Решение от 21.07.2011 года о признании права собственности на земельный участок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года п. Арсеньево

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Овчинниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихачева А.В. к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании действительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за и регистрации перехода права собственности на земельный участок,

установил:

Лихачев А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании действительным договора купли-продажи земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он по договору купли-продажи приобрел в собственность у М. жилое кирпичное домовладение общей полезной площадью 40 м2, в том числе жилой -20 кв.м с надворными строениями и ограждениями, расположенными на земельном участке 1500 м2 в д. К. поселок А. района Т. области. На основании договора администрацией Г. сельсовета Арсеньевского района было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ С момента покупки дома истец пользовался находящимся на земельном участке огородом, садом, а также капитальным погребом. Проведя контрольные обмеры, истец убедился, что размер используемого земельного участка превышает размеры, указанные в свидетельстве о праве собственности на землю, поэтому он обратился в администрацию муниципального образования Арсеньевский район о применении к нему закона о дачной амнистии от 30.06.2006 г. №93-ФЗ, однако в администрации ему предложили другой вариант: сделать 2 межевых плана: на участок, которым он владеет на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и на земельный участок, которым он пользовался фактически без правоустанавливающих документов, т.к. участок числился с целевым назначением как содержание индивидуальной дачи, а целевое назначение участка – «личное подсобное хозяйство», после чего целевое назначение участка изменить на «личное подсобное хозяйство». Это им было сделано. Участок Лихачев А.В. приобрел по договору от ДД.ММ.ГГГГ Однако при обращении в органы Росреестра ему было отказано в регистрации права собственности, поскольку на данном участке отсутствовали строения. Решением Одоевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за ним было признано право собственности на недвижимое имущество – погреб на участке . При повторном обращении в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области было зарегистрировано только право собственности на погреб, а в регистрации права собственности на землю было отказано с обоснованием, что договор купли-продажи земельного участка оформлен раньше, чем было получено свидетельство о праве собственности на капитальное строение (погреб)., т.е. администрация Арсеньевского района должна переоформить договор купли-продажи участка другим числом, однако администрация района придерживается позиции, что договор купли-продажи совершен и повторное его заключение нецелесообразно.

В судебном заседании истец Лихачев А.В. свои требования поддержал дополнил требованием о регистрации перехода права на земельный участок, просил их удовлетворить. Подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик администрация муниципального образования Арсеньевский район, будучи надлежаще извещенной о времени, дате и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания своего представителя не направил, в своем письме просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя и не возражал против удовлетворения иска Лихачева А.В.

Исходя из требований ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.

В силу договора от ДД.ММ.ГГГГ М. продал Лихачеву А.В. принадлежащее ему на праве собственности целое жилое кирпичное домовладение общеполезной площадью 40 кв.м с надворными строениями и ограждениями, расположенное в д. К. поселок А. района.

Из свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей Лихачев А.В. является владельцем по решению за от ДД.ММ.ГГГГ администрации Г. с/с для содержания индивидуальной дачи всего 0,15 га, в т.ч. сельхозугодий 0,14 га, в т.ч. пашни 0,12, многолетних насаждений 0,02, постройка 0,01.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Лихачева А.В. на жилой дом одноэтажный общей площадью 46,2 кв.м по адресу: <адрес>. Право собственности Лихачева А.В. на указанный жилой дом подтверждается данными технического паспорта.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Лихачев А.В. является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1500 кв.м по адресу: <адрес> кадастровым номером .

При осмотре схемы расположения земельных участков на кадастровом плане установлено, что местоположение земельного участка площадью 3500 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства: <адрес>, в 16 м на северо-запад от д., - согласовано с заинтересованными лицами.

Согласно договору купли-продажи земельного участка за от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Арсеньевский район продала Лихачеву А.В. на основании постановления главы администрации муниципального образования Арсеньевский район от ДД.ММ.ГГГГ за в собственность земельный участок за плату в размере <данные изъяты> руб. с кадастровым номером площадью 3500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в 16 м на северо-запад от д., из земель населенных пунктов муниципального образования С. А. района для ведения личного подсобного хозяйства, к ранее предоставленному земельному участку.

В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Лихачева А.В. на погреб общей площадью 60 кв.м по адресу: <адрес>, на основании решения Одоевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.131, 164. ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, в том числе сделки с землей, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ договор купли-продажи является основанием приобретения права собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ, право собственности на приобретенные по договору продажи объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности.

В силу п.3 ст.551 ГК РФ если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из установленных судом обстоятельств, земельный участок предоставлялся Лихачеву А.В., для ведения личного подсобного хозяйства, при этом хозяйственные постройки находились на предоставленном земельном участке. Таким образом, права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, Лихачев А.В. мог получить в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, при приобретении в собственность таких объектов.

Учитывая, что Лихачев А.В. пользуется земельным участком, прием-передача спорного земельного участка от продавца к покупателю была произведена (п.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ), выполнил свои обязанности по договору купли-продажи земельного участка, а продавец уклоняется от внесения изменений в договор купли-продажи в целях государственной регистрации сделки, договор никем из сторон или третьих лиц не оспорен, суд приходит к выводу об обоснованности иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лихачева А.В. к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании действительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за и регистрации перехода права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать переход права собственности к Лихачеву А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу г. <данные изъяты>, на земельный участок за плату в размере <данные изъяты> руб. с кадастровым номером площадью 3500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в 16 м на северо-запад от д., из земель населенных пунктов муниципального образования Стрикинское Арсеньевского района для ведения личного подсобного хозяйства по договору купли-продажи земельного участка за от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией муниципального образования Арсеньевский район и Лихачевым А.В..

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд.

Председательствующий Л.В. Валицкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200