РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 июня 2011 года п. Арсеньево Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Валицкой Л.В., при секретаре Астаховой Т.В., с участием заместителя прокурора Арсеньевского района Ермаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области и возложении обязанности по государственной регистрации прав на гидротехническое сооружение пруда, расположенное у д. Ясенки Арсеньевского района, установил: прокурор Арсеньевского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области и возложении обязанности по государственной регистрации прав на гидротехническое сооружение пруда, расположенное у д. Ясенки Арсеньевского района. Свои требования обосновывает тем, что при проведении прокуратурой района совместно с участием государственного инспектора по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору соблюдения администрацией муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о безопасности гидротехнических сооружений было установлено, что на территории муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области гидротехническое сооружение пруда, расположенное у д. Ясенки Арсеньевского района на ручье без названия, которое представлено грунтовой насыпной плотиной (дамбой) размерами: длина 110 м, ширина плотины по гребню 8 метров, высота – 7 метров, по гребню плотины проходит асфальтовая дорога шириной 5м. Верховой откос плотины зарос травяной и древесно-кустарниковой растительностью, активно обживается околоводными землеройными животными (бобрами, ондатрами, водяными крысами), повсюду видны следы их жизнедеятельности (погрызы растительности, норы в плотине). На уровне волнобоя имеются разрушения верхового откоса, а также значительная промоина. Низовой откос зарос травяной и древесно-кустарниковой растительностью, в районе водосбросного сооружения имеется значительная промоина, в результате которой разрушается выходная часть водосбросного сооружения. Водосбросное сооружение переливного типа представлено сборной железобетонной трубой прямоугольного сечения диаметром 3х3 м. Входной оголовок водосбросного сооружения требует ремонта, от стенок трубы отваливается бетон, местами видна ржавеющая металлическая арматура. Выходной оголовок водосбросного сооружения и половина сборной трубы разрушены, водобойное устройство на выходной части водовыпуска отсутствует. Техническое состояние гидротехнического сооружения пруда неудовлетворительное. При проверке было установлено, что сведений о собственнике в Приокском управлении Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не имеется. По данным Одоевского отдела Управления Росреестра по Тульской области установлено, что в Едином государственном реестре прав на имущество, права на водохранилища, пруды и другие гидротехнические сооружения, расположенные на территории муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области, не зарегистрированы, также отсутствуют гидротехнические сооружения, поставленные на учет в качестве бесхозяйных. Гидротехническое сооружение пруда у д. Ясенки Арсеньевского района на ручье без названия находится в неудовлетворительном состоянии. По гребню плотины проходит асфальтовая дорога, по которой осуществляют проезд транспортные средства, таким образом создается угроза для дорожно-транспортных происшествий, нанесения вреда жизни и здоровью людей. Статус гидротехнические сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей. Однако администрация муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области не принимает меры по признанию объекта бесхозяйным и постановке его на учет, регистрации права на недвижимое имущество (гидротехническое сооружение). Бездействие администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнические сооружения пруда, расположенного у д. Ясенки Арсеньевского района на ручье без названия, препятствует реализации положений ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу нанесения вреда населению, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и возникновения чрезвычайных ситуаций, тогда как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Ссылаясь на ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области и возложить обязанность по государственной регистрации прав на гидротехническое сооружение пруда, расположенное у д. Ясенки Арсеньевского района. В судебном заседании зам. прокурора Арсеньевского района Ермакова О.В. исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчик администрация муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще и своевременно, в своем сообщении просила судебное разбирательство провести в отсутствие представителя, удовлетворение требований оставила на усмотрение суда. Суд, исходя из требований ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика. Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему. Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения, и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций; осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения может выступать муниципальное образование. Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается такое свойство гидротехнических сооружений, которое позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения – разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет обязанности собственника гидротехнического сооружения по обеспечению требований безопасности гидротехнического объекта. Ст.218 ГК РФ устанавливает одно из оснований приобретения собственности на имущество, собственник которого неизвестен, либо от которого собственник отказался или утратил право собственности по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество. Сообщение начальника Одоевского отдела Управления Росреестра по Тульской области за №16/156 от 7.06.2010 г. подтверждает отсутствие регистрации прав и регистрации бесхозяйных на водохранилища, пруды и другие гидротехнические сооружения на территории Арсеньевского района. Из акта проверки гидротехнического сооружения, расположенного у д. Ясенки Арсеньевского района на ручье без имени, видно, что на момент проверки гидротехнического сооружения пруда является бесхозяйным объектом и находится в неудовлетворительном состоянии. В силу Устава муниципального образования Астаповское территория, на которой расположено указанное выше гидротехническое сооружение, находится в границах поселения муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области. Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Арсеньевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области и возложении обязанности по обращению в орган регистрации прав на недвижимое имущество о признании гидротехнического сооружения пруда, расположенного у д. Ясенки Арсеньевского района бесхозяйным с дальнейшим обращением в суд о признании права собственности на него. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Арсеньевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области и возложении обязанности по обращению в орган регистрации прав на недвижимое имущество о признании гидротехнического сооружения пруда, расположенного у д. Ясенки Арсеньевского района бесхозяйным с дальнейшим обращением в суд о признании права собственности на него удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области, выразившееся в самоустранении от постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта - гидротехнического сооружения пруда, расположенного у д. Ясенки Арсеньевского района Тульской области на ручье без названия. Обязать администрацию муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество о признании гидротехнического сооружения пруда, расположенного у д. Ясенки Арсеньевского района бесхозяйным в срок до 1 августа 2011 г. с дальнейшим обращением в суд с заявлением о признании права собственности на него с принятием на баланс муниципального образования. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд. Председательствующий Л.В. Валицкая