РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июля 2011 года п. Арсеньево Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Валицкой Л.В., при секретаре Овчинниковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Аносовой М.С. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установил: заявитель Аносова М.С. обратилась с в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Свое заявление обосновывает тем, что постановлением администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет Аносовой М.С., нуждающейся в улучшении жилищных условий» она была поставлена на учет в целях предоставления ей благоустроенного жилья ввиду того, что ее домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, - не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», т.к. жилой дом имеет печное отопление, пол, фундамент, крыша имеют трещины, сам дом расположен в 2 км от общей магистрали, водоснабжение отсутствует и до источника воды необходимо пройти 2 км. Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация муниципального образования Астаповское Арсеньевского района сняла ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.6 ст.56 ЖК РФ в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. По мнению заявителя, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований ее дома он должен быть признан непригодным для проживания. Обязанность по проведению обследования лежит на заинтересованном лице в соответствии с п.42 Положения, однако заинтересованное лицо уклоняется от проведения обследования, что привело к принятию необоснованного постановления о снятии с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, заявитель имеет льготы в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», но положения Указа не были приняты во внимание заинтересованным лицом. Просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Аносовой М.С. В судебное заседание заявитель Аносова М.С. и ее представитель Аносов Н.В. не явились. О времени, дате и месте судебного разбирательства извещены надлежаще и своевременно, заявитель и его представитель Аносов Н.В. просили дело рассмотреть в их отсутствие, заявление поддерживают и просят удовлетворить. Исходя из требований ч.2 ст.257 ГПК РФ суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и его представителя. На предварительном слушании представитель заявителя Аносов Н.В. заявление поддержал и просил его удовлетворить, пояснив, что Аносова М.С. является тружеником тыла, кроме того, она имеет льготы как вдова участника Великой Отечественной войны, в заявлении неправильно указано, что она участник Великой Отечественной войны, она очень больна, ей тяжело передвигаться, В доме в <адрес> проживать не может, ввиду его неблагоустроенности, наличия печного отопления, отсутствия водопровода и ванны, расположения туалета на улице, удаления дома от источника воды, с отдаленными от дома медицинским учреждением - поликлиникой, магазинами, почтой и остановкой автотранспорта. Оттуда невозможно выбраться в больницу, а заявителю было недавно очень плохо и некому было оказать помощь. Поскольку в силу возраста, состояния здоровья она не может обходиться без посторонней помощи, требуется постоянный уход, она обратилась с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет как нуждающаяся, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация муниципального образования Астаповское Арсеньевского района сняла ее с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п.6 ст.56 ЖК РФ. Просит отменить указанное постановление, поскольку она не может проживать в этом доме. Представитель заинтересованного лица Смирнова С.В. заявление не признала и просила его отклонить, пояснив, что постановлением администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет Аносовой М.С., нуждающейся в улучшении жилищных условий» она была поставлена на учет в целях предоставления ей благоустроенного жилья ввиду того, что ее домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, - не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а именно удаленность <адрес> от социальных объектов, учреждений здравоохранения, районного центра, невозможность самообеспечения в удовлетворении своих потребностей в повседневной жизни и в связи с ее преклонным возрастом Аносова М.С. была принята на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку администрация поселения неоднократно направляла ее документы для проведения обследования, но ответа не было. Аносова М.С. является ветераном тыла и вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается архивной справкой и удостоверением. Однако главе администрации было разъяснено, что она незаконно поставлена на учет. т.к. нет акта обследования жилого дома, площадь ее дома превышает норму учетной площади, ее нельзя отнести к малоимущей. Поэтому постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация муниципального образования Астаповское Арсеньевского района сняла ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.6 ст.56 ЖК РФ в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно истребованному судом акту ее жилье пригодно для проживания, поэтому нет оснований для постановки ее на учет, в связи с чем просит в удовлетворении заявления отказать. Одновременно представитель заинтересованного лица суду сообщила, что с. К. А. района располагается на обоих берегах речки, на одном береге существует централизованный водопровод, а на берегу, где расположен дом заявителя, отсутствует водопровод, нет колодца или колонки, заявитель берет воду из речки (т.