Решение от 01 марта 2011 года



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2011 года. п. Дубна

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

судьи Таранец С.В.,

при секретаре Кострюковой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцышеной С.В. к ОПФР РФ (гу) в <адрес> о признании права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста,

установил:

Яцышена С.В. обратилась в суд к ответчику с иском о признании права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста как медицинскому работнику, ссылаясь на то, что, имея стаж медицинской деятельности свыше 25 лет, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ответчик отказал ей в назначении данной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в ее специальный стаж не был включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считая данный отказ неправомерным, просит суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную пенсию с момента обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования.

Представители ответчика – по доверенностям ст. специалист – юрист (юрисконсульт) Овчинников С.А. и руководитель группы НПВП и ОППЗЛ Юдина И.Н. иск не признали, пояснив суду, что Яцышеной С.В. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, поскольку у нее на момент обращения не имелось требуемого для назначения трудовой пенсии 25–летнего специального стажа, как это требует закон. Правительство РФ постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило порядок назначения пенсий лицам, осуществляющим медицинскую деятельность и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 РФ. В соответствии с п.2 вышеуказанных Правил при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, в части не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, которые не предусматривают возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода отпуска по уходу за ребенком.

До ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента вступления в силу Закона от 25.09.1992 года № 3543 -1 «О введении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», период ухода за ребенком в возрасте до полутора лет включался в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. На основании указанных норм права Отделом был принят в зачет специального стажа период отпуска по уходу за первым ребенком, а также период отпуска по уходу за вторым ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В Правилах, регулирующих пенсионные правоотношения медицинских работников, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, отсутствует норма о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, а также данная норма отсутствует в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, регулирующих общие вопросы исчисления периодов деятельности отдельных категорий работников, которым предоставляется право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав объяснения сторон, представителя истца по доверенности Сотник О.Н., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным Законом № 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в действие с 1 января 2002 года, предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального Закона № 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп.20 п.1 ст. 27 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Порядок назначения пенсий лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определен постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истица Яцышена С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На момент обращения с заявлением в ОПФР РФ (гу) в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ее страховой стаж лечебной работы составлял 26 лет 1 месяц 22 дня, из которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала медсестрой в терапевтическом отделении МУЗ <адрес> ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает медсестрой офтальмологического кабинета.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Яцышена С.В. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Яцышена С.В. находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Яцышена С.В. находилась на курсах повышения квалификации.

Периоды работы Яцышеной С.В. в указанных должностях, дают право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в календарном порядке, поскольку предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии с п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в части не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Названные выше Правила, не предусматривают возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода отпуска по уходу за ребенком, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации.

Однако в соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции до 25 сентября 1992 года) отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав должна производиться с учетом того, что право, приобретенное участниками соответствующих правоотношений на основе действующего законодательства, должно быть ими реализовано.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Яцышеной С.В. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет был предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Поэтому периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ода по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от времени обращения Яцышеной С.В. за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516.

В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 5 июня 1998 года №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» и Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов» целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работника.

Истица, имея среднее медицинское образование и специальность медицинская сестра, работая медсестрой офтальмологического кабинета МУЗ <адрес> ЦРБ, обучалась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации.

Страховой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения истицы Яцышеной С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения с заявлением в ОПФР РФ (гу) в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составлял свыше 25 лет, из которых она которых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала медсестрой в терапевтическом отделении МУЗ <адрес> ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ работает медсестрой офтальмологического кабинета МУЗ <адрес> ЦРБ по настоящее время.

Поскольку Яцышена С.В. с ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла и продолжает осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, находилась на курсах повышения квалификации в период действия указанных норм права - в 2001 г., 2007 г., а потому с учетом положений ч.2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, 18,19, ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Яцышена С.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ и на данную дату у нее имелся 25 – летний специальный стаж, в соответствии с положением подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение пенсии за ней следует признать со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Данный вывод согласуется с положением абз.2 п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусматривающего, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Яцышеной С.В. к ОПФР РФ (гу) в <адрес> о признании права на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, удовлетворить.

Обязать Отдел пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> Яцышеной С.В. включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и досрочно назначить ей пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд в течение десяти дней.

Судья Таранец С.В.