринова Е.Г. уже по возрасту не могла являться участницей этой программы. Поэтому представитель 3 лица просил признать действия ответчика администрации муниципального образования Арсеньевский район незаконными и взыскать с казны муниципального образования денежную сумму, исходя из стоимости 1 кв. м жилья в Арсеньевском районе в 2011 г. Считает, что со стороны третьих лиц не было допущено нарушений порядка формирования, поэтому истица может взыскать убытки, но не претендовать на социальную выплату в текущем году, ибо она уже по возрасту не является участницей Программы, т.е. убытки должны компенсироваться только из местного бюджета.
В своих письменных пояснениях 3 лицо - департамент Тульской области по
спорту, туризму и молодежной политике Тульской области от 2.02.2011 г. за №36-01-22/130 пояснил, что в дополнение к своему ответу на обращение Бариновой Е.Г. сообщает, что в соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", абз.14,15 раздела 8 долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 - 2012 годы" утвержденной постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 г. №290, органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку предоставленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей и представляют их в департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике Тульской области. В соответствии с п. 9 указанного постановления списки представляются в табличном виде без предоставления первичных документов, т.е. определение очередности в списке устанавливается органом местного самоуправления. Изменение порядка очередности департаментом нормативно-правовыми актами Тульской области не предусмотрено. В представленном муниципальным образованием Арсеньевский район списке молодая семья Бариновой Е.Г. значилась под №2. В соответствии с п.23 Правил, абз.15 раздела 8 Программы на основании представленных муниципальными образованиями Тульской области списками департаментом был сформирован и приказом за №26 от 24.04.2009 г. утвержден сводный список молодых семей-участников программы по Тульской области, где семья Бариновой Е.Г. числится под №2 по Арсеньевскому району. В соответствии с п. 25 Правил государственный заказчик подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в установленные государственным заказчиком подпрограммы сроки до органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является Министерство регионального развития РФ. 18.06.2009 г. на его сайте был размещен приказ за №227 от 18.06.2009 г. «О распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы в 2009 году». На основании этого приказа комиссией департамента строительства Тульской области по отбору муниципальных образований для участия в реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы" и распределению субсидий в 2009 г. 23 июня 2009 г. было принято решение о распределении субсидий из федерального бюджета и бюджета Тульской области между муниципальными образованиями в 2009 году, в соответствии с которым муниципальному образованию Арсеньевский район было предусмотрено 442,8 тыс. руб., из них 387,45 тыс. руб. за счет средств бюджета Тульской области и 55,37 тыс. руб. за счет средств местного бюджета. На основании п.25 Правил и абз.17,55 раздела 8 Программы, с учетом п/п «а» п. 6 Правил департаментом был сформирован список молодых семей-претендентов на основании сводного списка молодых семей-участников и Протокола и утвержден приказом от 23.06.2010 №36-01-06/31. В список претендентов по муниципальному образованию Арсеньевский район вошла 1 семья, семья Бариновой Е.Г. под №2 в данный список не попала.
В связи с тем, что департаментом не был нарушен порядок формирования сводного списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2009 г. по Тульской области, в случае вынесения положительного решения по иску Бариновой Е.Г. 3 лицо просит не выносить решения в отношении департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике. В соответствии с п.10-12 Правил расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного п.11 Правил для семей различной численности и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по МО на дату выдачи свидетельства.
3 лицо департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области своего представителя в зал судебного заседания не направил, в своем отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, в связи со служебной необходимостью.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнения явившихся в суд участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц и ответчика –департамента социального развития Тульской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1, 2 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила). Пунктом 5 этих Правил определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы: 1) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет; 2) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; 3) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.17,21 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных молодыми семьями документах и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. Затем орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из п.22 Правил усматривается, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. При этом формирование списков осуществляется в хронологической последовательности, т.е. в которой каждая из нуждающихся в получении субсидии молодая семья была поставлена на жилищный учет по форме согласно приложению, установленному органом исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно п.26 распределение субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.
Согласно постановлению главы администрации п. Арсеньево от 29.10.1993 г. за №93-а Пузакова Е.Г. (добрачная фамилия Бариновой согласно справке о заключении брака №122 от 8.10.2010 г.) поставлена на общую очередь на улучшение жилищных условий.
Из постановления главы администрации муниципального образования Бобровское Арсеньевского района Тульской области за №9 от 10.05.2007 г. видно, что К.. поставлена в общую очередь на улучшение жилищных условий.
В своем заявлении от 2.04.2008 г. в адрес глав администрации МО Арсеньевский район Баринова Е.Г. выразила желание на участие в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы", состав семьи 3 человека с приложением требуемых документов. Это обстоятельство также подтверждается осмотром сведений, содержащихся в журнале регистрации заявлений о постановке молодой семьи на учет в качестве участника Областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы", где заявление Бариновой Е.Г. зарегистрировано под №10.
Справка администрации муниципального образования рабочий поселок Арсеньево Арсеньевского района за №4784-с от 8.10.2010 г., ксерокопия паспорта Бариновой Е.Г. за №70 01 178500, копии свидетельства о рождении детей сына Ивана,25.05.2006 г. рождения, и дочери Анастасии, 16.05.1994 г. рождения, подтверждают численный состав семьи Бариновой Е.Г. и право этой семьи на участие в областной целевой программе в 2009 г.
Постановлением главы администрации муниципального образования Арсеньевский район за №2 от 12.01.2009 г. признаны участниками муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Арсеньевский район" молодые семьи а) К.; б) Бариновой Е.Г.; в) У..
Письмом за №11 от 12.01.2008 г.(год указан ошибочно 2008, фактически 2009 г.)администрация муниципального образования Арсеньевский район сообщила, что семья Бариновой признана участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы" (без указания № очередности и постановления главы администрации муниципального образования Арсеньевский район), а за №12 от этой же даты уведомляется семья К.
