решение от 20.06.2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 г. пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Вергуш В.В.,

при секретаре Марининой Н.И.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Балабанова В.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Балабанов В.П., обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», и Департаменту социального развития Тульской области.

В требованиях истец просит, обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату с 16.05.2011 года.

Требования обосновывает тем, что он является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии , которое ему выдано Одоевским отделом социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области ДД.ММ.ГГГГ

16.05 2011 года он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», с заявлением о назначении ему в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО « О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.

Письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление Социальной защиты населения Одоевского района от 25.05.2011 г. № 632 получил отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 7. Федерального Закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ « О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе и получение ежемесячных денежных выплат, согласно настоящего действующего законодательства. В соответствии со ст.22 Федерального закона « О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

28.12.2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО « О мерах Социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В ст.1 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе и ветераны труда. В соответствии со ст.7 Закона Тульской области от28.12.2004 года № 493- ЗТО « О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда также имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО « О мерах социальной поддержки отдельных категории жителей Тульской области» не содержит конкретных указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, для назначения ежемесячной денежной выплаты. В связи с чем, просит суд обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату согласно ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с момента обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района».

В судебном заседании истец Балабанов В.П. требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив свои доводы изложенные в заявлении.

Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» по доверенности Ларионова Н.В. иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление.

В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», ссылается на следующие обстоятельства.

Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены условия предоставления мер социальной защиты ветеранов труда, главным из которых является установление им трудовой пенсии по старости (в редакции до 22 августа 2004 года).

В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом № 122-ФЗ, часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств).

В данном случае необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что возникла трансформация права - право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц - участников правоотношений остался прежним (достижение возраста, дающего право на пенсию по старости), что является существенным для рассмотрения заявленных требований.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах» и установил, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения по предоставлению льгот согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22 августа 2004 года) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно статьям 3 и 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъективный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года).

В исковом заявлении истец просит обязать назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату на основании Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области.

В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветеранам труда назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

Постановление администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» определяет правила предоставления мер социальной поддержки и регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой, но не содержит условия ее предоставления.

Постановлением администрации Тульской области от 18 июня 2008 года № 339 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения трудовой деятельности.

Кроме того, считают, что нельзя руководствоваться статьей 7 без учета положений статьи 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Статьей 5 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, по инвалидности, социальная пенсия.

На основании статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Поскольку истец не является получателем пенсии ни по одному из вышеуказанных законов, правовых оснований для назначения мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» Балабанову В.П. не усматривается, и просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.

Представитель департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Из поступившее отзыве на исковое заявление Балабанова В.П. просит суд в иске отказать.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Из заявлений Балабанов В.П. следует, что он, являясь ветераном труда с 16 мая 2011 года и 16 мая 2011 года обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» по вопросу назначения ему ежемесячных денежных выплат как ветерану труда. На заявление ответчиком был дан письменный ответ от 25.05.2011 года, из которого следует, что названные льготы могут быть истцу предоставлены только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости ему было отказано.

Данный отказ является незаконным по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3 и 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства Балабанова В.П. доказано, что как ветерана труда, у него есть права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 16.05.2011 года, а поэтому его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 16.05.2011 года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 подлежат удовлетворению.

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт того, что Балабанов В.П., не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанной льготы.

Суд считает, что позиция ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Одоевского района» не соответствует положениям Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Одоевского района» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами, поскольку такого ограничения ст.7 указанного Закона Тульской области №493-ЗТО не предусмотрено.

Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения по Одоевскому району» так же ссылается на Постановление администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области». Указанным регламентом определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Указанный регламент противоречит ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО, который имеет большую юридическую силу, в связи с чем ссылка представителя ответчика на Постановление администрации Тульской области от 18.06.2008 года №339, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», не может быть принята судом во внимание.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать право Балабанова Виктора Петровича, как ветерана труда, на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» назначить Балабанову Виктору Петровичу с 16 мая 2011 года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд в течение 10 дней.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200