е. не хлорированную и не очищенную), во всем с. К. отсутствует канализация. В с. К. нет медицинских учреждений. Судом установлено, что согласно техническому паспорту собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 42,3 кв.м, основной пристройки 32,5 кв.м, пристройки 10,1 кв.м, с отапливаемой площадью 50,2 кв.м, с печным отоплением, при описании технического состояния указаны глубокие трещины, дымление, газоснабжение баллонное с повреждениями, перекрытия чердачные имеют трещины в балках и накате, фундамент имеет выпучивание и искривления в цоколе, у крыши – волосные трещины, протечки, оконные проемы имеют трещины в коробках с процентным износом 54% с отсутствием сантехнических и электротехнических устройств (при наличии электроосвещения) в с. К. принадлежит на праве собственности Аносовой М.С. В силу акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ одноквартирный однокомнатный жилой дом общей площадью 70,2 кв. м, жилой – 26,9 кв.м, состоит из трех частей: основного жилого дома, основной пристройки и пристройки из теса, фундамент бутобетонный, стены кирпичные, кровля чердачная шиферная, отопление печное, электроснабжение имеется, водопровода и канализации нет, процент износа в соответствии с техническим паспортом 54%. На дату обследования ограждающие конструкции жилого дома в удовлетворительном состоянии, кровля в удовлетворительном состоянии, конек кровли полуразрушен, из-за чего имеются протечки и требует замены, две печи находятся в исправном состоянии, дом отапливается от одной печи, перекрытие деревянное по балкам в хорошем состоянии, полы деревянные по лагам крепкие, за исключением кухни, где требуется замена лаг. Межведомственная комиссия считает необходимым заменить конек кровли, загерметизировать примыкание кровли к дымовой трубе, заменить лаги пола на кухне и пришла к заключению, что жилой дом пригоден для проживания. Одновременно заключением от ДД.ММ.ГГГГ № комиссия пришла к выводу, что жилой дом находится на отдаленном и труднодоступном от автотранспортной магистрали расстоянии, не имеет водопровода и канализации – эти факторы создают трудности для проживания одинокого пожилого человека. Согласно эпикризу МУЗ «Городская больница № г. Т.» у Аносовой М.С. отмечается ухудшение состояния с 2010г., повышенное АД 210/100, 200/100, одышка, головокружение, слабость, обморочные состояния, требуется постоянный уход, заключение выдано для решения вопроса о группе инвалидности. В силу удостоверения серии №, выданного управлением социальной защиты населения Аносова М.С. является ветераном и имеет права и льготы, установленные ст.20 Федерального Закона «О ветеранах». Справкой за № удостоверяется, что Аносова М.С. является женой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах». Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, изданным главой администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района, Аносова М.С. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Согласно подп. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу п.п. 2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В соответствии с п. 12 этого Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, вышеназванной нормой пригодность помещения для проживания поставлена в зависимость от наличия в этом помещении инженерных систем (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в то же время указанное условие поставлено в зависимость от наличия таких коммуникаций в населенном пункте, где находится такое помещение. Приходя к выводу о пригодности для проживания дома по адресу: <адрес>, принадлежащего заявителю на праве собственности, в заключении межведомственной комиссии, обследовавшей это помещение, и в акте обследования указанного помещения, согласно которым названный дом признан пригодным для постоянного проживания, указано на необходимость выполнения работ по текущему ремонту дома и в то же время указано, что фактически для Аносовой М.С. проживание в этом доме имеет трудности. Между тем, в указанных документах отсутствуют сведения о наличии в самом населенном пункте, где расположен дом, принадлежащий заявителю, вышеперечисленных инженерных систем, тогда как представитель заинтересованного лица пояснила, что в с. К. отсутствует канализация, но имеется центральное водоснабжение, тогда как в доме заявителя хозяйственно-питьевое водоснабжение отсутствует (нет колодца или колонки, вода забирается из речки без ее соответствующей обработки и очищения, источник воды находится на расстоянии 2 км от дома, по состоянию здоровья является невозможным для Аносовой М.С. использовать его), т.е. суд с учетом изложенных факторов приходит к выводу о непригодности жилого дома для проживания Аносовой М.С., поскольку занимаемое истицей жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, в силу чего она может быть признана лицом, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в связи с чем суд считает незаконным ее снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, суд учитывает, что заявителю 83 года, она является вдовой участника Великой Отечественной войны, а потому ей, одинокому пожилому человеку, затруднительно проживать в доме с печным отоплением, не обеспеченным централизованной подачей воды, с расположенными во дворе удобствами. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.51 ЖК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд решил: заявление Аносовой М.С. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Обязать главу администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней через Одоевский районный суд. Председательствующий