Письмом от 27 февраля 2008 г. за №318 администрация муниципального образования Арсеньевский район сообщает К. в соответствии с указанными выше требованиями Правил, что ее семья не признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2008 г. из-за некредитоспособности и регистрации одного из членов семьи по другому адресу.
Письмом №03-1263 от 16.07.2010 г. зам. главы администрации муниципального образования Арсеньевский район сообщила Бариновой Е.Г., что в связи с превышением возраста 35 лет она не может быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы"
Приказом №36-01-06/26 от 24 апреля 2009 г. по департаменту Тульской области по молодежной политике утвержден сводный список молодых семей-участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы", изъявивших желание получить субсидию в 2009 г., согласно которому семья К.. числится под №19, а семья Бариновой Е.Г.- под №20.
Приказом №36-01-06/31 от 23 июня 2009 г. по департаменту Тульской области по молодежной политике утвержден сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2009 г., согласно приложению к нему по Арсеньевскому району под №115 указана семья К.. с суммой субсидии 442800 руб.
В своих ответах на обращения Бариновой Е.Г. руководители департамента Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике от 12.08.2010 г. и департамента строительства и коммунального хозяйства Тульской области от 7.09.2010 г. сообщают, что формирование списков молодых семей для участия в программе относится к компетенции органов местного самоуправления, участвующих в реализации Программы. В соответствии с Правилами в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 г.
При осмотре личного дела К. установлено, что представленные ею справки, подтверждающие ее кредитоспособность, датированы 22 сентября 2008 г., т.е. после представления Бариновой Е.Г. заявления с документами(2 апреля 2008г.).
Таким образом, по делу достоверно установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования Арсеньевский район при формировании списка участников Программы, а затем и представлении списка участников государственному органу субъекта РФ были нарушены требования Правил, т.е. очередность постановки участников не отвечает требованиям п.22 Правил, а у государственного органа Тульской области не имелось предусмотренных п.26 Правил оснований для внесения изменений в список, поэтому требования истицы о признании действий администрации муниципального образования Арсеньевский район незаконными подлежат удовлетворению.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
В результате незаконный действий администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области Баринова Е.Г. в настоящее время лишена возможности получения социальной выплаты в размере 442800 руб.
Статья 1082 ГК РФ предусматривает два способа возмещения материального вреда: 1) возмещение в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.); 2) возмещение причиненных убытков.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам и Подпрограмме, устанавливающего иные условия, при которых семья Бариновой Е.Г. в настоящее время вправе стать участником Подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется, т.е. возражения ответчиков не основаны на действующем законодательстве.
В соответствии с п. 2 ст. 393 ГК РФ).
Согласно ст.1071 ГК РФ, п. 12 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8, предусматривающему порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, ответчиком в такой категории споров должна признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа, т.е. от имени казны выступает ряд финансовых органов, к которым и должны предъявляться требования о возмещении вреда.
В соответствии с п.9,10,11,13 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее: 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Начиная с 2009 г. стоимость 1 кв. м жилья в муниципальном образовании Арсеньевский район для расчета размера субсидии согласно постановлениям главы администрации муниципального образования Арсеньевский район за №64 от 5.02.2009 г., №295 от 7.04.2010 г. и №379 от 5.05.2010 г. составляет 20500 руб.
Таким образом, размер ущерба Бариновой Е.Г. в результате незаконных действий органа местного самоуправления составил 20500х (18 кв.м х3 чел)х40%=442800 руб.
В соответствии со ст. 98,103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу Бариновой Е.Г. судебные расходы в виде оплаченной госпошлины при предъявлении иска в размере 400 руб. и 2000 руб., оплаченные ею согласно договору об оказании услуг и акту о получении денег за составление искового заявления, а в доход государства госпошлина в сумме 27080 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.15, 1064, 1069 ГК РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.98,103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бариновой Е.Г. удовлетворить.
признать действия администрации муниципального образования Арсеньевский район, выразившиеся в указании при формировании Списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы» на 2009 г. молодой семьи Бариновой Е.Г., состоящей на учете на улучшение жилищных условий с 29.10.1993 г. под №2 и представлении в таком виде Списка в департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике с неправильным указанием очередности молодой семьи Бариновой Е.Г., незаконными.
Взыскать с муниципального образования Арсеньевский район Тульской области в лице финансового управления администрации муниципального образования Арсеньевский район, расположенного по адресу: ... д.Номер обезличен, - в пользу Бариновой Е.Г., Дата обезличена года рождения, уроженки п. А. Т. области, зарегистрированной по адресу: ... д.Номер обезличен кв.Номер обезличен, - денежную сумму, эквивалентную размеру неполученной субсидии 442800 руб.(четыреста сорок две тысячи восемьсот руб.).
Взыскать с муниципального образования Арсеньевский район Тульской области в лице финансового управления администрации муниципального образования Арсеньевский район, расположенного по адресу: ... д.Номер обезличен, - в пользу Бариновой Е.Г., Дата обезличена года рождения, уроженки п. А. Т. области, зарегистрированной по адресу: ... д.Номер обезличен кв.Номер обезличен, - судебные расходы в сумме 2400 рублей (две тысячи четыреста рублей 00 коп.).
Взыскать с муниципального образования Арсеньевский район Тульской области в лице финансового управления администрации муниципального образования Арсеньевский район, расположенного по адресу: ... д.Номер обезличен, - в доход государства госпошлину в размере 27080 (двадцать семь тысяч восемьдесят рублей).
В удовлетворении исковых требований Бариновой Е.Г. к Департаменту социального развития отказать за необоснованностью
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011 года.
Судья Л. В. Валицкая