РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 мая 2011 года пос. Одоев Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Таранец С.В., при секретаре Кошкиной Е.Ю., рассмотрев гражданское дело по заявлению Остроуховой Н.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» о присвоении звания «Ветеран труда», установил: Остроухова Н.В. обратилась в суд с заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» о предоставлении ей статуса «Ветеран труда». В обоснование заявления указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году, работая поваром в Одоевском общепите Одоевского РАЙПО была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» с выдачей удостоверения. (Постановление Совета Центросоюза РФ № 87-СП от 03.06.1999 года). Остроухова Н.В. полагает, что данные обстоятельства служат основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», каковым она фактически является согласно ФЗ №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением и приложением соответствующих документов в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» о присвоении звания «Ветеран труда», но письмом № от ДД.ММ.ГГГГ директор ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» Грибов Б.В. уведомил ее о том, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и не являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Остроухова Н.В. полагает, что отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» в присвоении ей звания «Ветеран труда» противоречит положениям, предусмотренным ФЗ №5-ФЗ «О Ветеранах», в частности статьи 7 пункта 4 «Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», а также Конституции РФ. <адрес> «О внесении изменения в статью 2 закона <адрес> «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятым <адрес> Думой 24 сентября 2008 г., ст. 1 внесено изменение следующего содержания: «Внести в пункт 1 части 3 статьи 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797 - ЗТО изменение, исключив слова «выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату)». Новая редакция п.1 части 3 статьи 2 Закона Тульской области от 07.10.2008 г. № 1093-ЗТО не внесла иной смысловой нагрузки или иного толкования в новую редакцию закона по сравнению с ранее действующей редакцией указанного закона Тульской области, т.е. никакой отмены установленных требований закона, как уведомил заявителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>», не было. Остроухова Н.В. просит обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» присвоить ей звание «Ветеран Труда». В судебном заседании Остроухова Н.В. поддержала заявление, подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, просила признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» и обязать присвоить ей звание «Ветеран труда». Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности Ларионова Н.В. с заявлением не согласна, ссылаясь на то, что нагрудный знак «За доблестный труд в потребительской кооперации России», которым награждена Остроухова Н.В., не является ведомственным знаком отличия, так как система потребительской кооперации Российской Федерации не осуществляет функции государственного управления какой-либо отраслью. Выслушав объяснения Остроуховой Н.В., представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» Ларионовой Н.В., исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (в ред. Федерального закона от 19.12.2005г. №163-ФЗ). Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты данной категории граждан, в том числе ветеранов труда, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Звание «Ветеран труда» является федеральным званием. Единый образец удостоверения «Ветеран труда» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» в связи, с чем принят Закон Тульской о «Ветеран труда». На основании Закона области в качестве документов к наградам (орденам, медалям, присвоенным почетным званиям СССР или Российской Федерации, ведомственным знакам отличия в труде), дающим право для присвоения звания “Ветеран труда”, принимаются подтверждающие награждение документы, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации, либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность претендента на установление указанного звания. Остроухова Н.В. на основании Постановления Совета Центросоюза РФ №-СП от ДД.ММ.ГГГГ награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Одоевского района» отказало ей в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой, так как исходит не от органа государственного управления СССР, Российской Федерации, а система потребительской кооперации Российской Федерации не осуществляет функции государственного управления какой-либо отраслью. Принимая во внимание, что федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ (Тульская область) не содержит легального определения понятия «ведомственный знак отличия в труде», такого определения до настоящего времени не выработала практика Конституционного судопроизводства, практика судов общей юрисдикции, поэтому применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивает ответчик, не основано на законе, а также противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказание мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции. Исходя из положений ст. ст. 1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществ может рассматриваться как центральное учреждение по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающее контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства). Суд учитывает также, что до июня 2008 года Министерством труда РФ - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организация (письма Минтруда РФ от 12.02.1996 года №258-ВЛ, от 07.10.1999 года №5635-КС). Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе по основанию награждения значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации». Изменение практики применения положений п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограниченного толкования, как это произошло в случае с Остроуховой Н.В., ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время. В постановлении от 03.06.2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению судебной коллегии, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от 24 мая 2001 года №8-П, определение от 04 апреля 2006 года №89-О, определение от 08 февраля 2007 года №321-О-П). Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» в присвоении Остроуховой Н.В. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198,199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Остроуховой Н.В. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» присвоить Остроуховой Н.В. звание «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Тульского областного суда в течение 10 дней со дня получения решения суда в окончательной форме через Одоевский районный суд. Судья